
-
Российская платформа XVII Международного летнего фестиваля современного танца Open Look в Санкт-Петербурге. 6‒8 июля 2015 года.
У нас не так много фестивалей современного танца. Большинство из них — результат самостоятельных усилий отдельных людей, увлеченных contemporary dance — танцем о настоящем и в настоящем (времени). Собственно, благодаря подобным частным инициативам и держится российский contemporary. И — вопреки скепсису представителей культурного истеблишмента — достигает все новых высот, расширяет свою аудиторию.
-
«Сон в летнюю ночь». У. Шекспир.
Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко».
Режиссер Иван Поповски, художник П. О. П.«Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски — бальзам на сердце поклонников Мастерской. Тут есть все, за что мы любили «фоменок» золотого века — упоение игрой, журчащие интонации и порхающая пластика.
У Мастерской Петра Фоменко, положа руку на сердце, давно не было настоящих удач. Осиротевший театр мужественно искал новые пути: пробовал заниматься пластическим театром («Моряки и шлюхи»), политической сатирой («Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина«), даже взялся за современную пьесу («Олимпия» Ольги Мухиной и «Летние осы» Ивана Вырыпаева). Но все было не то и не так. Серия «проб и ошибок» опасно затягивалась. Пока Иван Поповски не решил вернуться к тому, что «фоменки» хорошо знают и любят — к комедиям Шекспира. Бывалые театралы до сих пор с придыханием вспоминают легендарную «Двенадцатую ночь», с которой когда-то и начался театр. А зрители помоложе — «Сказку Арденнского леса», ставшую боевым крещением для стажерской группы.
-
В архиве появился № 77. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Итоги и тенденции театрального сезона 2014/2015 глазами редакторов «Петербургского театрального журнала» — в порядке поступления мнений. Говорят: Марина Дмитревская, Виктория Аминова, Татьяна Джурова, Оксана Токранова, Оксана Кушляева, Евгения Тропп, Яна Постовалова.
-
IX Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-plays»
Каждый год во второй половине июня, когда суровый уральский климат дарит городу короткий всплеск буйства свежей зелени, солнца, ослепительной голубизны неба и томности белых ночей, Екатеринбург, и без того радостный и нарядный, постепенно начинает наполнять веселое, разновозрастное и разноязыкое Коляда-племя. Их сразу видно по фирменным знакам Коляда-футболок и тюбетеек, сумок или рюкзаков, в которых с десяток необходимых и не очень Коляда-предметов: спички, стаканы, веера(!), значки, магниты, блокноты, ручки, зажигалки, свистки (!) и, конечно, книжки.
-
«Зимняя сказка». У. Шекспир.
Краснодарское творческое объединение «Премьера». Краснодарский молодежный театр.
Режиссер Даниил Безносов, художник Михаил Кукушкин.Пока Краснодарская драма тщетно ищет себе «главного» и не находит, Краснодарский молодежный театр под финал сезона переманил из «Тильзит-Театра» Даниила Безносова.
Даниил Безносов выпустил в Краснодарском молодежном театре «Зимнюю сказку», спектакль, два действия которого не похожи друг на друга, как любимый и нелюбимый ребенок.
-
8 июля в рамках гастролей «Ленкома» — последняя значительная премьера театра, «Вальпургиева ночь» Марка Захарова по произведениям Венедикта Ерофеева. А у нас — рецензия Наталии Каминской на этот спектакль.
-
Из Италии пришла скорбная весть. Не стало Анны Владимировны Тамарченко, легендарного педагога ЛГИТМиКа, учившего многие поколения драманализу. И вообще — учившему... Многим казалось, что Анны Владимировны нет давно (эмигрировавшая в США, она давно пропала из поля зрения). Но в прошлом году, делая книгу «Учителя», мы узнали, что — жива, хотя и в плохом состоянии...Она дожила до 100 лет. Светлая память. Чтобы бывшие студенты могли проводить Анну Владимировну словами воспоминаний — мы публикуем статьи Марины Дмитревской, Юрия Барбоя и Надежды Таршис. Хотя в книге ее вспоминают не только они.
-
Спектакли Е. Ибрагимова и А. Иванова на I Межрегиональном фестивале театров кукол «Туллук» в Нерюнгри (Якутия)
«Театр актера и куклы» появился в Нерюнгри через десять лет после основания самого города, выросшего на сопках промышленного центра Южной Якутии. Когда-то, в 1975-м, сюда, на всесоюзную комсомольскую стройку, съехалась многонациональная молодежь, сформировав поистине мультикультурную городскую среду. Сегодня здесь по-прежнему добывают уголь и золото, а театр этой весной собрал первый на нерюнгринской земле Межрегиональный фестиваль театров кукол «Туллук», отпраздновав таким образом свое тридцатилетие.
-
Сегодня 90 лет со дня рождения Анатолия Васильевича Эфроса
...Не знаю, как сейчас, а в 60-е годы мы, студенты-театроведы, наскребя или назанимав пару десятков рублей (место в плацкартном вагоне стоило восемь), отправлялись в театральную Мекку — в Москву. Эфрос в ту пору стал главным режиссером Театра имени Ленинского комсомола. Его спектакли гремели на всю страну, попасть на них было совершенно невозможно. Кому-то из нас пришло в голову попроситься на встречу к нему, к самому Эфросу и, попав в театр, проскользнуть потом на вечерний спектакль. Я был уверен, что из этой затеи ничего не выйдет. Но вышло, кто-то сумел договориться, и мы, человек десять, оказались вдруг в кабинете главного режиссера Театра имени Ленинского комсомола Анатолия Васильевича Эфроса.
-
Тему номера продиктовал, как всегда, сам театральный процесс: «датские» и недатские премьеры, связанные с сошедшимися в сезоне 2014/15 года двумя «обнуленными» датами: начало Первой (1914, 100 лет) и конец Второй (1945, 70 лет) мировых войн. Некоторые историки давно предлагают считать это одной войной, поделившейся на две части и трагически определившей ХХ век. На эти даты наш театр естественным образом реагировал спектаклями. Или не реагировал — что тоже позиция, поскольку театр не обязан обслуживать даты. Реагировал чаще всего искренне и давал материал, над которым можно размышлять. Поэтому в номере не только критические тексты, но и ответы режиссеров-«баталистов» на пристрастные вопросы редакции.
Мы хотели понять, чем сегодня — в отсутствие живых свидетелей и новых сведений о войнах — занимаются наши режиссеры и почему. Момент-то ведь сложный: нет практически никого, кто, тряхнув медалями, сказал бы театру «Не ври!», как говорили солдаты Астафьев или Володин. Нет и никаких новых идеологем, наоборот — возвращаемся к старым, но новое поколение почему-то постоянно должно благодарить мифического «деда за победу».
-
В большинстве театров Петербурга сезон завершен. Потому мы рассказываем о премьерах, которые мы «забыли» описать.
«Путешествие Алисы в Швейцарию». Л. Берфус.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер Алексей Серов.Чего вы боитесь больше ‒ жизни или смерти? Этот вопрос покажется абсурдным, диким большинству людей, но не большинству героев спектакля режиссера Алексея Серова «Путешествие Алисы в Швейцарию», поставленного в ноябре на Малой сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом». Рискну предположить, что зритель, приходящий на «Путешествие Алисы», — зритель особый, которого волнует размышление на эту тему. Надо решиться — посвятить свой свободный вечер спектаклю, в афише которого написано, что его главное действующее лицо — неизлечимо больная женщина, а тема — эвтаназия.
-
«Соло для часов с боем». О. Заградник.
Свердловский театр драмы.
Режиссер Анатолий Праудин, художник Владимир Кравцев.То, что творилось на премьере «Соло для часов с боем» в Свердловской драме, было больше, чем спектакль. И речь даже не столько о художественном качестве, хотя и оно было отменным. Те, кто помнят легендарную мхатовскую постановку с Ольгой Андровской, Михаилом Яншиным, Алексеем Грибовым, Марком Прудкиным, Виктором Станицыным, наверное, понимают, о чем речь. Когда в бой идут одни старики — звезды первой величины, десятилетиями чувствующие друг друга на сцене и абсолютно ощущающие во всем — вплоть до рези в спине, боли в колене — своих ровесников-персонажей, — на сцене творятся поразительные вещи. Спасибо Освальду Заграднику, который вот уже 40 с лишним лет назад не только родной Словакии, но и всей Европе подарил эту пронзительную пьесу про одиноких людей из дома престарелых, про их чудо-пятницы, которые они проводят в маленькой комнатке у единственного не «обобществленного» из них, пана Абеля, и тем самым дал актерам-старикам блеснуть в (для кого-то может быть прощальном) бенефисе.
-
«Сказки Пушкина».
Театр Наций.
Режиссура, сценография, свет Роберта Уилсона.Знаменитый американский режиссер Роберт Уилсон, вероятно, не любит пафоса — ни словесного, ни действенного. Однако ж без него, кажется, не обойтись. В своем спектакле «Сказки Пушкина» он осуществил то, что должны бы делать политики. Разомкнул границы русской культуры навстречу миру, показал, что «наше все», в общем-то — явление всеобщее, ценное и востребованное. И в то время, когда нас настойчиво призывают укрыться в национальном скиту, дабы чтить исконные традиции и не слишком смотреть по сторонам, он и Пушкина, и российский театр оттуда вывел, организовав превосходную встречу культурных миров без всяких санкций и запретов. В русском спектакле Уилсона, сделанном сборной международной постановочной командой, явно просвечивают самые разные стили и направления — от проявлений разных национальных театральных и музыкальных стилей до выявления архетипических примет самого жанра сказки с его бродячими сюжетами, которые в своих скитаниях не обошли и Пушкина.
-
Г. Н. Яновской 75.
Дорогая Генриетта Наумовна!
Знаете историю про володинский 80-летний юбилей? С утра его разбудил звонок в дверь, и ему вручили телеграмму от президента, в которой было написано: «Дорогой Александр Моисеевич! Вы выдающийся драматург, написавший пьесы „Фабричная девчонка“, „Пять вечеров“, „Старшая сестра“...» — и далее по списку. И, стоя в трусах посреди прихожей, Володин читал список своих пьес, пока не дошел до последнего: «Позвольте поздравить Вас...»
-
«Город-герой».
Новая сцена Александринского театра.
Авторы Екатерина Бондаренко, Марат Гацалов, Татьяна Рахманова.Летним теплым вечером с ним можно сойти с ума. Он не дает к себе привыкнуть, как изощренный любовник. Он смотрит нервным своим огромным серым глазом, молчит, улыбается, обнимает небом, желтоватыми облаками, гранитом, конями, львами, домами, рекой — обнимает всем своим прекрасным существом, а ты, в ощущении абсолютного счастья, шепчешь ему, именно шепчешь, потому что ему нельзя ничего по-южному кричать, он же нордический:)): «Люблю тебя навсегда...»
Простите за лирику среднейшей словесной руки, но именно так думалось мне о Петербурге 21 июня вечером, на Фонтанке, по дороге к Новой сцене Александринского театра.
-
«Тихий Дон». М. Шолохов.
Ростовский академический театр драмы им. М. Горького.
Режиссер Геннадий Шапошников, художник Виктор Герасименко.На родине Шолохова его произведения, естественно, не раз обретали сценическую жизнь: и «Тихий Дон», и «Поднятая целина», и «Судьба человека», и «Они сражались за Родину», и «Бабий бунт». У «Тихого Дона», естественно, особая история — и театральная, и экранная. Он инсценировался к датам и без связи с ними, ставился, снимался, у нас, у них...
-
Сегодня 65 лет Светлане Крючковой.
О ней написано столько, что пытаться сказать что-то новое — затея утопическая. Можно, конечно, вновь вспомнить, что она была совершенно гениальной Агафьей Тихоновной в гоголевской «Женитьбе», и рассказать о том, как в ней волшебным образом тихо-тихо «включался» свет, когда возникало чувство к Подколесину, и как потом он гас...
-
В Казани прошел XII Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз».
Жара и колыхающееся марево миража в пустыне, цвет песчаника и фактура холста — фестиваль «Науруз-2015» пронесся в Казани, оставив после себя восточный сладковатый аромат. В этом году он был посвящен культуре одной из активных стран-участниц фестиваля — Казахстану, но «акцент» был, скорее, шекспировский. И дело даже не в количестве спектаклей по пьесам английского драматурга (их было относительно немного), а в темах и героях. Благородные эпические и героические персонажи, простоватые плуты демонстрировали свое родство с шекспировскими. Площадная форма театра, где обращение к зрителю в порядке вещей, а игра с предметом важнее декорации, выглядела самой уместной.
-
К гастролям Свердловской Музкомедии в Москве
«Скрипач на крыше». Композитор Джерри Бок, режиссер Кирилл Стрежнев, дирижер Борис Нодельман, художник Сергей Александров, хореограф Гали Абайдулов.
«Яма». Мюзикл по мотивам повести А. Куприна. Композитор Сергей Дрезнин, режиссер Нина Чусова, дирижер-постановщик Борис Нодельман, сценография и костюмы Павла Каплевича, хореограф Татьяна Баганова.
В рамках Фестиваля Ассоциации музыкальных театров России в Москве выступил Свердловский театр музыкальной комедии. Театр, который под руководством Кирилла Стрежнева, восприемника идей ленинградского режиссера Владимира Воробьева, культивирует и развивает жанр русского мюзикла, показал два спектакля, характеризующие магистральные устремления своей репертуарной политики.
комментарии