
-
«Море времени».
Дом культуры «ГЭС-2».
Команда авторского театра «Пух и Прах» — Этель Иошпа, Анастасия (Алена) Смирницкая, Сергей Быстров; драматург Полина Коротыч, хореограф Албертс Альбертс, композитор Антон Светличный, художник по свету Максим Бирюков.Нынешняя аномально теплая и бесснежная зима не похожа сама на себя. Интересно, что теме природной катастрофы — Всемирного потопа — был посвящен и спектакль «Море времени» в московском Доме культуры ГЭС-2, который задумывался как новогоднее представление для детей, но вышел далеко за рамки этого традиционного жанра.
-
Сегодня мы поздравляем с юбилеем Елену Иосифовну Горфункель, блестящего представителя петербургской театроведческой школы. Елена Иосифовна — живое воплощение идеального театроведа: и критик, и историк театра, и педагог. Преподает историю зарубежного театра — при этом написала замечательные книги о театре российском. Ее любимые герои — представители режиссерской профессии, при этом мало кто из критиков так понимает и чувствует актера. (Одна из моих любимейших ее статей — «Мольеровский актер», в которой история театра и современная сцена сопрягаются, и знание того, что было когда-то, проявляет смысл того, что возникает в наши дни.) Широта ее научных интересов совершенно небывалая, она глубокий исследователь, истово погружающийся в предмет, но при этом назвать Елену Иосифовну кабинетным ученым никто не решится — ее постоянно встречаешь в театре!
-
«Молчание». М. Хубаи.
Финский театр Петербурга.
Режиссер Сеппо Кантерво, художник-постановщик Ирина Пронина.Удивительная история петербургской театральной жизни. Здесь в 2023 году появился Финский театр. На фоне того, что сегодня происходит в политическом и общественном пространстве, явление эксклюзивное.
Рождению своему театр обязан подвижнику финской культуры, актрисе, педагогу, некогда создательнице финской школы в Петербурге Ольге Миловидовой. Несколько лет назад Ольге довелось познакомиться в Театральной библиотеке с архивным драматическим фондом, в котором хранятся пьесы, изданные на национальных языках Российской империи. И только финских — 400!
-
«С Рождеством, Мокрый Нос!».
Театр Karlsson Haus.
Автор текста и режиссер Наталья Слащева, художник Виктор Клочко, композитор Ильдар Юсупов.Французская свалка, где живут бездомные звери, — далеко не самое очевидное место действия для детской рождественской истории. Однако именно там встречают свой праздник герои спектакля Натальи Слащевой «С Рождеством, Мокрый Нос!». И хотя «помоечная» тема задает шутливый тон всему происходящему, во время представления ты невольно вспоминаешь о самой сути этой ночи, о чуде, которое произошло в маленькой пещере, используемой как хлев.
-
«Превращение». А. Кириллов, А. Микаелян.
Театр на Таганке.
Режиссер Андрей Гончаров, художник Константин Соловьев, саунд-дизайнер Александра Микаелян.Шутка о том, будто мы рождены, чтоб Кафку сделать былью, уже давно не смешит. Теперь бы эту быль, как пел Михаил Щербаков, обратно сделать сказкой. Именно это и делает Андрей Гончаров в спектакле «Превращение». Жанр его определен авторами как «камерный мюзикл»; он в самом деле идет в сопровождении живого камерного ансамбля, находящегося прямо на сцене, и музыкальные номера в нем структурно значимые, а не вставные, — но можно было бы вполне легитимно назвать его оперой для драматических артистов, имея в виду тот тип интеллектуальной работы, которая требуется от зрителя при всем внешнем изяществе этого спектакля.
-
«Веди свой плуг по костям мертвецов». О. Токарчук.
Независимый театральный проект. Премьера состоялась на площадке Театра Сундукяна (Ереван).
Режиссер Борис Павлович, сценография и костюмы mo-lu, композитор Роман Цепелев, видеохудожник Александра Магелатова, консультант по пластике Екатерина Крамаренко, продюсер Ефим Спектор.Здесь горизонтальное пространство жизни не скрывает, не прячет за бытовым свой символический план, а скорее наоборот, сразу обнажает его. Иносказание становится первым и мгновенно узнаваемым планом. Торговая точка на барахолке, лес и столовая в доме героини: супница, ожидание гренок, ослепительный свет фар, разрезанный стволами деревьев, ношеная одежда из секонда — все это лишь тонкая пленка реальности, сквозь которую явственно и настойчиво проступает инобытие, и не увидеть его невозможно. Вещи из действительности всего лишь знак, тайнопись, разгадав которую, ты слышишь язык другого мира, законы которого противоречат законам мира нашего, опрокидывают их. В финале все мы, добравшись до сути, должны будем совершить свой выбор, понять, хотим знать правду или остаться тут, пытаясь удержаться у хлипкой ненадежной реальности, ее человеческого закона?
-
«Голиаф».
Московский еврейский театр «Шалом».
Режиссер Саша Золотовицкий, художник Маруся Павлова.Трехметровая гора мускулистого мяса в шестидесятикилограммовой бронзовой кольчуге по имени Голиаф всегда мало интересовала художников — в отличие от юного и в будущем великого Давида, ловко залепившего тупому великану в лоб камнем из пращи, а потом отрубившего мечом его здоровенную голову. В Ветхом Завете фигура Голиафа хоть и впечатляет параметрами, но уж совсем эпизодическая. А Саша Золотовицкий именно его сделал героем своей, как обозначен им жанр спектакля, «небиблейской истории», выросшей из лабораторного эскиза. Он обошелся без драматурга, и очевидный процесс коллективного сочинения «своими словами» по ходу действия, как назвал этот прием Дмитрий Крымов, позволил артистам присвоить библейскую фабулу и освободиться от всякой робости перед великим источником.
-
«Человек среднестатистический». А. Казюханов.
Театр Ермоловой.
Режиссер Дмитрий Мульков, художник Марина Моторная.Спектакль «Человек среднестатистический» режиссера Дмитрия Мулькова вышел в рамках ПРОЕКТа [1,5] — полтора месяца на репетиции, бюджет — полтора миллиона, полтора часа — длительность, билеты — не дороже полутора тысяч. Такова задумка создателей этой лаборатории — худрука Олега Меньшикова и куратора Рината Ташимова, которые хотели дать молодым постановочным командам шанс попробовать себя на большой сцене, там, куда не очень еще опытных режиссеров крупные театры пускают редко и неохотно. А где-то пробовать свои силы им нужно, и Театр Ермоловой рискнул стать такой площадкой, а заодно получить в репертуар новые спектакли и ярких новых режиссеров.
-
«Щастье!». Ю. Ким, В. Дашкевич.
Театр им. Моссовета.
Режиссер и хореограф Алла Сигалова, музыкальный руководитель Роман Берченко, сценограф Сергей Рябов.В русле тренда на постановку мюзиклов и оперетт в драматических театрах и в память о собственном славном прошлом Театр Моссовета выпустил премьеру под названием «Щастье!» — музыкальный спектакль Аллы Сигаловой по фолк-опере Юлия Кима и Владимира Дашкевича «Клоп».
-
О конкурсе-фестивале коротких пьес «Stories»
В театре «Суббота» завершился VI Конкурс коротких пьес «Stories», основная задача которого — открытие новых имен. Но прочитав пьесы, просмотрев эскизы и прослушав экспертов, понимаешь, что у проекта огромное количество функций. Обращаешь внимание уже не только на заложенные драматургом смыслы и их режиссерскую интерпретацию. После каждого показа и его обсуждения складывается ощущение, что тексты и их репрезентация в форме эскизов позволяют задуматься о проблемах и тенденциях, характерных для нынешнего театрального искусства.
-
Евгений Писарев поставил последнюю пьесу Камерного театра
«Плохие хорошие». По пьесе О. Уайльда «Веер леди Уиндермир».
Театр имени Пушкина (Москва).
Режиссер Евгений Писарев, художник-сценограф Максим Обрезков, автор сценической версии Сергей Плотов.Пьесы Оскара Уайльда почему-то мало востребованы нынешним театром, хотя это эталонный образец туго закрученной интриги, парада характеров и словесного блеска. Возможно, потому, что это утонченное удовольствие требует от зрителя искушенности, сосредоточенности на нюансах, от актеров — элегантного шика и умения держать класс, а от атмосферы в обществе — если не покоя, то хотя бы консенсуса относительно того, что такое хорошо, а что такое плохо. Во времена сплошной неоднозначности Евгений Писарев предложил сценическое размышление на эту тему, переделав название уайльдовской комедии «Веер леди Уиндермир» в «Плохие хорошие». Уайльд звучит в современном переводе Сергея Плотова, звучит естественно и остроумно, но на языке произведения обновления не закончились, о чем в свое время ниже.
-
«Стихам здесь не место».
Театральная компания «Разговоры».
Режиссерская группа: Борис Павлович, Аглая Соловьева; художественно-постановочная группа: Ксения Тараканова, Наталья Федорок, Елена Чебуина.Спектакль Бориса Павловича и Аглаи Соловьевой — это алогичные связи и абсурдные сочленения смыслов. Это случайно возникающие ассоциативные ряды и парадоксально сосуществующие в одном пространстве образы. Это веселые стишки, рождающиеся на фоне угрожающей черной кованой стены — то ли тюремной камеры, то ли борта ледокола (спектакль играется в помещении бывшего банковского сейфа). Классические дорические колонны нелепо торчат по краям этого странного места — разрезанные поперек, они составлены наоборот: капитель встречается с базой ровно посередине. Нижняя часть, опоясанная черными деревянными каннелюрами, напоминает клетку для птичек. Но белые тканевые голубки не сидят за ее решеткой, а порхают вокруг, на свободе. По полу расставлены перевязанные бечевкой стопки старинных книг.
-
«Опыты драматических изучений. Пир после чумы». По мотивам произведений А. С. Пушкина.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Арсений Бехтерев, художник-постановщик Денис Короткевич.Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. С. Пушкин«Пир после чумы» Арсения Бехтерева становится живой инсталляцией о новой Чуме XXI века — ядерном апокалипсисе. Творцом и частью этой инсталляции становится Вальсингам в исполнении Ивана Кандинова. Он и конферансье, и председатель пира, и жертва, и единственный выживший, и будто бы устроитель этой бойни.
-
Больше всего голосов набрали «Холопы» в постановке Андрея Могучего в БДТ. В десятку также вошли (в порядке убывания числа голосов):
«Котлован» в постановке Антона Фёдорова, театр «Старый дом».
«Собачье сердце» в постановке Антона Федорова, МТЮЗ.
«Калечина-Малечина» в постановке Сойжин Жамбаловой, Няганский ТЮЗ.
«Палата номер 6» в постановке Льва Додина, МДТ-Театр Европы.
«Медовый месяц в кукольном доме» в постановке Петра Шерешевского, МТЮЗ.
«Три сестры» в постановке Андрея Маника, Пространство «Внутри».
«Ленинградские сказки» в постановке Филиппа Гуревича, РАМТ.
«Борис Годунов» в постановке Петра Шерешевского, Театр Наций.
«Закат» в постановке Дмитрия Волкострелова, Дом культуры «ГЭС-2».
«Три» в постановке Петра Шерешевского, Камерный театр Малышицкого. -
«Опыты драматических изучений. Каменный гость». По мотивам произведений А. С. Пушкина.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Арсений Мещеряков, художник Екатерина Эрдэни.Эта история случилась в 2023 году. Вася Сизов, ученик 8 «Б» класса, влюбился в учительницу литературы и русского языка Татьяну Кирилловну. У нее были рыжие волосы и яркие, небесного цвета глаза. Однажды Вася сделал ей предложение, на которое она ответила отказом.
Эти строки появляются на заднике в самом конце спектакля — не слишком заметно и как бы между делом. Ну, было. Мало ли восьмиклассников влюблялось в учительниц и получало отказ? Сюжет, такой же распространенный в частной жизни, как Дон Жуан — в мировой литературе.
-
«Опыты драматических изучений. Моцарт и Сальери». По мотивам произведений А. С. Пушкин.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Александра Толстошева, художник Елена Духан.Предуведомление: текст написан о премьерном показе. Каждый спектакль будет иным.
«Еще одно, последнее сказанье — и летопись окончена моя». Для Моцарта и Сальери — не закончится никогда.
Удивительное дело. Беккетовские Владимир и Эстрагон очутились не на обочине, но на краю железной дороги — чевенгуровских ли рельс? чеховских ли? сталкеровских? ведущих в Зону и там обрывающихся... В общем — в пустом пространстве без времени и опознавательных знаков оказались Гого и Диди / Рози и Гиля / Моци и Сали. Слепой Скрипач — их Поццо или Лакки. Только они не ждут Годо, какое тут — «говорят, нет правды на земле, но правды нет и выше».
-
Монофест «Наше все» в БДТ им. Г. А. Товстоногова
В спектакле Александры Толстошевой «Моцарт и Сальери» (БДТ) бомжеватые композиторы-классики сидят на обрезанном полотне железной дороги. То ли Розенкранц и Гильденстерн играют в «протошахматы», то ли Владимир и Эстрагон ждут Годо. Рельсы оборваны, ехать некуда. Что остается в этой ситуации? Правильно, только репетировать! Бесконечно играть, пробуя варианты импровизаций. Валять дурака и доставать жизненную энергию из самих себя, из театра, из партнерства — что и делают наученные В. Фильштинским когдатошние «однокорытники», блистательно работающие в дуэте Андрей Феськов и Павел Юринов (В.-А. Моцарт и А. Сальери соответственно).
-
«Золушка». Дж. Россини.
Нижегородский театр оперы и балета.
Режиссер Игорь Ушаков, сценографы Максим Осветимский и Нина Кобиашвили, дирижер Дмитрий Синьковский.При упоминании сказки о Золушке человек в нашей стране скорее всего вспомнит не галантный вариант Шарля Перро и не кровавую жуть братьев Гримм (там, как известно, одна из злобных сестричек откромсала себе пальцы на ноге, а другая пятку, чтобы впихнуть стопу в заветную туфельку). Перед глазами у нас встанет Эраст Гарин — Король в фильме Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, произносящий в финале бессмертную формулу Евгения Шварца: «Никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым».
-
В архиве появился № 115. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Эх, Владимир Константинович, дорогой, дальняя дорога...
На русское Рождество, 7 января, он написал, и сразу сердце защемило: «Как тут у вас? А я сегодня только вернулся. Был, говорят, далеко. Электрошокерами выгоняли. Не дай вам Господь. Расскажу, оклемаюсь».Ну вот еще добавочные двадцать дней дал ему Господь и теперь уже окончательно забрал.
комментарии