Еще одно, последнее сказанье — и летопись окончена моя…
Последнее или не последнее, кто теперь что знает наверняка, но этот номер «ПТЖ» получился действительно «дневником Пимена», летописью сегодняшнего театрального процесса. Такой рецензионный-рецензионный: с россыпью «Выхода в город», с Туминасом и Шерешевским, Крымовым и Праудиным, Бутусовым и Федоровым, с Крикливым, Додиным, Фокиным и Наставшевым, с российскими премьерами городов и весей… Он и оформлен «дневником Пимена», который нарисовал к спектаклю Театра Наций «Борис Годунов. Сны» Анвар Гумаров. Пимен, конечно, все больше «летописал» про злодейство, про царевича убиенного, про государевых карателей, а мы про искусство, но в мире все так переплетено, и искусство живет внутри «летописи о многих мятежах», внутри большого безнадежного мира, между всегда безмолвствующим глубинным народом и очередными Шуйскими-Воротынскими.
Мы пытаемся сохранить привычный ареал своего театрального путешествия. Но писать стало трудно, безмолвие становится нормой. Впервые понимаешь «Ревизора», в котором страх, как нас учили, делает из любой «фитюльки важного господина», а фитюлек — пруд пруди, и каждая вооружена сакральным знанием «бдить» и «не пущать». В этом смысле совершенно невозможно понять, как приходит в головы повторять исторически пройденное так дословно и грубо, зная, что история потом напишет о тебе… А пока неусыпные инстанции нарушают прежние, десятилетиями сложенные, театральные связи, людей и театры теряешь из виду, не знаешь — кто и что ставит, каждый день приносит новые факты о доносах, коллеги боятся разговаривать друг с другом. И оттого, что мы много читали о такой жизни (полки свидетельской литературы!), — еще горше.
Но Пимен — он Пимен и есть. И в убогой подвальной келье считает своим долгом писать, то есть отражать театральную реальность, а черезнее саму реальность — в миг ее возникновения. Наш сайт стал работать технически медленнее: ежедневно (!) появляющиеся материалы блога и долгие годы трудов утяжеляют и утяжеляют его. А терять тридцатилетний архив, похоронив его и сделав новый шустрый сайт сегодняшнего дня, мы пока не хотим.
Нам и самим стало работать тяжелее. Вот уже два года город не дает журналу грантов, ставя в конкурсной графе «опыт организации в данном виде деятельности» абсурдный «0». Нет у нас опыта, не накопилось за 31 год (можете посмотреть на сайте). Но нельзя поддаваться зазеркальной реальности, белое не может быть черным, мы снова будем подаваться на грант Комитета по печати)) и делать дело, которому служим.
ЕБЖ, думаем о развитии трех новых проектов.
Один уже идет: ПТП, Петербургский театральный подкаст, слушайте его на всех платформах, ссылка — на последней обложке номера. Молодые сотрудники редакции беседуют с молодыми и заслуженными деятелями театра: Дмитрием Мульковым, Романом Кочержевским, Ярославой Пулинович, Константином Стешиком. Иногда редакция хором «вступает в подкаст» с итогами года или сезона.
Собираем новую книгу о молодой режиссуре (прошлой, «Без цензуры: молодая театральная режиссура ХХI века», скоро восемь лет), народилось много всего разнообразного, надо исследовать.
Думаем о скромной театральной премии «ПТЖ», поскольку независимая экспертиза почила в бозе: покинула «Золотую маску» и никогда не ночевала в «Золотом софите», а «Прорыв» исчез из природы. Но это — мечтания. Пока что надо выжить. Во всех смыслах.
Чего и вам желаем, дорогие читатели и коллеги. Читайте журнал и не забывайте подписываться на него в нашем интернет-магазине.
Март 2024 г.











Комментарии (0)