
-
На фестивале «Точка доступа» и портале «Летающий критик» (онлайн 23 мая) прошла дискуссия «Критика критики». «Всяко диво на три дня», три дня Сеть обсуждает этот разговор, и это очень хорошо. В продолжение беседы мы, по инициативе коллег, собрали еще несколько мнений по повестке дня прошедшей дискуссии. Был разослан вопросник, и критики разных поколений — Андрей Пронин, Павел Руднев, Марина Дмитревская, Владислава Куприна, Антон Хитров и Алексей Исаев — отвечали на него. Нина Агишева выступила с монологом, он завершает эту коллективную рефлексию на поставленные вопросы. Мнения разные, объем собрался большой...
-
Время писать мемуары? Юбилей? Ужас... Витя, ты ж молодой, хипстер, мяса не ешь, ботинки всегда модные, девушкам нравишься... Но вот твои ученики собирают флэшмоб «подумай о главном» и задают вопрос — какие твои фразы я помню и где мы с тобой встретились, а я ведь уже в склерозе, Витя, и ты давно это понимаешь и часто мне на это намекаешь, Витя... Я помню только (и то нечетко), как мы в прошлом году прекрасно напились у меня чачи на перегородках грецкого ореха, под мои соленые грибочки. А вот где познакомились...
-
На десятой неделе карантина продолжаются онлайн-программы XXVII Псковского Пушкинского театрального фестиваля, часть трансляций которого осуществляется через сайт «Петербургского театрального журнала». Театр Талия начинает шекспировскую неделю, в течение которой откроется доступ к двум спектаклям Люка Персеваля. Кроме того, зрителей ждут показы спектаклей Питера Брука, Кристофа Марталера, Люка Бонди, Роберта Уилсона, Оскараса Коршуноваса, Римаса Туминаса, Юрия Бутусова. Комеди Франсез берет паузу и обещает транслировать свои спектакли только в выходные. В показах российских театров — сразу два спектакля Эймунтаса Някрошюса. Мы собрали для вас самое интересное с 25 по 31 мая. Гид будет постоянно дополняться. Следите за изменениями.
-
Сегодня, 24 мая, после тяжелой болезни, на 78 году ушла из жизни профессор Ярославского государственного театрального института Маргарита Георгиевна Ваняшова.
-
Сайт «Петербургского театрального журнала» с прошлой недели стал одной из площадок проведения онлайн-программы Пушкинского театрального фестиваля, открывшегося онлайн 20 мая. Часть программы перенесена на осень, часть любители театра увидят сейчас. Вас ждут более 20 трансляций спектаклей из Петербурга, Бурятии, Карелии, Омской, Саратовской, Тюменской областей, а также из Израиля, Литвы, Финляндии и Эстонии. По регламенту фестиваля все постановки созданы по сюжетам Александра Пушкина или произведениям русских классиков.
5 июня на нашем сайте пройдет показ спектакля «Дом. Дочь. Дорога» (по мотивам «Капитанской дочки» А. Пушкина). Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького (Кудымкар). Режиссер Вера Попова. 16+.
-
На днях в Псковской драме открылся Пушкинский театральный фестиваль, который в этом году проходит онлайн. Программа, которая незадолго до показов была объявлена на сайте театра, вызвала заметный ажиотаж в театральных кругах, подарив возможность посмотреть редкие спектакли, в том числе и относительно новые. Петербургский театральный журнал внимательно следит за происходящим и публикует отзыв Марины Шимадиной о спектакле Сергея Левицкого «Наводнение», поставленный в Русской драме Улан-Удэ.
-
Zoom-пьеса «Выбрать троих». Д. Данилов.
Воронежский Камерный театр.
Режиссер Михаил Бычков.Как «человек прошлого» скажу: на самом деле новая, актуальная, очень похожая на жизнь, ну, очень похожая на жизнь, пьеса Дмитрия Данилова, написанная в изоляции и про изоляцию, — устарела. Это абсурдный парадокс, из тех, на которых строятся каждый раз блестящие пьесы Данилова. И это, конечно, я так тупо шучу.
Но...
-
В праздновании дня рождения Большого театра кукол всегда есть три неизменных составляющих: отличный спектакль, презентация нового БТК-ФЕСТа и отвязный вечерний концерт.
В этом году все традиции переместили в онлайн, а отмечали 89-летие весь день, начиная с утреннего спектакля для детей литовского театра «Леле» и до уходящего в ночь музыкального квартирника мировой звезды театра кукол Матиа Сольце. Представили программу ноябрьского БТК-ФЕСТа, получившего подзаголовок «Молодость», а кроме того показали спектакль «Театр воображения. Про чайку» коллектива «Тень» и «Бастарда» Дуды Пайвы. А еще презентовали новый фестиваль современного фигуративного искусства — БТК. generation, и показали видеомакеты спектаклей, которые в него войдут.
-
В апреле в блоге ПТЖ прошла серия публикаций «За закрытыми дверями», в которых мы проводили опрос людей разных театральных профессий о том, как они переносят самоизоляцию и как на их жизни отразился режим карантина. Сегодня мы решили спросить у наших зарубежных коллег, работающих в театральных изданиях, как они выживают в период пандемии, когда театральный процесс переместился в сеть. Своим мнением поделился один из редакторов ведущей онлайн-платформы театральной критики в Германии nachtkritik.de Кристиан Раков.
-
Комеди Франсез — кажется, остается единственным театром, который изо дня в день делится со своим зрителем все новыми и новыми спектаклями. Не повторяясь и не прерывая трансляций. И это не случайно, ведь традиция к бережному сохранению своей истории у этого театра буквально в крови. А потому как только появилась подобная техническая возможность, все спектакли стали трепетно фиксироваться на пленку. Какие-то только для архива (и тогда в программе показов так и значится «архивная съемка»), а какие-то — специально для телепоказов. Так что — продлись карантин еще не один месяц — сокровищница Комеди Франсез не иссякнет. Итак.
-
Девятая неделя карантина отмечена стартом онлайн-программы XXVII Псковского Пушкинского театрального фестиваля, часть трансляций которого будет осуществляться через сайт ПТЖ. Театр Талия будет показывать сразу несколько спектаклей Люка Персеваля, а Бургтеатр — спектакли Клауса Пеймана. Берлинер Ансамбль выкладывает легендарную постанову Бертольта Брехта «Мамаша Кураж и её дети» с Еленой Вайгель в главной роли, а Британский совет обещает стрим спектакля Саймона МакБерни «Встреча». Мы собрали для вас самое интересное с 18 по 24 мая. Гид будет постоянно дополняться. Следите за изменениями.
-
«9 движений». Rimini Protokoll.
Мобильный Художественный Театр, «Импресарио».Мобильный Художественный Театр и «Импресарио» (независимая театральная компания Фёдора Елютина) представили русскую версию спектакля Штефана Кэги и Rimini Protokoll «9 движений».
Спектакль идет всего 7 минут, актер Петр Скворцов достаточно ровным голосом дает вам указания, что делать, куда встать, на что посмотреть и что представить. В основном представлять надо обычные вещи — заглянуть внутрь себя, расширить пространство. Следуя указаниям, вы успеете постоять у окна, взглянуть сверху на комнату, выйти за дверь и обернуться. Оборотничество здесь важнее всего остального. Если у вас не получилось обернуться и взглянуть на пространство так, как будто вы там никогда не были, то все напрасно.
-
Николай Николаевич Громов был из безусловных величин театроведческого факультета. Наш Вергилий по Эрмитажу, 40 лет учивший театроведов-режиссеров-актеров зарубежному ИЗО, как это всегда называлось на Моховой.
-
«Феи». Р. Шено.
Десктоп-спектакль Гоголь-Центра.
Режиссер Илья Шагалов.Самым интересным явлением на карантине стал даже не хлынувший на нас поток записей мировых шедевров, а попытки театра найти новый язык и новые формы существования в онлайн-режиме. Любопытный опыт получился у Гоголь-Центра, сделавшего web-версию спектакля Давида Бобе «Феи». Его показали на сайте и в соцсетях театра в рамках проекта «В четверг и больше никогда».
-
С чего бы вдруг мы решили дать в блоге статью, разъясняющую дефиницию «партиципаторный театр»? Карантин тут ни при чем. Дело в статистике. Объясняем. Вот уже полтора года неизменным читательским спросом пользуется статья Дияны Каранович «Что такое иммерсивный театр и почему ответа нет», это хронический лидер ежемесячных читательских рейтингов (около 1500–2000 читателей ежемесячно выходят на эту страницу сайта).
То есть, читатели и коллеги хотят таких материалов, а партиципаторность (не путать с партисипативностью) вызывает интерес и вопросы. Поэтому предлагаем вашему вниманию текст Алисы Балабекян, молодого театроведа, разрабатывающего эту тему.
-
Чернякову 50.
Юбилей подвигает поздравителей что-то вспоминать, обобщать и, наконец, славить адресата. Буду придерживаться традиции.
Вспоминаю.
Впервые мы увиделись с Митей Черняковым на премьере «Молодого Давида» в Новосибирске. Был лютый холод, а на Мите явно не теплая черная курточка с поднятым воротником, в который не спрятать нос. Спектакль по опере Владимира Кобекина на либретто Алексея Парина оказался по тем временам (1998 год) сложным, странным и необычным. По языку — музыкальному, вербальному, сценическому. По коммуникации — зрители сидели на сцене. По актерским задачам — решаемым в непосредственной близости от зрителя и не предполагающим привычной оперной фальши... По всем компонентам он вырывался из тогдашней оперной обыденности, хотя не был вполне понят и принят широкой публикой. Зато его отобрали на «Золотую Маску» и показали на сцене Центрального театра Советской Армии, о чем свидетельствую.
-
Восьмая неделя карантина принесет зрителям постановки таких режиссеров, как Дмитрий Черняков, Люк Бонди, Герберт Фритч, Томас Остермайер. «Комеди Франсез» покажет знаменитый «Маскарад» Анатолия Васильева, а Театр «Талия» начнет тематическую ретроспективу спектаклей Йетте Штекель. Александринский театр покажет спектакль Андрея Могучего «Изотов», а Гоголь-центр будет повторять спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова «Ахматова. Поэма без героя». По-прежнему растет объем предложений на онлайн-платформах. Мы собрали для вас самое интересное с 11 по 17 мая. Гид будет постоянно дополняться. Следите за изменениями.
-
О фестивале Theatertreffen и спектакле Кэти Митчелл «Анатомия самоубийства»
Важнейший театральный фестиваль немецкоязычного мира в этом году побил, кажется, все рекорды по упоминаемости в Рунете. Сначала, еще в докарантинные времена, небывалое оживление в нашем обычно равнодушном к иностранным новостям культурном сообществе вызвала новость о том, что при выборе участников финального раунда эксперты руководствовались не только эстетическими, но и гендерными принципами, так что в итоге из десяти спектаклей, которые должны были показать в мае в Берлине, шесть (то есть даже больше изначально заявленной организаторами половины) поставили женщины. А когда стало ясно, что «живые» показы отменяются, Theatertreffen снова попал во все дайджесты театральных новостей, так как первым из крупных мировых фестивалей организовал обширную онлайн-программу.
-
К сегодняшнему Дню Победы все театры страны анонсировали огромное количество мероприятий, начиная с чтения произведений и диалогов о войне и заканчивая марафонами спектаклей, концертами и виртуальными экскурсиями. Мы решили рассказать о них отдельно, собрав все самое интересное, что будет происходить сегодня на онлайн-площадках страны.
-
Карантин, не называемый официально карантином, — это время театра, ранее не признававшегося театром. Давайте условимся считать театром то, что так называют его авторы, и зафиксируем, что в лето гнева Господня 2020 в конце апреля прошел шестидневный театральный онлайн-марафон. «Лаборатория виртуального театра» — так назвали его инициаторы, молодые актеры шедшего в Москве иммерсивного проекта «Вернувшиеся» Иван Ивашкин и Александр Белоголовцев.
Общий контекст проекта таков: запертые дома работники всех запертых на замок театров мира наводнили соцсети самодельными роликами — они танцуют на кухне, поют с балконов, играют в унисон на своих оркестровых инструментах, читают стихи и прозу и всячески взыскуют зрительского внимания. Публика — тот элемент, без которого театр действительно невозможен. Другим полюсом сместившейся в онлайн театральной жизни в это время стало изобилие показов спектаклей стационарных сцен. Сохранившиеся шедевры былых времен и фестивальные новинки, репертуарные спектакли и архивные находки, драма, куклы, балет, опера — все жанры и виды театра заполонили афиши трансляций, с новой силой породив у зрителя ощущение собственной крошечности перед громадой мировой театральной культуры.
комментарии