Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ВЫПЕЙ МЕНЯ, СЪЕШЬ МЕНЯ

    «Вчерашний чай». Д. Кареглазая.
    Театр «Особняк».
    Режиссер Виктория Бессмертная.

    В основе постановки лежит киносценарий Дины Кареглазой (ранее указанной в афише как Екатерина Мавроматис), переработанный Викторией Бессмертной в спектакль — психологический триллер, где режиссер, оставаясь в одном пространстве-времени, на близкую зрителю реальность наслаивает реальность мистическую, негативную. Предмет или действие остаются бытовыми и узнаваемыми, но в них меняется какая-то отдельная частичка, и возникает тревога, ощущение ирреальности, кошмара, зловещей долины... Как в страшных снах, привычные, казалось бы, обстоятельства наделены невозможными устрашающими деталями.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЫШЕЛ НОВЫЙ НОМЕР «ПТЖ», № 115

    Еще одно, последнее сказанье — и летопись окончена моя...

    Последнее или не последнее, кто теперь что знает наверняка, но этот номер «ПТЖ» получился действительно «дневником Пимена», летописью сегодняшнего театрального процесса. Такой рецензионный-рецензионный: с россыпью «Выхода в город», с Туминасом и Шерешевским, Крымовым и Праудиным, Бутусовым и Федоровым, с Крикливым, Додиным, Фокиным и Наставшевым, с российскими премьерами городов и весей... Он и оформлен «дневником Пимена», который нарисовал к спектаклю Театра Наций «Борис Годунов. Сны» Анвар Гумаров. Пимен, конечно, все больше «летописал» про злодейство, про царевича убиенного, про государевых карателей, посланных в Углич с поручением, а мы про искусство, но в мире все так переплетено, и искусство живет внутри «летописи о многих мятежах», внутри большого безнадежного мира, между всегда безмолвствующим глубинным народом — и очередными Шуйскими-Воротынскими.

    Мы пытаемся сохранить привычный ареал своего театрального путешествия. Пимен — он Пимен и есть. И в убогой подвальной келье считает своим долгом писать, то есть отражать театральную реальность, а через нее саму реальность — в миг ее возникновения.

    Содержание номера
    Марина Дмитревская. К читателям и коллегам

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗАГОВОРИТЬ С ЛЮБЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

    О лаборатории «Драматургия 50–70-х годов. Традиции и новации» в Томском областном театре драмы

    Магистранты Виктора Рыжакова показали шесть режиссерских эскизов в Томском областном театре драмы на партнерской лаборатории Школы-студии МХАТ и компании СИБУР-холдинг. Материалом для них послужила советская драматургия 1950–70-х годов, а идеей, сквозным мотивом, давшим подзаголовок проекту, — соединение «традиции и новации», прошлого и настоящего. И выбор этот не случаен. Томский театр заинтересован в авторах, которые звучали на его сцене более полувека назад: следы постановок по В. Розову, А. Арбузову, Л. Зорину можно найти в музейном архиве, где хранится каталог с историей репертуара и оцифрованы многие свидетельства эпохи.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗАМЕСТИТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

    «Друзья». К. Абэ.
    Театр Наций.
    Режиссер Мотои Миура, художник Ольга Шаишмелашвили.

    Постановка иностранного режиссера на сцене российского театра по нынешним временам выглядит абсолютной экзотикой. Времена Персеваля, Лепажа, Херманиса остались в прошлом: международные театральные связи российские театры выстраивают в других, неевропейских направлениях. Только вот стран с развитой театральной культурой не так много, и поиски идут почти по кругу.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ ПОПРОБУЕШЬ — НЕ УЗНАЕШЬ

    «Академия смеха». К. Митани.
    Центр культуры и искусства «Прогресс» (Воронеж) и Пространство «Внутри» (Москва).
    Режиссер Михаил Бычков.

    Мировая премьера интеллектуальной комедии Коки Митани «Академия смеха» о единстве и борьбе противоположностей — об Авторе и Цензоре — состоялась в 1996-м в Токио, а уже через два года была впервые поставлена в России — в Омском театре драмы Владимиром Петровым. Дмитрий Лебедев, игравший Автора, и перевел этот текст — уже с английского, что свидетельствует о стремительном распространении комедии на Запад вплоть до Бродвея. А Юрий Ицков в роли Цензора вызвал к этой фигуре неожиданное доверие: кондовый чиновник, «спущенный на культуру» аж из военных, начисто лишенный чувства юмора, оказывался борцом с низкопробным дешевым искусством. Спектакль, видимо, был настолько успешен (и даже впечатлил самого Коки Митани), что Владимир Петров обращался к пьесе еще дважды, в том числе и в Воронеже на сцене Кольцовской драмы.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ДЕЛО ЖИЗНИ — РАБОТА СМЕРТИ

    «Маузер». Х. Мюллер.
    «Сцена-Молот» Театра-Театра (Пермь).
    Режиссер Дмитрий Мульков, художник Анна Красоткина.

    Чтобы нечто пришло
    Нечто должно уйти
    Первая форма надежды
    Есть страх
    Первое явление нового
    Есть ужас

    Х. Мюллер

    Цитата Хайнера Мюллера, использованная в эпиграфе, взята из примечаний автора к пьесе «Маузер». Капельдинеры раздавали зрителям открытки с этой фразой после спектакля Дмитрия Мулькова в пермской «Сцене-Молот». Пермский «Маузер» — попытка отрефлексировать коллективное бессознательное, приводящее к безмолвному и глупому согласию. Если угодно — антиутопия, герой которой перестает быть бездушным винтиком системы, отвечая репрессивной машине категоричным «нет» и погибая свободным человеком.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «Я — КАВАЛЕР, А ТЫ — БЕДНА ЎДОВА»

    «Забалоцце».
    Республиканский театр белорусской драматургии.
    Режиссер-постановщик Евгений Корняг, композитор Катя Аверкова, художник Татьяна Нерсисян.

    Спектакль «Забалоцце» Республиканского театра белорусской драматургии стал заключительной частью трилогии Евгения Корняга по мотивам белорусского песенного фольклора (первая — «Брак с ветром», вторая — «Пачупки» ). Каждый спектакль по форме — «песня в одном действии», по сути — мифопоэтическое размышление на тему ключевых трансформаций человека — брак, рождение и смерть.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ШКОЛЬНАЯ ДРАМА, K-POP, ДОРАМА

    «Яна всем нравится (нет)». И. Витренко.
    Челябинский Молодежный театр.
    Режиссер Дмитрий Писарев, художник-постановщик Екатерина Угленко, художник по костюмам Екатерина Никитина.

    Пьесу «Яна всем нравится (нет)» Игорь Витренко написал в 2022 году на III Международном конкурсе-лаборатории современной драматургии для подростков «Своя территория» в Таре. После появился эскиз в Камерном зале Омской филармонии. Потом пьесу читали и обсуждали на фестивале «Арлекин» — на лаборатории «Маленькая Ремарка», а также в рамках совместного проекта Театральной школы Константина Райкина и конкурса новой драматургии «Ремарка». Подступаются к этой пьесе и театры: в начале 2024-го почти подряд появились постановки сначала в Челябинском Молодежном театре, потом в Крымском ТЮЗе.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЧАСТЬЕ — ЕСТЬ

    «Голод». По роману К. Гамсуна.
    МХТ им. А. П. Чехова.
    Режиссер Елизавета Бондарь, художник Константин Соловьев.

    Модернистский роман Кнута Гамсуна (а литературоведы признали его именно таким, хотя само это направление начало развиваться позже срока написания «Голода») в версии режиссера Лизы Бондарь неожиданно напоминает о мире писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Герой повествования, человек без имени, занимающийся литературным трудом, который его решительно не в состоянии прокормить, перекликается в спектакле с любимым гофмановским персонажем. Человек тотально погружен в себя, находится не в ладах с реальностью, жестоко от нее страдает, спасается, кажется, только собственными грезами и видениями.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДОБРЫМ БЫТЬ НЕ БОЛЬНО

    О спектаклях Акмолинского областного русского драматического театра (г. Кокшетау)

    Город Кокшетау прямо сейчас — один из центров театральной культуры Казахстана. В небольшом селении на 280 тысяч человек сразу два театра, в одном из которых оказались востребованы четыре сцены, на которых актеры играют сложную, нетривиальную драматургию. В сезон выходит 10 (!) премьер, и репертуар только усложнятся. На этот раз — Беккетом и Макдонахом.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РАЗГОРЕЛСЯ НАШ УТЮГ

    «Веселые ребята». Н. Эрдман, Г. Александров, И. Дунаевский, М. Дунаевский.
    Театр на Таганке.
    Режиссер Денис Азаров, художник Алексей Трегубов, художник по свету Иван Виноградов, хореограф Анна Закусова, музыкальный руководитель Армен Погосян.

    Киномюзиклам не привыкать к переходу на театральную сцену: голливудские «Поющие под дождем» и «Мулен Руж», отечественные «Мэри Поппинс» и «Стиляги»... Вот и первая советская музыкальная кинокомедия «Веселые ребята» (1934) обрела сценическое воплощение. Премьера состоялась в Театре на Таганке, на его Новой сцене, до 2020 года принадлежавшей Содружеству актеров Таганки.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ФРЕСКА ПО СЫРОМУ БЕТОНУ

    «Мой брат умер». А. Балабанов.
    Новое пространство Театра Наций.
    Режиссер Максим Соколов, художник Анастасия Юдина, композитор Николай Комягин.

    В Новом Пространстве Театра Наций стартовал проект «Слой», кураторы которого — театровед Оксана Ефременко и художник Анастасия Юдина — предложили режиссерам изучить фактуру времени через разные виды искусства. В этом смысле само слово «слой» можно интерпретировать как образ недавнего прошлого, на которое предлагается посмотреть сегодняшним взглядом — уже с дистанции. В этом сезоне предметом исследования стало кино: режиссеры на театральной почве изучают кинотексты и фильмы знаковых авторов. В марте вышла постановка Галины Зальцман, впереди премьера Артема Терехина, а открыл программу в конце февраля спектакль Максима Соколова «Мой брат умер» по последнему сценарию Алексея Балабанова, дописанному им за три дня до смерти.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «О МОЕЙ ПЕЧАЛИ»

    «Довлатов и К°».
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Евгения Богинская.

    «Довлатов и К» — это перформативная читка из двух частей, первый акт которой составлен из текстов Довлатова, написанных в эмиграции, второй — из двух рассказов Николая Русского.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕАТРУ «СУББОТА» — 55

    18 марта нам 55!

    Чрезвычайно признательна стойкому и героическому «ПТЖ» за предоставленную возможность высказаться престарелой Мане Ошибкиной, пока ее не хватил удар и она может поздравить весь мир и родной театр с 55-летним юбилеем «Субботы»!

    На сегодняшний момент главное достижение нашего театра в том, что он жив!

    Много ли мы знаем театров, перешагнувших полувековой порог, возникших из любительства, прошедших непростые и порой длительные этапы студийности и ставших профессиональными? Я знаю три: «Суббота», Вахтанговский и МХАТ.

    И в том, что мы живы, есть огромная заслуга всего городского театрального сообщества, наших коллег и наших зрителей, в трудную минуту встававших на нашу защиту!

    Всем вам низкий поклон!

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДВОЙНОЙ УДАР

    «Снегопады».
    Упсала-цирк.
    Режиссер Наталья Слащева, художник Евгения Исаева.

    Свежая премьера Упсала-цирка сродни двойному удару. С одной стороны, это первая работа режиссера драматического театра и театра кукол Натальи Слащевой на территории цирка. С другой — это первая премьера Упсала-цирка после почти тотального обновления, если не сказать обнуления, выпущенная с приглашенным режиссером не из мира цирка.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЕГОДНЯ МЫ ИГРАЕМ ДЖАЗ

    «В джазе только девушки, или У всех свои недостатки».
    Центральный зал МСПК на Вернадского (Москва).
    Режиссер Наталья Громушкина, сценограф Мария Вольская, хореографы Иван Черненков, Василий Черненков и Полина Каменева.

    Мрак не пройдет! Музыкальный театр любит и умеет чинить разбитые сердца и извлекать из ниоткуда хеппи-энды. Вот и премьеры второй половины сезона 2023/24 одна другой развлекательнее и легче, вплоть до полной невесомости: «Веселые ребята» в Театре на Таганке, «Тест на любовь» в Театре мюзикла, а в Конгресс-центре на Вернадского — новый мюзикл по легендарной голливудской комедии «Некоторые любят погорячее», известной в отечественном прокате как «В джазе только девушки».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ ЮБИЛЕЙНОЕ

    «Мейерхольд. Чужой театр».
    Новая сцена Александринского театра.
    Автор спектакля Валерий Фокин, художник-постановщик Алексей Трегубов.

    К 150-летию В. Э. Мейерхольда Александринский театр подготовил обширную программу — ряд выставок, лекционный цикл, международную научно-практическую конференцию и, наконец, спектакль художественного руководителя театра Валерия Фокина, у которого столь многое в жизни и в профессии связано с творчеством великого режиссера-реформатора. Фокин глубоко и разнообразно исследует Мейерхольда в течение десятилетий и свято чтит его память. Однако спектакль, вышедший на Новой сцене (кстати, не так давно по воле Валерия Владимировича принявшей имя Мейерхольда), не выглядит подношением к юбилею.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • СЕРДЕЧНАЯ ОСТУДА

    «Снегурочка». А. Островский. Музыка П. Чайковского.
    Большой театр. Совместная постановка с Малым театром.
    Дирижер Иван Никифорчин. Режиссер Алексей Дубровский. Художник Мария Утробина.

    Однажды Дирекция императорских театров обратилась к Александру Николаевичу Островскому с просьбой написать масштабную пьесу-феерию. Условие поставили непростое — продумать действие так, чтобы в нем участвовали и музыкальная, и драматическая труппы, подведомственные Дирекции. Музыку заказали Петру Ильичу Чайковскому. Драматург и композитор работали параллельно, пересылая друг другу готовые фрагменты. Малый театр в то время был на ремонте, премьеру сыграли в Большом. На декорации, костюмы и эффекты машинерии Дирекция императорских театров средств из государственной казны не пожалела — чего стоило одно только таяние Снегурочки, окруженной бьющими струями фонтана в свете прожекторов! Было это чуть больше ста пятидесяти лет назад. К этому юбилею и приурочили новую постановку «Снегурочки», заодно вспомнив другую круглую дату — 200-летие со дня рождения Островского, исполнившееся в прошлом году. Как и полтора века назад, привлекли к участию артистов Большого и Малого театров.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • МИНУС-ВОЗРОЖДЕНИЕ

    О лаборатории «Коля» на Площадке 51

    Сбита система координат. Пространство Площадки 51 даже не перевернуто, а сдвинуто. Прежний «амфитеатр» отрезан белой полупрозрачной занавесью. За ней жизнь: торшер, стол, кресло, цветок в вазе, экран телевизора.

    Художнику, режиссеру Коле Русскому, ушедшему из жизни в прошлом году, посвящено трехчастное — трехдневное — событие. Три эскиза-спектакля по его пьесам и рассказам: «Коля: Анюта», «Лесное колдовство», «Алексей».

    Лаборатория «Коля» — не лирическая попытка возродить Русского. Не художественная попытка воскресить его наследие. Это вообще не наследование.

    Другое: в этом поломанном мировидении, в этой поломанной архитектонике сегодняшнего дня, оставшейся без художника, попытка предложить свои — субъективные и самостоятельные — гипотезы возрождения. Жизни, человека, театра, реальности, мифа — чего угодно.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • УРОК ЖИЗНИ

    «Король умирает». Э. Ионеско.
    Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева.
    Режиссер Олег Юмов.

    Олег Юмов, новый художественный руководитель Бурятского академического театра драмы, поставил «Король умирает». И это не первое его обращение к драматургии Эжена Ионеско. Когда-то, в 2008 году, будучи совсем молодым режиссером, он поставил «Стулья» на сцене Русского театра Улан-Уде. Я помню этот спектакль, который меня удивил, во-первых, интересом начинающего режиссера к театру абсурда, а во-вторых, тем, что это был очень смешной и печальный спектакль, совершенно лишенный той мрачной серьезности, с которой тогда принято было ставить пьесы абсурдистов. Ученик Сергея Женовача умел точно разбираться в действии и ощущать и понимать смысл и значение образов у Ионеско, который решился написать о том, что такое «небытие», и усомнился в реальности вещественного мира.

    Читать дальше | Комментарии (0)