Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Театральный Петербург. 1-31.01.2010
СМИ:

ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ

По небольшой сцене театра на Васильевском раскатали газон с изумрудно-свежей травой. Он поблескивает, словно от росы. На нем — некая деревянная конструкция, по которой, как обезьянки ползают, прыгают и кувыркаются пятеро простоволосых девушек в светлых длинных платьях. И вроде бы все довольно мирно, если бы не истошный вопль, который вдруг вырывается из груди одной молодки. Девушки эти танцуют странные, бесноватые танцы, за которыми их застает местный священник. И далее — начинается настоящая охота на ведьм. В маленьком городке Салеме каждую вторую женщину обвиняют в колдовстве. Процесс принимает масштабный оборот, запущенную машину невозможно остановить. Она требует все новых и новых жертв.

Пьесу «Суровое испытание», которую режиссер Анджей Бубень переименовал в «Салемских колдуний», драматург Артур Миллер написал в 1953 году, когда в США развернулась так называемая «Witch-hunting» («охота на ведьм»), кампания по расследованию «антиамериканской деятельности», которая должна была обнаружить и обезвредить всех, кто поддерживал — делом или простой симпатией — СССР. Артура Миллера в России знают много меньше, чем его соотечественника Юджина О’Нила. Миллера нам везут «с запада» (вспомним хотя бы прошлогодний «Балтдом» и спектакль «Смерть коммивояжера» Люка Персиваля). Однако, как показала постановка театра на Васильевском, Миллер нем менее актуальный дню сегодняшнему драматург. Не только политическими аллюзиями (власть, которая скрывает свои ошибки ценой человеческих жизней, пожалуй, тема вечная).

Своим спектаклем Анджей Бубень, с приходом которого труппа этого театра стала занимать лидирующие позиции (загадка, наверное, в верном распределении нагрузки?), продолжил разговор, начатый еще в «Русском варенье», «Саранче» и «Даниэле Штайне. Переводчике». Разговор о судьбе человека. Не мелкотравчатый, местечковый монолог о том, что есть человек и зачем он есть, начинает Бубень, а суровое и откровенное высказывание о том, что такое человек в масштабе целого мира. По Бубеню — не сошка. А важная деталь большого механизма, сбой работы которой приводит к сбою целой системы.

В чем-то польский режиссер созвучен с еще одним американцем, Рэем Бредбери, который в рассказе «И грянул гром» наивно и прямодушно описал фантастическое путешествие одного человека в далекое прошлое, где он нечаянно наступил на мотылька. А дальше события развивались следующим образом: мотыльком не отужинала птичка, птичку не сожрала кошка и так далее. Закрутилась спираль отрицательных событий, который привели к тому, что преодолев миллионы лет и вернувшись в свое время, незадачливый путешественник обнаружил, что вернулся в…фашизм.

Действие пьесы Миллера начинается «за кадром», то есть до начала книги. Там, в предисловии один женатый мужчина, Джон Проктор (Дмитрий Воробьев) делает своей любовницей девушку-служанку Абигайль (Светлана Щедрина). Жена Проктора Элизабет (Елена Мартыненко), узнав об измене супруга, девицу увольняет, а с мужем становится холодна. Обесчещенная и обиженная девушка задумывает извращенную месть. Подговорив своих подружек изобразить бесноватость, в пособничестве дьяволу обвиняют жительниц деревни. Всех подряд, пока не доберутся до Элизабет, которая и была основной мишенью.

Обычная бытовая история и чудовищные последствия женской ревности, безответственной и жестокой, в спектакле Анджея Бубеня поднята на котурны истинной трагедии. Он никого не обличает, только рассказывает все как есть. Джон Проктор, поначалу симпатичный и честный семьянин, который держится за домашний очаг. Невозможно его упрекнуть в невоспитанности даже когда он замахивается на оскорбившую Элизабет Абигайль: он просто отстаивает интересы своего дома и имя своей жены. Зритель сразу узнает о том, что у этих двоих была связь. Но современный человек, испорченный и развращенный вывернутыми наизнанку моральными устоями, и глазом не моргнет — пропустит эту «мелочь» мимо ушей. Займет сторону мистера Проктора.

Молодая актриса Светлана Щедрина играет уже не любовь, а лютую ненависть к обманщику. Наверное, Проктор и правда ничего ей не обещал, но она, в силу своей молодости и по большому счету неопытности, отказывается в это верить. И если «бесноватость» ее подружек — театральна, на самом деле розыгрыш, то Абигайль-Щедрина с развитием действия и правда становится одержимой: желанием отомстить. В этой постановке Бубень снова задействовал «своих»: Наталью Кутасову, Артема Цыпина, Татьяну Калашникову, Сергея Лысова и других актеров, которых он открыл городу за три сезона своей работы. Такой режиссер для труппы — большой подарок. Есть актеры, для которых Анджей Бубень должен стать очень важной, этапной фигурой в их творческой жизни. К таким относится Елена Мартыненко, сыгравшая в «Салемских колдуньях» жену Проктора. Роль совсем небольшая. Она появится в начале: высокая, худая, действительно «холодная». Она — женщина, которая боится потерять своего мужчину. Раз узнав об измене, она и хотела бы, да не может ему доверять более. И понимает, что тем самым еще больше его от себя отталкивает, но сделать с собой ничего не может. Второе появление Элизабет — в тюрьме. В самой финальной сцене, когда ей нужно признать прилюдно в муже греховодника и решить его судьбу: казнен или помилован. Она робко садится спиной к спине с супругом. Не прикасаясь к нему, произносит свой самый главный монолог в жизни: о том, что она сама виновата в бедах, которые обрушились на ее семью. Она была с ним неприветлива, она сама его оттолкнула. И крепко-крепко обнимает его плечи. В последний раз.

Каждому в этой истории приходится признаться в страшном грехе. Священнику Пэррису во лжи (он не хотел выдавать племянницу Абигайль), девочкам-подружкам — в слабой воле и глупости, приведшей к трагедии, Джону Хэйлу, священнику и единственному честному человеку в исполнении Андрея Феськова в том, что человечество очень далеко от совершенства.

С ним согласен сам Бубень, который превратил очень популярную на мировых театральных подмостках пьесу в личное высказывание. В «Салемских колдуньях» он предстал режиссером и человеком высоконравственным и чистым. Что для сегодняшней и жизни, и сцены — редкость. Супружеская измена в современном мире стала чуть ли не терапией против распада брачного союза. У Анджея Бубеня подобная «мелочь» рушит жизнь не только двоих, целого города. Есть 10 заповедей, которые в начале сбивчиво перечисляет священнику Джон Проктор. Эти заповеди с точки зрения режиссера Бубеня — основы мироздания. И у человека нет права рушить их, как бы тяжело и одиноко ему не было.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.