Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • СПРОСИТЬ У ДРУГОГО

    «В ученом обществе». По мотивам рассказа А. П. Чехова «Каштанка».
    Независимый проект в рамках фестиваля «М.150.11.» на Новой сцене Александринского театра.
    Режиссеры Ира Криворукова и Ваня Заславец.

    В рамках фестиваля «М.150.11.» на Новой сцене Александринского театра был показан «кочующий» спектакль Вани Заславца и Ирины Криворуковой «В ученом обществе». У постановки нет своей площадки, где бы она регулярно демонстрировалась, поэтому она странствует по фестивалям. Она создана по мотивам чеховской «Каштанки», которая первоначально называлась «В ученом сообществе».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВОРОНЕЖСКОМУ КАМЕРНОМУ ТЕАТРУ 30 ЛЕТ

    Сегодня, 21 июня, исполняется 30 лет Воронежскому Камерному театру. Накануне в редакции «ПТЖ» мы разговаривали с его создателем и бессменным до последнего времени руководителем Михаилом Бычковым.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРИЧИНА СМЕРТИ — ОДИНОЧЕСТВО

    «Одиночество». Р. Отарбаев.
    Областной академический казахский драматический театр им. Махамбета (Атырау, Казахстан) в рамках фестиваля «Молодежь. Театр. Фест» ТЮЗа им. А. А. Брянцева.
    Режиссер Мухангали Томанов, сценограф Темирбек Мухтаров.

    Замедленный, словно загустевший ритм «Одиночества» театра Атырау переносит зрителей в состояние экзистенциальной опустошенности, внутреннего тупика — не пугающего глубиной бездны, не кричащего о своей безвыходности, а пришедшего тихо и незаметно, как сама смерть.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДЗЕН ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ

    «Ретрит». А. Петрова, Л. Киселев.
    «Рэп-театр» (Москва).
    Режиссер и сценограф Сергей Азеев, художник по костюмам Виктория Макаркина, художник по свету Михаил Глушков, хореограф Banzay, саунд-дизайн Якова Фиша, звукорежиссер Артемий Коселев.

    «Рэп-театр», во главе которого стоит рэп-исполнитель и автор текстов Лев RE-pac Киселев, заявил о себе в 2022 году мюзиклом «Преступление и наказание». Датский (это был сезон, когда праздновалось 200-летие Достоевского) грантовый проект без потерь сконденсировал громадный роман в эффектное и энергичное полуторачасовое действо и вошел в лонг-лист «Золотой Маски». Следующий мюзикл театра — «Идиот» по Достоевскому же — слишком сильно ушел в эстетику остранения, дисгармонирующую с витальной искренностью рэп-музыки. И вот третьим проектом стал совершенно оригинальный комедийный мюзикл на злободневную тему духовных поисков того, что не спрятано.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВРЕМЯ ГОЛУБЕЙ

    «Матрешка».
    Московский цирк Никулина на Цветном бульваре.
    Режиссеры-постановщики Евгений Шевцов и Ольга Полтарак, художники-постановщики Надежда Русс и Анатолий Нежный, режиссер клоунады Андрей Шарнин, композитор Дмитрий Кузнецов.

    Дивертисмент — программная форма циркового спектакля в Цирке Никулина на Цветном бульваре вот уже долгие годы. В этой почти неуязвимой позиции, с одной стороны, дань советской цирковой традиции ХХ века. С другой стороны — это ответ на запрос самой разномастной публики, наполняющей из представления в представление здание Цирка почти до отказа.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ ГАЛЫ САМОЙЛОВОЙ

    Сегодня земля прощается с ней. Муж Галы Олег Федоров написал, что она завещала развеять свой прах. Решают — то ли над Сеной, то ли над Ла-Маншем...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЮРРЕАЛИЗМ И НАСИЛИЕ

    «Буря». У. Шекспир.
    Челябинский театр кукол им. Валерия Вольховского.
    Режиссер Александр Янушкевич, художник Екатерина Шиманович.

    Визуальное решение спектакля аскетично: остров в «Буре» — серое, скалистое место. Задник сцены — каменная глыба с расщелинами разных форм. Туда уходят артисты, там прячутся герои. «Убогая пещера», — говорит об этом месте Просперо, и его слова описывают это место как нельзя лучше. Убогое, затерянное, ненужное.

    Все начинается, конечно, с бури. Бедствие в спектакле решено так: на вертикальные полосы ткани проецируется видеоряд с лицами актеров. На них дует поток воздуха, наполняя щеки, деформируя лицо. Это физиологичная, намеренно неэстетичная картинка. С этого начинается спектакль, и первая мысль, которая приходит в голову, — ничего красивого в этих героях нет.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • 36 ПЕРСОНАЖЕЙ, ИЛИ ГОЛОСА ЗА ДВЕРЬЮ

    «Коридор».
    Пермский академический Театр-Театр.
    Режиссер Дмитрий Волкострелов.

    В Пермском Театре-Театре вышел новый спектакль Дмитрия Волкострелова «Коридор». Спектакль, нетипичный для режиссера: в нем есть 36 разработанных персонажей, вполне ясная актерская игра с использованием выразительных средств. И даже — кажется — есть история. Все это правда, если вы начали просмотр спектакля в Коридоре. И совсем иначе все это выглядит, если начать с Закулисья.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ВОСКРЕСЕНИЯ НЕ БУДЕТ

    «Воскресение». Пьеса А. Житковского по мотивам романа Л. Н. Толстого.
    Самарский театр юного зрителя «СамАрт».
    Режиссер Денис Хуснияров, художник Семен Пастух.

    В постановке «СамАрта» все внимание сконцентрировано на князе Нехлюдове. Режиссер Денис Хуснияров создает из романа Толстого историю о человеке, потерянном в собственных воспоминаниях и попытках осмыслить себя и меру своей вины за совершенные поступки.

    В спектакле два Нехлюдовых: до и Нехлюдов после всех испытаний (Петр Касатьев и Алексей Меженный). Второй персонаж выступает в роли рассказчика, который находится над историей и остальными героями, заранее знает, чем все закончится. Но это не просто один человек в разные промежутки своей жизни, это две разные личности, одна вырастает из тех испытаний, которые проходит другая. В то время как Нехлюдов-Касатьев порывист, импульсивен и отчаянно хватается за любую возможность искупить свою вину, Нехлюдов-Меженный устало спокоен, в его блестящих от слез глазах заметны печаль и скорбь, в голосе — горькая усмешка над самим собой и собственной беспомощностью, невозможностью что-то изменить ни сейчас, ни даже тогда.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • БЕЗДНА ТОЖЕ СМОТРИТ В ТЕБЯ

    «Мамлеев». Психоделическая опера по рассказам Ю. Мамлеева.
    Театр «Практика».
    Режиссер Арсений Мещеряков, художник Катя Эрдэни.

    Не буду останавливаться на петербургском спектакле «Шатуны» Романа Муромцева, о котором уже достаточно сказано, просто отмечу для подкрепления тезиса «Мамлеева начали ставить». А вот в Москве теперь есть целых две постановки по рассказам автора. И обе — оперы. «Прозу», где наряду с прозой Чехова есть и мамлеевский «Жених», поставил в 2017 году Владимир Раннев. Режиссер Арсений Мещеряков для постановки в театре «Практика» тоже взял за основу рассказы — десять штук из разных циклов — и объединил их в «психоделическую оперу».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ФЕСТИВАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ

    О VIII Международном фестивале национальных театров «Туганлык» в Уфе

    С 16 по 23 мая в Уфе проходил VIII Международный фестиваль национальных театров «Туганлык», возобновленный после пятилетнего перерыва. Его формат изменился. Исчезла номинация «Лучший спектакль», вокруг которой прежде традиционно кипели разнонациональные страсти. Вместо жюри, но с теми же функциями появился экспертный совет. Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури как хозяин фестиваля отказался от участия в конкурсе и показал два спектакля в офф-программе. В качестве гостевого был приглашен русский спектакль — золотомасочный булгаковский «Морфий» Антона Федорова Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина. А самое главное, вслед прошлогоднему казанскому «Наврузу» и «Туганлык» перестал быть чисто тюркоязычным.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 112

    В архиве появился № 112. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • ПРОВЕРЯЯ ГРАНИЦЫ СВОБОДЫ

    Можно начать так: к 225-летнему юбилею А. С. Пушкина К. М. Гинкас выпустил спектакль «Повести покойного Белкина» с подзаголовком «Спектакль по Пушкину и о Пушкине». А можно иначе: сначала, в 1979-м году, были легендарные уже «Пушкин и Натали» Гинкаса в Ленинграде с Виктором Гвоздицким. Потом — уже в МТЮЗе: «Пушкин. Дуэль. Смерть» и «Золотой петушок». Между ленинградской постановкой и московскими был телевизионный «Граф Нулин» с Мариной Нееловой. 45 лет размышлений режиссера о Пушкине вылились в пять (теперь) спектаклей, о последнем из которых он рассказал «Петербургскому театральному журналу».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАРАДОКСЫ ТЕАТРА

    «Магда». М. Ардитти.
    Театр «Старый Дом» (Новосибирск).
    Режиссер Юрий Квятковский, художник Нана Абдрашитова, драматург Екатерина Августеняк.

    Спектакль «Старого Дома» по мотивам пьесы Майкла Ардитти «Магда» (перевод Ольги Варшавер и Татьяны Тульчинской) дополнен текстом шеф-драматурга Екатерины Августеняк и поставлен Юрием Квятковским. Он называется «Парадокс об актере и жестокости». И это очень точное название.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НОВЫЙ ТЕАТР ФАНЕРНОГО ОБРАЗЦА

    Переписка об открытии биеннале «Пустой театр» и новой площадки «Пароход»

    Алена Ходыкова — Арине Хек
    Арина, я хочу тебе написать о любви к неказистым фанеркам. Тесное и неудобное, сгущенное и чрезмерное, как любой спектакль Романа Муромцева — Екатерины Гофман, лофтово-бедное, как любая андеграундная площадка, наполненная концептуальными кураторскими текстами, как любая выставка в MMOMA, — пространство биеннале «Пустой театр» с самого начала очаровывает своей уютной неприглядностью и нарочитой самодельностью.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОБРЕДЕМ ЕЩЕ, ПЕТРОВИЧ...

    Сегодня театральный мир прощается с Инной Натановной Соловьевой. Мы публикуем текст, который его автор, Анатолий Миронович Смелянский, просил прочитать на прощании с Инной Натановной в портретном фойе МХТ им. А. П. Чехова в ту минуту, 11.00. 3 июня 2024 года, когда начинается прощание.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • «МЕНЯ НЕ БЬЕТ ТОКОМ ОТ МЫСЛИ О БУДУЩЕМ»

    «Выход в свет». К. Шевкин.
    Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
    Режиссер Дмитрий Мульков.

    Премьера Театра в Театральном музее — спектакль о дискриминации женщин в актерской профессии. И не нужно пугаться того, что режиссер спектакля Дмитрий Мульков и драматург Константин Шевкин мужчины. Первый — вполне себе профеминистских взглядов, а второй — женщина, скрывающаяся за псевдонимом (так уж случилось, что в наши дни драматургини — как и актрисы в спектакле Мулькова — подвержены дискриминации).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ

    «Отцы и дети». По мотивам романа И. С. Тургенева.
    Театр Наций.
    Режиссер Семен Серзин, художник-постановщик София Матвеева.

    Вопросов о правомерности переноса событий, описанных в классическом произведении, в иную, более близкую современным зрителям эпоху, уже, кажется, никто не задает. И правильно делает. Ну, то есть, вопрос «можно ли?» давно на повестке не стоит — и можно, и нужно. Все это давно доказано длинным списком весьма убедительных с художественной точки зрения спектаклей, в которых сохраняются и темы, и проблематика первоисточника, но при этом то, что хотели сказать классик и вслед за ним театр, приближено вплотную к оптике сегодняшнего зрителя, к той среде, в которой он обитает.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

    О спектаклях IV курса Школы-студии МХАТ под руководством Виктора Рыжакова

    Петербуржцам повезло. 1 и 2 июня на сцене Театра «На Литейном» пройдут короткие гастроли выпускного курса Школы-студии МХАТ под руководством Виктора Рыжакова. Повезло потому, что в Москве билетов на «рыжаковцев» больше нет и не будет, а в Петербурге еще можно успеть.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • МЕТАВСЕЛЕННАЯ МУЛЬТИТЕАТРА

    «Ломоносов Фест» в Архангельском театре драмы им. М. В. Ломоносова

    Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова строит метавселенную будущего. «Ломоносов Фест» существует всего второй год и пока всеяден: в свою программу он включает как экспериментальные постановки в более или менее необычных жанрах, работы с использованием современных технологий, будь то лазерное шоу или роботы, так и строго конвенциональные спектакли об ученых и их изобретениях. Главное же для фестиваля — наука как инструмент познания человека. Через математическую абстракцию или условность космоса раскрывается безусловная хрупкость человеческой природы. Так, перфолекция лаборатории новых медиа «Биомеханика VR» перемещает тело человека в цифровое постбудущее с помощью VR-очков, лишая при этом субъектной оболочки, превращая его «я» в компьютерно-унифицированное «оно». И в этом нет пугающего предостережения, это просто факт, эксперимент, проведший новую черту над старым знаменателем — уязвимостью и несовершенством человека.

    Читать дальше | Комментарии (0)