Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА АРРО

    Эх, Владимир Константинович, дорогой, дальняя дорога...
    На русское Рождество, 7 января, он написал, и сразу сердце защемило: «Как тут у вас? А я сегодня только вернулся. Был, говорят, далеко. Электрошокерами выгоняли. Не дай вам Господь. Расскажу, оклемаюсь».

    Ну вот еще добавочные двадцать дней дал ему Господь и теперь уже окончательно забрал.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • (НЕ)ПОКОРЕНИЕ КЛОУНСКОГО

    «12 клоунов в поисках счастья».
    Театр на Цветном.
    Режиссер Кирилл Вытоптов, драматург Михаил Дегтярев, художник-постановщик Тимофей Рябушинский.

    Не каждый день в Москве открывается новый театр. Не каждые сто лет в мире открывается театр, объявляющий себя домом клоунов. Да и было ли вообще такое...

    Речь о Театре на Цветном, который открылся 12-го числа 12-го месяца 2024 года спектаклем «12 клоунов в поисках счастья». Он — результат совместных усилий компании MTC Live, сети ресторанов Антона Пинского Pinsky & Co и лейбла «Клаунхаус». Но если «Клаунхаус» уже довольно давно и последовательно развивает клоунское направление, то интерес крупных коммерческих компаний к клоунаде скорее из разряда неожиданных приятных чудес.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Я В СВОЕМ СОЗНАНИИ НАСТОЛЬКО ПРЕИСПОЛНИЛСЯ

    «Улитка на склоне». А. и Б. Стругацкие.
    Театр МТЮЗ.
    Режиссер Петр Шерешевский.

    «Улитка на склоне» — самая загадочная повесть Стругацких, которую они считали самым значительным из своих сочинений. Одна история ее публикации достойна пера сатирика или сюрреалиста. Состоящую из двух переплетающихся частей повесть они сами разделили, опубликовав одну часть, «Лес» (как более безобидную), в сборнике фантастики «Эллинский секрет», а вторую, «Управление», в журнале «Байкал». И все бы было ничего, но их соавтором по «Байкалу» оказался Аркадий Белинков, написавший статью о Юрии Олеше и вскоре сбежавший в США. До сих пор неизвестно, что послужило триггером — перебежчик или содержание «Управления», — но журнал стали изымать из библиотек, а в Улан-Удэ нагрянула нешуточная комиссия из 23 человек. Параллельно с изъятием журнала росло количество самиздатовских копий. Их обладателей ловили, но те ссылались на то, что текст был «опубликован в СССР», что спасало их от положенной расправы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ ПРОКЛЯТОЕ ЛЕТО

    «Первая любовь». Пьеса А. Гейжан по мотивам одноименной повести И. С. Тургенева.
    ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
    Режиссер Галина Зальцман, сценограф и художник по костюмам Дмитрий Разумов, композитор Василий Тонковидов.

    «Первая любовь» Галины Зальцман словно вырастает из тургеневских «Записок охотника»: компания мужичков с ружьями наперевес достает из болотных зарослей неудачливого самоубийцу (Богдан Коршунов). Кто-то обмолвился: третьего человека за это лето с ветки снимают. От любви, конечно. Узнав в юноше себя, один из спасителей (Денис Гильманов) начинает рассказывать историю своей первой любви — с этой незамысловатой мизансцены «Охотников на привале» и начинается погружение в зыбкую ирреальность воспоминаний.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЕЛИКИЕ — В ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРОБИРКЕ: ЗАВЕРШИЛАСЬ ЛАБОРАТОРИЯ «ПЕРСОНЫ»

    О театральной лаборатории «Персоны» в Театре им. Ленсовета

    Зритель любит биографические произведения. Приятно быть с классиком на дружеской ноге.

    И нет ничего сложнее и неудачливее биографического жанра. В нем практически не было значительных спектаклей. Хотя много метался по сцене Пушкин, покусывая гусиное перо, а ряд композиторов в ночных рубашках кидались к роялю в полусумраке раннего утра. И хотя в жизни так бывает — кусают и кидаются, — вынести в театре это всегда сложно.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПЕСНЬ МРАЧНОСТИ И ОПЫТА

    «Сколько весит Сверчок?»
    Театр Karlsson House.
    Режиссер Наталья Слащева, художник Виктор Клочко, композитор Пафнутий Кузюкян.

    Я долго собиралась написать об этой премьере в Karlsson House. Уже успели выйти еще три или четыре новых. Мне, как Сверчку из спектакля, чего-то не хватало, чтобы сформулировать свои мысли на листке бумаги. «А зачем?» — думала я, как Сверчок. Отсутствие мотивировки сближало меня с главным героем. Я мрачнела и ждала, потом вдруг грусть проходила, я думала: «Еще не все потеряно», — но тут тоска возвращалась вновь. Я следила, как встает и садится солнце. В спектакле Сверчок тоже наблюдает за движением солнца, только сделано это буквально. Высокий парень, который назвал себя «Солнце» (Михаил Хлюнев), с желтым рюкзаком в виде четвертинки солнца и лучами на боку, то садился, то вставал, приговаривая «я село, я встало», и от этого загорались и пропадали блики на травинках (художник по свету Анастасия Пономарева).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В ЭТОМ ЛЕСУ РАСТУТ КАКТУСЫ

    «Лес» А. Н. Островский.
    Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина.
    Режиссер Олег Рыбкин, сценограф Игорь Капитанов.

    С первых минут спектакля «Лес» Олега Рыбкина зрители слышат «извольте-с», «пожалуйте-с» и «довольно-с», верно прочитанные по тексту с образцово-показательным посылом в зал. Артисты играют так, что слезы взаправду брызжут из их глаз, а лбы наливаются потом. Кажется, что из-под полы вот-вот покажется суфлер, хотя все исправно знают свои реплики и в этом нет необходимости. Но все здесь так и говорит о том, что суфлер в русле доброй театральной традиции, затаившись, глотает пыль подмостков.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ОНИ УБИЛИ НЯНЮ

    «Евгений Онегин». П. И. Чайковский.
    Новосибирский государственный академический театр оперы и балета.
    Режиссер Владимир Кехман, сценограф Вячеслав Окунев, дирижер Михаил Татарников.

    Один из самых образованных людей в российском музыкальном театре (1989-й — факультет иностранных языков Самарского пединститута, 2009-й — диплом продюсера в СПбГАТИ, 2021-й — диплом режиссера в ГИТИСе) Владимир Кехман в марте прошлого года дебютировал в качестве оперного постановщика в Михайловском театре, препарировав оперу Верди «Травиата». Теперь он решил художественно высказаться во второй своей вотчине, Новосибирском оперном (на очереди — также выданный ему на кормление «доронинский» МХАТ). Для Сибири он выбрал «Евгения Онегина». Любопытно, что в этом сезоне премьера этой оперы была и в Михайловском — ставил ее там хореограф Начо Дуато. То был аккуратный неяркий спектакль, примечательный лишь почти пустой сценой (будто сочинитель танцев все собирался запустить там в работу балет, но так и не собрался) да диковатой сценой дуэли, где раненый Ленский ползет к Онегину, как недостреленное на охоте животное. Худрук Кехман выпустил этот опус и улетел выражать себя в Новосибирск.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПОДОРОЖНАЯ К СЧАСТЬЮ

    «На почтовой станции».
    Дом станционного смотрителя (Выра).
    Режиссер и драматург Арина Полякова, художник Анастасия Шафикова.

    Суббота. Пасмурный день. Электричка. Автобус. Выра.

    Сам по себе путь до Выры, в которой играется спектакль, — микропутешествие со своей драматургией и героями. Вот задумчивый мальчик, смотрящий в окно электрички, выглядывающий что-то среди чуть пожелтевших деревьев; вот добрая старушка, читающая книжку; вот уже случайные попутчики в маршрутке, на входе в которую грубыми репликами встречает хамоватый водитель; вот и очаровательные смотрительницы музея «Дом станционного смотрителя». Создатели спектакля вынужденно дарят зрителям чудное ощущение пути, дороги к чему-то светлому и беззаботному.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТОВАРИЩ, ВЕРЬ...

    «Еще один, Карл».
    Театр в Театральном музее.
    Режиссер и драматург Дмитрий Крестьянкин, художник Шура Мошура/

    13 января 2025 года я зафиксирую как момент личного театрального счастья, мгновение театрального ликования. И одновременную — внезапно — радость принятия жизни, какой бы они ни была, — в том числе той страшной и одновременно прекрасной, которую спектакль «Еще один, Карл» весело и энергично приветствует яростным звоном бутафорского щита.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • НЕ ВЫЖИВУТ ТОЛЬКО ЛЮБОВНИКИ

    «Тристан и Изольда». Р. Вагнер.
    Мариинский театр.
    Режиссеры Константин Балакин и Алексей Степанюк, сценограф Елена Вершинина, дирижер Валерий Гергиев.

    В прошлом году исполнилось 125 лет со дня первой постановки «Тристана и Изольды» в Мариинском театре (5 апреля 1899-го, режиссер Осип Палечек, дирижер Феликс Блуменфельд). Дата стала поводом для театра снова вспомнить о вагнеровской опере и в самом конце года 2024-го представить новую постановку.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАРАДОКС ГРЕГОРА ЗАМЗЫ, ЧЕЛОВЕКА

    «Превращение». Ф. Кафка.
    Театр «Мастерская».
    Режиссер Роман Габриа, художник Анвар Гумаров.

    Еще до начала действия, на узком помосте, глубоко врезанном в зрительный зал, мы видим персонажа-жука (Арина Лыкова), который чутко улавливает звучащую фоном музыку и преображает услышанное в ломкие, дискретные, зацикленные движения. С одной стороны, это выглядит как кукольная анимация, с другой — как сверхчувствительное следование малейшему изменению ритма. Перед нами персонаж-проводник, словно сошедший на сцену из мультфильмов Владислава Старевича, легендарного «дрессировщика жуков», искусство которого балансировало на принципах детализированного реализма и сюрреалистического понимания действительности. Фантастическая нереалистичность, соединенная со сверхреальностью.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТУТ ДЬЯВОЛ С БОГОМ БОРЕТСЯ

    «Портрет». Н. В. Гоголь.
    ЦЕХЪ театр.
    Автор инсценировки и режиссер Виктор Бугаков, художник Антон Батанов.

    Гоголевские черти — зло, рожденное внутри человека. Отрицательное значение мира, из которого вычеркнуты духовные идеалы, — вина людей, разрушивших держащие его связи. Художнику Чарткову — главному герою повести Н. В. Гоголя «Портрет» — в спасении отказано. Столкнувшись с дьяволом в лице неизвестного старика, он действует без посредников, все, что уничтожено, — уничтожено им самим.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТОРЖЕСТВО ДОБРА И ЧУТКОСТИ

    «Необычный Новый год! Заяц, Фрося и Енот».
    Театр «Драм.Площадка».
    Автор инсценировки и режиссер Екатерина Ложкина, художник Наталья Бакулева.

    Новый год — время вновь поверить в затерявшиеся среди суровых серых будней простые ценности: добро, чудо, волшебство, дружба... И детский спектакль Екатерины Ложкиной, режиссера нежного и чуткого, по сказочной повести петербургской писательницы Ольги Фадеевой эту задачу выполняет более чем точно.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КАК ЗАНОВО СОБРАТЬ СЕБЯ?

    «Картотека». Т. Ружевич.
    Театральная площадка MOÑ (Казань).
    Режиссер Надя Кубайлат.

    В Казани, на театральной площадке MOÑ в середине декабря прошла премьера спектакля «Картотека» по пьесе Тадеуша Ружевича в постановке петербургского режиссера Нади Кубайлат. Драматургия Ружевича — редкий гость на отечественной сцене. Как, впрочем, и вообще польская драматургия XX века, давшая мировому театру колоссальный толчок к развитию и новым формам. Почему редкий? Вопрос сложный и не имеющий однозначного ответа.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЕСТЬ ТОЛЬКО ПУТЬ

    «Чертова доставка». К. Бузмаков.
    «Сцена-Молот» Театра-Театра (Пермь).
    Режиссер-хореограф Ксения Малинина, художник Мария Левина.

    У курьера Максима (Илья Курицын) — день рождения, и он рад, что рабочий день заканчивается. Но его просит помочь замотавшийся коллега Азамат — есть заказ, который надо доставить куда-то на окраину, а у Азамата семья, дети, выручи, брат, отвези. Максим получает коробку, которую ни в коем случае нельзя открывать, садится на велосипед и отправляется в путь. Улица Монастырская, 13а — адрес, который он будет разыскивать в течение всего двухчасового спектакля.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАДО ПЕРЕЧЕСТЬ...

    «Евгений Онегин. Урок русской литературы. Часть первая». По роману в стихах А. С. Пушкина.
    Большой театр кукол.
    Режиссер Руслан Кудашов, художник Марина Завьялова.

    Перечитывать некоторые книги иногда просто необходимо — особенно когда вокруг темно, страшно и странно. И когда Петербург уже был обернут в мрачную ткань декабря, еще не ощущая полностью предновогоднего настроения, Большой театр кукол хором перечитывал «Евгения Онегина».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО БЫЛО

    «Гадюка». А. Казюханов по повести А. Н. Толстого.
    «Один театр» (Краснодар).
    Режиссер Дмитрий Мульков.

    Повесть о купеческой дочери Ольге Зотовой, жизнь которой оказалась перемолота жерновами истории, была написана Алексеем Толстым почти сто лет назад, но актуальности не теряет. Текст этот, экранизированный в 1965 году, с начала XXI века стал в русском театре одним из отправных пунктов размышлений о революции. Можно вспомнить мюзикл Александра Колкера, поставленный в 2008 году в Новосибирском музыкальном театре и получивший две «Золотые Маски»; драматические спектакли 2016 года — в московской «Сфере» (режиссер Виктория Печерникова) и в петербургском ТЮЗе имени Брянцева (Илья Носоченко); и 2018 года — в петербургском же театре «Остров» (Сергей Исаев). Режиссеры и авторы инсценировок по-разному решали судьбу Зотовой: так, например, в постановке Ильи Носоченко создается впечатление, что героиня прожила хоть и одинокую, но достойную жизнь, и в финале ее образ примиряюще запараллеливается с образом... кавалерист-девицы Надежды Дуровой.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДОБРЫЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

    О театральных событиях в Усть-Лабинске

    Новый-Новый-Новый год. Который все мечты исполнит и который мы на год запомним. Добрый, семейный, счастливый — с надеждой на... и с верой в...

    В день зимнего солнцестояния в кинотеатре «Знамя» Усть-Лабинска будто случилась репетиция Нового года, которая сама по себе стала праздником. По инициативе фонда «Вольное дело» Олега Дерипаски произошло три ивента: театрализованный квест по мотивам романа «Петровы в гриппе и вокруг него», паблик-ток с автором текста Алексеем Сальниковым и спектакль-вербатим, созданный на основе разговоров с устьлабинцами.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АКТ МИЛОСЕРДИЯ

    «Альфа Центавра».
    Независимый проект Александра Плотникова.
    Автор, режиссер и создатель спектакля Александр Плотников.

    Для спектакля Александра Плотникова нужно помещение, один стул и два или даже один софит. Хотя изначально план был другим: на большой сцене большого московского театра, высотой в 10 метров и шириной в 15, со зрительным залом в тысячу мест планировалось задействовать многоуровневую штанкетную систему, подъемные механизмы, лебедки. И еще бюджет должен был быть — 800 миллионов. И команда — большая, с кучей профессионалов своего дела от хористов до астрономов. Спектакль вышел и состоялся, но совсем в других обстоятельствах. Александр Плотников сыграл свой недавно написанный текст на крошечной сцене ереванского Дома Актера в рамках фестиваля моноспектаклей для полутора десятка зрителей. И даже у этого показа судьба была непростой.

    Читать дальше | Комментарии (1)