Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ПАМЯТИ ЮРИЯ ПЕТРОВИЧА ОШЕРОВА

    Умер Юрий Петрович Ошеров — многолетний худрук Саратовского ТЮЗа.

    Не просто вот — умер. Ему стало плохо на сцене, он упал в оркестровую яму театра, которому отдал жизнь, покалечился, уже не пришел в сознание. То есть, отдал жизнь в прямом смысле.

    Есть что-то невероятно образное в этом во всем, какая-то особая сюжетность, которая отмечает избранных. Юрий Петрович много играл «маленьких людей», будь то «вечный муж» или старосветский помещик Афанасий Иванович. В его героях была лирическая нелепость, несуразность, и сам он был весь такой маленький, светлый и странный, смешной и драматический, что его реальная смерть тоже встает в ряд судеб его героев. Только Ошеров уже не выйдет на аплодисменты...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

    Третья режиссерская лаборатория, проходившая с 28 апреля по 8 июня на базе Драматического театра Балтийского флота, в этом году строилась вокруг традиции игрового театра, исследуемой на 4-м режиссерском курсе Геннадия Тростянецкого. Для этого в работу были взяты одноактовые пьесы. А отправной точкой стал вопрос о самой природе игрового театра.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В ПОИСКАХ ДЮ СОЛЕЙ

    «Сказка странствий». А. Митта, Ю. Дунский и В. Фрид.
    Русский драматический театр имени Н. А. Бестужева (Улан-Удэ).
    Режиссер Сергей Левицкий, художник Ольга Горячева, хореограф Игорь Григурко.

    Театр русской драмы имени Бестужева в Улан-Удэ закрыл свой юбилейный, 90-й, сезон громкой премьерой в новом для себя жанре. Режиссер Сергей Левицкий и хореограф Игорь Григурко поставили «Сказку странствий» по сценарию Александра Митты как яркое пластическое шоу с элементами цирка.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПСИХОГЕОГРАФИЯ

    «Мне показалось».
    Творческая лаборатория «Угол» (Казань).
    Режиссер Вася Березин, текст Васи Березина и Михаила Дягтерева, актриса Роза Хайруллина.

    Казанский «Угол» — типичное пространство для театральных экспериментов. Туда ходят за необычным опытом, на какой нельзя рассчитывать в рамках большого государственного театра. Здесь — иммерсив, документ, и сюда, что кажется показательным, петербургский «театр post» приезжает на гастроли. Особую пикантность пространству придают местные крысы — небольшая лаборатория «Угла» расположена во дворе сразу между несколькими помойками, и драматические связи между нами и грызунами-перформерами возникают при первом же знакомстве. Если без шуток, то для создателей спектакля действительно очень важно место, в котором они будут работать. О психогеографии (сплаве психологии и социологии, в котором изучается влияние среды на человека) на обсуждении после спектакля говорил режиссер Вася Березин.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПАМЯТИ АЛЛЫ ПОКРОВСКОЙ

    Покровская...

    Глубинный дар редкой и прочной породы. Вековая генетика.

    Неукротимая мощная натура, взрывной импульсивный темперамент, при этом — острота и тонкость понимания и искренность во всём. В ней всё полярно. Доброжелательность и резкость, творческая неуверенность и неожиданность ярких решений. И всё доказательно, «петелька — крючочек», тончайшее кружево, всё рукотворно, как у родных прабабок.

    Такова Алла Покровская.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ЗАПОЛЯРНЫЕ СЮЖЕТЫ

    Норильский Заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского закрыл сезон

    Этот сезон для самого северного театра России был очень насыщенным. Премьер случилось много, и они продемонстрировали возможности актеров и режиссеров работать с разной драматургией, легко меняя стили и жанры. Театр представил классику и современную пьесу, выпустил визуальные и VR-спектакли, устраивал лабораторные процессы. Конечно, не все удалось увидеть, речь пойдет о самых последних премьерах. Но стоит понимать, что театральная жизнь гораздо шире и богаче представленного в этой статье. Проблем, безусловно, тоже немало. Но у кого их нет? Впрочем, ясно: театр их осознает и ищет пути к преодолению. Ну а теперь о том, что было.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АНИМАЦИОННЫЙ ЦИРК

    «Сны Босха».
    Цирк «7 пальцев на руке» в рамках Театральной олимпиады.
    Идея и концепция Самуэля Тетрео, сценарий Самуэля Тетрео, Мартина Тулиниуса и Анжа Потье, видеопроекции и анимация Анжа Потье.

    Цирковая программа Театральной олимпиады невелика, но внушительна. Организаторы опираются на проверенные в России имена — Даниэле Финци Паски, Виктории Тьере-Чаплин. Цирк «7 пальцев на руке» (сокращаемый в названии обычно до «7 пальцев») в России тоже не новичок, и уже представлял свои спектакли как на Чеховском фестивале, так и в рамках независимых гастролей. На Театральную олимпиаду канадский коллектив привез свой спектакль 2016 года «Сны Босха».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗАМЕРЗШИЕ

    «Чайка». А. П. Чехов.
    Камерный театр Малыщицкого.
    Режиссер Петр Шерешевский, художник Надежда Лопардина.

    Одиннадцать, по количеству действующих лиц, фортепиано в норильском «Дяде Ване» Петра Шерешевского задавали спектаклю концертную форму. По пустой сцене метались взметываемые сквозняком мусорные пакеты, отсылая нас в неопределенное постапокалиптическое будущее. А герои, казалось, легко могли изъяснять себя текстом «Чайки»: их живые души пока еще не совсем угасли, но все-таки им «холодно, холодно, холодно, пусто, пусто, пусто» и, пожалуй, немного страшно. В  условиях КТМ все измельчало: пианино, за исключением того, за которое в начале садится тапер Дорн, детские. Взяв их на руки, артисты извлекают звуки, напоминающие резкий металлический звук ксилофонных молоточков. Звучит увертюра — ернический, в силу специфики инструментов, наигрыш, в который вплетается тема из «Лебединого озера». Далее оркестр естественным образом распадется на группу лиц без центра, чтобы в финале собраться вновь — в сцене игры в лото.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • «ЗАПОЛУННАЯ» СВАДЬБА

    Свадебный карнавал «Les Noces du Moulin».
    Идея, концепция и режиссура Славы Полунина.
    Творческая группа: Татьяна Бесараб, Александра Гутнова, Алена Коган, Мария Манаенкова, Давид Мативосян, Михаил Мокеев, Анна Назарова, Ваня Полунин, Елена Русланова, Елена Ушакова.

    На Желтой Мельнице Славы Полунина во французском Креси-ля-Шапель праздник живет всегда, и иногда поселяется праздник особенный. Этим летом на два дня, 15 и 16 июня, Мельницу заполонили свадьбы. Фантасмагорические и даже две реальные, они стали поводом для проживания и переживания свадьбы как особенного и единственного в своем роде события. Создатели этого действа, срежиссированного коллективом артистов и художников, откликнулись на идею свадьбы как многослойного, выразительного и значимого явления. Не приуроченный ни к каким календарным датам, праздник изначально был связан с созданием нового мельничного пространства — Розового сада, но, как это обычно бывает на Мельнице, перерос свой повод и сущность.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕДУРАКИ НА НЕПЕРИФЕРИИ

    В Воронежском Камерном театре прошел вечер в честь 25-летия

    Воронежский Камерный театр, отпраздновавший свое 25-летие, конечно, — особая история и особое место на театральной карте России. Это сбывшаяся мечта, реальная сказка, пример образца и образец примера.

    Много рождается театров, но немногие выживают. Камерный за 20 первых лет в немыслимых условиях ДК железнодорожников окреп, развился, вырос, стал номинантом и лауреатом.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПОЛУСМЕШНЫХ, ПОЛУПЕЧАЛЬНЫХ, ПРОСТОНАРОДНЫХ И ДРУГИХ

    Режиссерская театральная лаборатория «С любовью, Пушкин!» в Краснодарском академическом театре драмы

    220-й день рождения Пушкина в Краснодарском драмтеатре отметили режиссерской лабораторией. Два местных актера/режиссера, основатели частных театров — Стас Слободянюк и Арсений Фогелев, и приезжий режиссер Константин Солдатов ставили Пушкина.

    Лабораторию организовал сам театр. Год назад, после горьковской лаборатории в репертуар вошли «Мещане» в постановке Геннадия Шапошникова. Как обещают, один из пушкинских эскизов также станет полноценным спектаклем, и кажется, тут возможен неожиданный сюжет.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «THE GOD THEY TRUST IN IS ALIVE»

    О спектаклях XIV Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз»

    Среди вопросов, которые задавали иностранные гости «Науруза», чаще прочих звучал следующий: «What’s the difference between Russian theatre and Turkic one?» Вопрос этот широк, как и фестивальная программа, и ответить на него односложно значило бы ответить мимо. Можно попытаться выделить самое сущностное в возможном ответе. Самое же сущностное, кажется, в том, что человек тюркоязычного театра находится в диалоге в первую очередь с мирозданием, он погружен в живой и огромный, обладающий волей и смыслом мир. Это разговор двух пространств: пространства человеческого тела и пространства мира. Фокус «Науруза» был сосредоточен на глубинных процессах обоих пространств, на бездне, которая разворачивается изнутри человека в космос. Так устроены самые сильные работы, так устроены и слабые спектакли. Тюркоязычный театр стремится к вертикали.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ...

    А. Вампилов. «Утиная охота».
    Театр «Мастерская».
    Режиссер Григорий Козлов, художник Николай Слободяник.

    Зилов — не Шпаликов.

    И не Вампилов.

    И не Высоцкий-Довлатов-Ефремов-Даль — все те, кто, включая Алексея Девотченко, Сергея Бехтерева и самого Григория Козлова, — мелькают на ч/б кадрах старых фотографий в прологе спектакля, сразу за киножурналом «Новости дня» с рекламой пива «Жигулевское».

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ТРИ ДНЯ ПЛАТОНОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ

    Последние дни Платоновского фестиваля в Воронеже были не менее насыщенными, чем прошедшие две недели: книжная ярмарка, творческие встречи, показы танцевальной программы и, разумеется, драматические спектакли. Показав зрителю российские и зарубежные театры в многообразии жанров и направлений, организаторы ближе к финалу поставили в афишу воронежские спектакли: «Афродиту» Елены Невежиной и «Кабалу святош» Михаила Бычкова. Но прежде чем написать о «домашней» части программы, хочется зафиксировать впечатление от легендарного Роберта Стуруа и его спектакля «Вано и Нико» (впечатление от самого режиссера — не меньшее, творческая встреча тоже обернулась замечательным и остроумным театром).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ХРАНИТЕЛЬНИЦА НУЖНЫХ ВЕЩЕЙ

    «Колокольчики и заклинания».
    Компания Bells & Spells (Париж, Франция). Спектакль Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова на Театральной Олимпиаде.
    Концепция, постановка и сценография Виктории Тьере-Чаплин.

    Я не раз замечала, что когда в жизни что-то случается и ты пытаешься осознать, понять, принять и смириться с произошедшим, то каждая книга, которую открываешь, каждый просмотренный фильм и спектакль оказываются на больную тему и несут какие-то ответы и разгадки. После ухода бабушки я несколько месяцев провела, разбирая ее вещи. Их было очень много, невероятно много, непонятно, как могла одна небольшая квартирка и одна человеческая жизнь вместить в себя столько вещей? Зачем их столько? Мне казалось, что вещи — стопки новеньких голубых комбинаций с колючими кружевами, хрустальные рюмочки, которым нет числа, заклеенные фарфоровые балерины и собачки, потемневшие чайные ложки, записные книжки, разрозненные шахматные фигурки, янтарные бусики в бархатных коробочках, абонемент в бассейн, «Экран» за 1986 год, запонки, болтики, шпильки, значки, броши, носовые платки, открытки, театральные программки и много-много-много всего остального — просто поглотят меня, что этот мусор из чужой жизни заполонил мою собственную. Не смея выбрасывать и не зная, что с этим делать, я просто закрыла все это в шкафах и ящиках бабушкиной комнаты и уехала, чтобы продолжать жить и накапливать свой собственный мусор.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АЛЕКСАНДРИНСКИЕ САТУРНАЛИИ

    Открылась Театральная олимпиада

    Ещё на подлёте замечаешь — дело нечисто. Посреди площади Островского валит дым, взлетают снопы искр. Торчат драконьи, жирафьи шеи кранов. «И бегают фантазии на тоненьких ногах». Издалека различаешь химер: драконы-динозавры, пегасы, совсем непонятные конструкции. Какие-то не люди и не звери. Бродит компания Пушкиных с бакенбардами. Гуляют какие-то радужные панки. Прошла девушка с огромного размаха чёрными крыльями. Вот не зря, не зря благочестивые отцы-старцы прежних времён к театру относились с подозрением. Чуть что, сразу вылезает наружу его языческая, хтоническая природа, только дай волю этим актёрам-режиссёрам — мигом устроят не то цирк, не то мистерию, не то всё вместе.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • О ЗНАКАХ ИНОГО. ШТРИХИ К РЕЖИССЕРСКОМУ ПОРТРЕТУ ГРИГОРИЯ ДИТЯТКОВСКОГО

    Сегодня Григорию Дитятковскому 60!

    Мой друг Z., Вы, очарованная спектаклем Григория Дитятковского «Женщина-змея» в Комиссаржевке, попросили меня подробнее рассказать об этом режиссере. Простите, что на месте не удалось, я спешил. Но дома решил письменно выразить Вам, чем является для меня Григорий Исаакович; кстати, сегодня ему исполнилось 60. Конечно, правильнее было бы не стучать по ноутбуку, а написать своей рукой: старомодность эта больше соответствует Дитятковскому, который как режиссер предпочитает ручную выделку, бежит от новейших технологий, трепетен к слову как таковому.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПЕРЕКРЕСТКИ ИСТОРИЙ

    VII Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык» в Уфе

    В конце весны — начале лета 2019 года один за другим в Уфе и Казани след в след прошли два крупных фестиваля тюркоязычных театров — «Туганлык» и «Навруз».

    Если вы не знаете, то ареал проживания тюркоязычных народов очень широк: от Балкан на западе до Монголии на востоке, от Якутии на севере до Ирана на юге. Европеоиды, монголоиды и народности смешанных этнических групп, православные, мусульмане и шаманисты — казалось бы, между ними ничего общего. Тысячелетия истории, время и расстояние так видоизменили общий «праязык», что едва ли турки и хакасы, якуты и гагаузы поймут друг друга в непосредственном диалоге. Однако эстетические перекрестки и параллели, показанные «Туганлыком», название которого переводится как «родство», очевидны.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВСТРЕТИМСЯ В КРАСНОЯРСКЕ

    I Урало-Сибирский фестиваль-конкурс театров кукол «Сибирь. Terra Magica»

    ...На сцене плещутся театральные волны. Может быть, невские, но скорее байкальские. На берегу сидит человек, в котором сложно не опознать бурята: буддообразная округлость, бурятские нега и хитрость, гармония с собой и миром. По волнам плывет кукольная лодочка с кукольным человечком в цилиндре и с бакенбардами. «Пушкин, что ли?» — удивляется бурят. Вестимо, Пушкин.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕПОСТИЖИМЫЕ

    «Три высокие женщины»«. Э. Олби.
    Ростовский частный театр «Человек в кубе».
    Режиссер и художник Катерина Рындина.

    Пьеса Олби в оригинале называется «Three tall women», спектакли по ней идут у нас с названием «Три высокие женщины». Но tall переводится и как «невероятные, таинственные, непостижимые»...

    Читать дальше | Комментарии (0)