В изобразительном искусстве самый нежный вид живописи — акварель. В писательском деле — эссе, зарисовка. А в театре такого жанра нет в чистом виде. У Льва Додина в спектакле «Портрет с дождем» получилось нарисовать чуть тронутую печалью, но чистую и светлую, очень легкую историю. О любви. По мотивам одноименного сценария Александра Володина
Художник Александр Боровский соорудил на сцене МДТ фотостудию: один стул, белый задник и несколько белых зонтиков-отражателей. Все персонажи выходят познакомиться со зрителем в самом начале, сделав снимок. Парочка влюбленных (Алексей Морозов и Елена Калинина): он умный, она красивая. Щелк! Две подружки (Дарья Румянцева и Екатерина Клеопина): одна школьная активистка, вторая затурканная одноклассниками дылда с огромными затравленными глазами. Щелк! Семейная пара (Сергей Власов и Наталья Акимова): он муж-подкаблучник, который таки найдет в себе силы восстать, она — очень по-советски правильная женщина, в целом неплохая. Щелк! Есть забавное трио работяг-забулдыг (Александр Кошкарев, Анатолий Колибянов, Олег Рязанцев) — опохмелились и тоже пришли сфотографироваться на память, строя друг другу рожки. Щелк! Появятся еще и две красивые женщины (Наталья Калинина и Екатерина Решетникова): одна — заботливая истерически-позитивная мамаша, вторая — ожидающая от запойного мужа ребенка. Щелк! Множество людей, множество характеров, все они замирают и навсегда остаются на фотопленке. Она хранит образы лучше, чем память…
По настроению, по ощущению от постановки — в Малом драматическом случилось стопроцентное попадание в тональность драматурга. Мало кому удается передать флер его текстов: чаще получается хромающая стилизация под стиляжные 1960-е.
В этом спектакле тоже есть внешние признаки тех наивных и одновременно сложных лет: резиновые сапоги на нехуденьких женских ножках, нарисованные (не от хорошей жизни, вестимо) прямо на коже «стрелки» на изображаемых чулках, торт и палка салями, передаваемая в качестве подарка как эстафетная палочка — от соседа к соседу: признак зажиточности и благополучия. Но все эти приметы, атрибуты работают на создание общей картины, в которой откровенно читается ностальгия самого режиссера по времени, когда люди были добрее.
О доброй женщине Клавдии (Татьяна Шестакова) эта история. О самой обычной женщине, которая в советское время, сама того не осознавая, живет по законам, прописанным нам свыше. Она не ропщет на судьбу — ей всегда хватает ее копеечной зарплаты. Она не унывает, хотя одна растит двух детей. Она не обвиняет и не обижается на мужчин, которые ее бросили: напротив, находит им оправдание. И даже беспутный бесприютный попивающий морячок по имени Анатолий (Сергей Курышев), прибившийся к ней в этот раз, пытается рядом стать кем-то вроде человека.
Додин подчиняет рисунок спектакля горизонту: все мизансцены строго фронтальны. Как на фотоснимках, которые сделаны в начале спектакля. Эта история случилась когда-то давно, и мы с актерами словно перелистываем страницы старого фотоальбома. Тыкаем пальцем в изображение, спрашиваем: «А это кто?». И получаем в ответ простую и одновременно увлекательную историю еще одной судьбы.
«Портрет с дождем» — спектакль очень неожиданный и для самого Льва Додина, и для его театра. И для зрителей, которые пришли в МДТ. Додин словно решил сделать глубокий вдох и выдохнуть, позволить себе хоть ненадолго перестать быть режиссером, а показать себя человеком по имени Лев Додин. Поделиться своими чувствами, воспоминаниями, радостями и огорчениями без многоэтажных метафор. Очень просто, по-домашнему. Как с близкими друзьями.
Комментарии (0)