Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • КОРОЛЬ, ЧТО КОРОЛЕМ СТАЛ, КОРОЛЯ УБИВ

    «Ричард III». У. Шекспир.
    Русский театр Эстонии (Таллин).
    Режиссер Сергей Потапов, художник Евгения Шутина.

    Пожалуй, никогда зритель не был так готов к историческим хроникам Шекспира, как сейчас, после семи сезонов «Игры престолов» и бума супергеройского кино. Вся династия Плантагенетов, Йорки, Ланкастеры, Алая и Белая розы, безумные Генрихи, увечные Ричарды, мстительные Маргариты, Елизаветы, Анны никогда не были так безоговорочно понятны. Потому что они — как Старки, Ланистеры и Таргариены из саги Джордж Р. Р. Мартина, как Локки, Тор и Хела из кинематографической вселенной Marvel, и потому что появился навык сходу включаться в многофигурную историю, которая началась задолго до того, как ты к ней подключился, и закончится только с концом вселенной. Сколько бы героев, династий, законнорожденных и нет детей ни было включено в сюжет, зритель разберется, он уже привык в центре любой исторической саги, реальной или вымышленной, отыскивать железный трон, за который и идет вечная борьба. И даже оказываясь на спектакле Сергея Потапова «Ричард III» в Русском театре Таллина, ты эту общую готовность сходу включиться в бесконечную братоубийственную бойню ощущаешь. И пусть на сцене не железный трон, а некие незыблемые блоки, перегородки, стены, но и они смотрятся отличной завязкой к грядущим событиям, этакой заставкой к кровавому шекспировскому сериалу.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ВЫШЕЛ НОВЫЙ НОМЕР «ПТЖ», № 91

    Этот номер делался по следам 2017 года, года столетия переворота в жизни России. Мы планировали разговор об отражении революции в спектаклях сезона и об идеях театра по этому историческому поводу. Думали соединить это с материалами о театральных революциях, которые почти всегда — отражение революций социальных. Но номер развернулся к теме нынешнего театрального авангарда — есть ли он вообще и каковы его черты? Тему подогрел прошедший Культурный форум, где под транспарантом «Театральный авангард и традиции» сидели выдающиеся театральные дарования — от Персеваля до Могучего, от Виднянского и Гёббельса до Жолдака (декларировавшего двадцатый год кряду свой авангардизм, теперь уже непосредственно из президиума съезда). На вопрос, что же такое сегодня театральный авангард, — выдающиеся ответить не смогли, так что вопрос завис и потребовал ответа в очень условно «революционном» номере, который вы держите в руках. Характерно, что ответ не получен и здесь, журнал выглядит примерно так же, как выглядели режиссеры на форуме. Но позиции практиков и теоретиков обозначились, варианты в определении сегодняшних театральных кондиций так или иначе даны.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • РАДОСТЬ НЕПОНИМАНИЯ

    «Дон Кихот».
    Екатеринбургский театр кукол.
    Режиссер и художник Виктор Плотников.

    «Дон Кихот» режиссера и художника Виктора Плотникова в екатеринбургских куклах — это 70 минут радости.

    Тебя постепенно захватывают, погружают и кружат-кружат в воронке невероятного пространства звуков, голосов, слов, масок, кукол и людей, жестов и движений (музыкальное оформление и аранжировки Кирилла Лихина; хоровые аранжировки и композиторская адаптация Ларисы Паутовой). Здесь все подчинено единому медитативному ритму, все дышит одним воздухом случившейся/неслучившейся любви, победы/поражения слабой нежности и трепетности жизни. Здесь нет пресловутых мельниц. Нет фабулы. Нет прямых отсылок. Образы, метафоры, аллюзии взывают не к дешифровке, а к тому, чтобы достать чернил и плакать. Плакать о печальном идальго, о его неземной любви, о том, что ты так мало о нем помнишь, о своей вине перед великим, так никогда по-настоящему и не прочитанным романом, еще о чем-то главном и не случившемся.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • КАК ОТМЕТИТЬ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, ПРИСТРЕЛИТЬ СОБАКУ  И ПОЛЮБИТЬ ГОМБРОВИЧА ЗА ПОЛТОРА ЧАСА

    «Дневник. Игра в Гомбровича». По пьесе А. Сафроновой и А. Федоровой.
    Александринский театр.
    Режиссер Бениамин Коц, художник Екатерина Угленко.

    Для того чтобы вечеринка удалась, понадобятся безудержное веселье, музыка, которая понравится всем, и, главное, хорошая компания. Праздничное событие можно не устраивать дома, а пойти на спектакль «Дневник. Игра в Гомбровича» в Александринский театр. Также вам потребуются «неуверенность, риск, полет, гордость, шутка, исповедь, восхищение, игра, борьба», и это не случайные комплименты, а потребности живого ума, как считал польский писатель Витольд Гомбрович. По мотивам его «Дневника» драматурги Анна Сафронова и Анастасия Федорова написали абсурдистскую пьесу, которую выбрал для постановки участник «Лаборатории 17» Бениамин Коц.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • КАК СТАТЬ ПРИНЦЕССОЙ

    «Золушка». Ш. Перро.
    Молодежный театр (Ростов-на-Дону).
    Режиссер Михаил Заец, художник Алексей Паненков.

    Волшебство уже давно стало привычным. У каждой маленькой девочки есть волшебный гаджет, где можно играть с нарисованными людьми или животными, одевать кукол или гулять по тридевятым королевствам. Но вот однажды мама выключает твою игрушку, надевает на тебя розовое платье и ведет в театр, где взрослые дяди и тети уверяют тебя, что они-то и есть те самые волшебники, принцессы и короли, о которых ты столько слышала из аудиокнижек и видела в мультиках. И в этой битве между артистами и электронными устройствами побеждает театр, захватывая юных и не очень юных зрителей в сети чудесного.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЕКС, ЧЕХОВ, РОК-Н-РОЛЛ

    «Каштанка». А. П. Чехов.
    Псковский драматический театр им. А. С. Пушкина.
    Режиссер Юлия Пересильд, художник Александр Стройло.

    Для успешной актрисы Юлии Пересильд «Каштанка» в Псковском театре имени Пушкина стала режиссерским дебютом. Так что поставленная в короткие сроки по хрестоматийному рассказу Чехова история о девушке, пришедшей в шоу-бизнес, получившей шанс стать звездой, но добровольно вернувшейся к обычной жизни, — абсолютный кот в мешке. Тем более что родом Юлия Пересильд из Пскова, отсюда она уехала делать карьеру актрисы, потому и пристрастное отношение местной публики к ее режиссерскому дебюту легко было предсказать: не всегда возвращение на родину бывает триумфальным.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Е. И. ГОРФУНКЕЛЬ — В. Р. МЕДИНСКОМУ О СИТУАЦИИ В ТЕАТРЕ ИМ. ЛЕНСОВЕТА

    Сегодня ПТЖ публикует письмо, направленное кандидатом искусствоведения, профессором кафедры зарубежного искусства РГИСИ, историком театра и театральным критиком Еленой Иосифовной Горфункель в канцелярию министра культуры В. Р. Мединского с просьбой разрешения конфликтной ситуации, сложившейся в петербургском Театре им. Ленсовета в связи с увольнением Юрия Бутусова.

    Господин министр!

    В Санкт-Петербурге разразился театральный скандал. Не сработались художественный руководитель и директор Театра им. Ленсовета. Суть конфликта состояла в том, что полномочия Юрия Николаевича Бутусова, до последнего времени художественного руководителя Театра им. Ленсовета, сузились до требований полного подчинения директорской воле. Бутусов как руководитель академического театра хотел создать положенные по статусу театра пиар-отдел и отдел по международным связям, а также получить возможность самому выбирать кандидата на пост директора. Конфликт должен был разрешать председатель Комитета по культуре К. Э. Сухенко. Он сразу же взял сторону директора и подписал заявление Бутусова об уходе из театра. Реакция Сухенко, быстрая, несправедливая и недальновидная, вызвала удивление и разочарование.

    Читать дальше | Комментарии 12 комментариев
  • ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО АКТЕРА ТЕАТРА ИМ. ЛЕНСОВЕТА СЕРГЕЯ ВОЛКОВА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОМИТЕТА ПО КУЛЬТУРЕ К. Э. СУХЕНКО

    Конфликт в театре им. Ленсовета набирает обороты. Сегодня выступила с открытым письмом, обращенным к руководству СТД, Комитету по культуре и обеим сторонам конфликта Ассоциация театральных критиков.

    А только что в редакцию пришло письмо молодого ведущего артиста театра, лауреата «Золотой маски» Сергея Волкова. Мы считаем необходимым дать ему слово.

    Читать дальше | Комментарии 46 комментариев
  • ТОЛСТОЙ НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ

    «Беглец». По повести Л. Н. Толстого «Казаки».
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Айдар Заббаров.

    Молодой режиссер Айдар Заббаров поставил толстовских «Казаков». Это почти студенческий спектакль с «открытым планом», потоком эмоций, по-юношески мудрый от радости, которая, конечно же, ждет впереди. С незаурядными актерскими работами. Событие же в спектакле по-настоящему одно — миг самоидентификации главного героя. Такой момент Рокуэлл Кент назвал «Это я, Господи».

    Спектакль, впрочем, как и роман Толстого, — эпос (Толстой во время написания «Казаков» читал «Илиаду»), настоенный на лирике. Напиток освежающ. Главный герой, Дмитрий Оленин, alter ego автора, как будто приплывает на незнакомый остров чужестранцем, вступает в отношения и дружбы, уплывает в свою неизвестную жизнь.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • НАШЕ ВСЁ

    «Последние дни». Композиция по поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» и пьесам «Александр Пушкин» М. А. Булгакова и «Убить змееныша» Б. Акунина.
    РАМТ.
    Режиссер Алексей Бородин, художник Станислав Бенедиктов.

    Алексей Бородин воспитывает своего зрителя — не скучно морализируя или пафосно проповедуя, а беседуя, вовлекая в диалог, утверждая ценность разговора. Он верит, что зритель — равноправный участник, и потому с ним не страшно общаться на сложные темы. Среди замечательных качеств этого режиссера есть одно, пожалуй, самое важное для руководителя театра — он умеет слушать: коллег, публику, время.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗЕРКАЛО ДЛЯ ГЕРОЕВ

    «Зеркало Карлоса Сантоса».
    Автор идеи и концепции, генеральный продюсер Евгений Кадомский.
    Драматург Максим Курочкин, режиссер Талгат Баталов, художник Ольга Никитина.

    «Зеркало Карлоса Сантоса», конечно, не квест.
    Он — организованное приключение. Своего рода сафари, в котором от вас зависит, собственного говоря, очень мало — знай наблюдай окружающие ландшафты или ландшафты своего сознания.

    Чтобы не отбить вкус к приключениям, хорошо бы рассказывать о сафари как можно более осторожно — без спойлеров и слишком подробного описания особой топографии этого оригинального долгоиграющего проекта, рассчитанного на три года.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • КРЕОН НАЧИНАЕТ И ВЫИГРЫВАЕТ. ВСЕ МЕРТВЫ

    «Антигона». Ж. Ануй.
    Воронежский Камерный театр.
    Режиссер и художник Михаил Бычков.

    Понятно, почему Михаил Бычков берется сегодня за «Антигону». Сказать «нет» государству-Креону, выполнить свой нравственный долг, не упасть в мягкую перину сервильности — это, конечно, тема дня. Тем более для Бычкова, так антигоновски-упрямо не дающего нам забывать о деле Седьмой студии.

    Я ждала спектакля протестного, я ехала поддержать в себе то, что когда-то без вопросов говорило «нет» — и хоть умри... А увидела спектакль умный, энергичный и — безнадежный.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА

    Мы, участники Международного театрального образовательного форума — директора государственных театров из 49 городов России, проходящего 5 и 6 марта 2018 года в рамках Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв», выражаем глубокую обеспокоенность ситуацией, сложившейся в связи с так называемым «театральным делом»

    На протяжении многих месяцев наши коллеги Кирилл Серебренников, Алексей Малобродский, Юрий Итин, Софья Апфельбаум лишены свободы и возможности заниматься своим профессиональным делом. Это уважаемые в театральном сообществе люди, не представляющие опасности для общества, за которых поручились десятки ведущих деятелей российской культуры и искусства. На данный момент расследование по делу окончено, обвиняемые никак не могут повлиять на его ход — и тем не менее их продолжают содержать под домашним арестом, а одного из них, Алексея Малобродского — в СИЗО.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СТРАСТЬ ПОД ВИШНЯМИ

    «Вишневый сад». По мотивам пьесы А. Чехова.
    Театр-студия «Небольшой драматический театр».
    Постановка Льва Эренбурга, режиссер и соавтор спектакля Вадим Сквирский, идея решения пространства — Наталья Полушкина, художественное оформление спектакля — Лев Эренбург и Вадим Сквирский.

    «Вишневый сад» предстал в легком, смешливом, жизнерадостном исполнении. Заимствую термин из музыкальной теории: «ключ» был совершенно комический... Нет, это не мои слова. Это Кугель — о первой постановке «Вишневого сада», год 1904-й. Но их можно отнести и к премьере Льва Эренбурга, после которой задумываешься: где, на каких еще «Вишневых садах» ты так хохотал?..

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • ...ИЗ ДУХА МУЗЫКИ

    «Пианисты». К. Бьёрнстад.
    Театр «Глобус» (Новосибирск).
    Режиссер и автор инсценировки Борис Павлович, художник Ольга Павлович.

    Искусство должно стремиться к невозможному, а художник — превзойти свои возможности. И если ты ставишь перед собой заведомо выполнимые задачи, то едва ли являешься художником. Содержание спектакля Бориса Павловича, создавшего также ладную емкую инсценировку романа норвежского писателя Кетиля Бьёрнстада, обнаруживает это: трагическое несоответствие идеала и возможностей человека.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ПАМЯТИ ОЛЕГА ТАБАКОВА

    Он был актером от бога. Он был рожден для сцены и прожил свою жизнь в разделенной любви: сцена полюбила его с первой встречи и до конца дней. Кинопленка тоже была влюблена в него, и его любви хватало и на нее тоже.

    Его мальчишка из «Шумного дня», его Искремас и Александр Адуев — это навсегда, навсегда…

    Он был великим театральным деятелем. Его ученики — с того первого легендарного курса и до годящихся ему в правнуки — осиротели сегодня. Он прикрывал нас всех своей широкой спиной.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ОБЪЯВЛЕНЫ ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ ДЛЯ МОЛОДЫХ «ПРОРЫВ»

    В этом году претендентов на премию необычайно много. В одной только номинации «Режиссура» — 10 позиций. Лучшим молодым режиссером сегодня назван Илья Мощицкий, поставивший «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост-кабаре» в театре «Мизантроп». Впервые в истории «Прорыва» объявлены сразу две «лучших мужских роли». Актерские премии также получили участники «Холокост-кабаре»: Филипп Могильницкий — за роль адвоката Йорама Шефтеля, Андрей Кондратьев — за роль прокурора Майкла Шейкеда. О спектакле читайте переписку Александрины Шаклеевой и Александры Тетериной в блоге ПТЖ.

    Читать дальше
  • ВИШНЯ ДЫШИТ

    «Мой дедушка был вишней». По книге А. Нанетти.
    Санкт-Петербургский Большой театр кукол.
    Режиссер Иван Пачин, художник Женя Исаева.

    Дедушка Оттавиано верил, что умершие живы, пока мы их любим, внук Тонино принял новую веру в то, что умершие переселяются в тех, кого больше всего любили. Бабушка Теодолинда — в гусыню Альфонсину, а дедушка, конечно, в вишню Феличе...

    В сентябре прошлого года Большой театр кукол провел режиссерскую лабораторию по книгам для детей и подростков, выпущенным издательством «Самокат». За это время эскиз Ивана Пачина в инсценировке Елизаветы Спиваковской обогатился вторым актом и стал полноценным спектаклем.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РЕБРЕНДИНГ СТАРИННОГО БАЛЕТА

    «Пахита».
    Екатеринбургский театр оперы и балета.
    Хореография Мариуса Петипа, постановка Сергея Вихарева и Вячеслава Самодурова, сценография Альоны Пикаловой.

    Нынешний год в российском балете получил имя собственное — в честь Мариуса Петипа, родившегося 11 марта 200 лет назад. Среди балетных компаний, осваивающих наследство Мариуса Ивановича, оказалась труппа Урал Балета с блестящей командой постановщиков. Отнюдь не прикрываясь щитом с надписью «реконструкция», они предложили свою версию «Пахиты» — балета, который переехал из XIX века в XXI и сменил петербургскую прописку на уральскую.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПИСЬМО АРТИСТОВ ТЕАТРА ИМ. ЛЕНСОВЕТА

    Дорогие друзья! Коллеги и зрители! Мы, актеры театра им. Ленсовета, хотим, чтобы вы знали: еще в октябре 2017 года нами было отправлено Обращение к Губернатору Г. С. Полтавченко и Председателю Комитета по Культуре К. Э. Сухенко. Письмо прилагается ниже. И вот, одним росчерком начальственного пера из театра был уволен Юрий Бутусов, и таким образом перечеркнуты и наши судьбы. Бутусов не нуждается в нашей защите. Он защищен своим талантом и востребованностью. Мы защищаем себя. И призываем аннулировать приказ об увольнении и сесть за стол переговоров. Мы призываем выслушать позицию Юрия Бутусова и вникнуть в причины, вынудившие его покинуть пост Художественного руководителя.

    Читать дальше | Комментарии (0)