Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • «РЕВИЗОР» НА «РЕАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»

    Сегодня на фестивале «Реальный театр» спектакль «Ревизор». О постановке Петра Шерешевского в Псковском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина ПТЖ писал прошлой осенью.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • МУЗЕЙНЫЙ АВАНГАРД. ИНСТРУКЦИЯ К ПРИГОТОВЛЕНИЮ

    «Дети у власти». По пьесе Р. Витрака «Виктор, или Дети у власти».
    Новая сцена Александринского театра.
    Режиссеры и сценографы Николай Рощин и Андрей Калинин.

    Помните такие красивые, румяные, кажется, польские яблоки с наклейками, покрытые тонким слоем воска?

    Спектакли Николая Рощина тоже ровные, гладкие и не портятся. Как бы режиссер, начиная с «Ворона», ни убеждал, что все тлен и внутри копошатся могильные черви.

    Роже Витрак написал свою пьесу, считающуюся эталоном сюрреалистической драмы, в 1928-м. Когда Антонен Арто ее поставил, был скандал, и пьеса сошла с репертуара «Комеди де Шанз-Элизе» через несколько представлений. Специалисты пишут, что автор, с одной стороны, стебал буржуазное общество и чувствительные пьесы, с другой, воткнул пару булавок в бывших коллег-сюрреалистов и Брессона, выведя того в безумце месье Антуане. Однако у авангарда даже еще больше шансов стать музейным, чем у «классической» пьесы. Наверное, потому, что он питается отрицанием предыдущих культурных эпох и ценностей. Поэтому авангард нельзя реконструировать, его можно только переизобрести.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • «ДЕТИ СОЛНЦА» НА «РЕАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»

    Сегодняшний день фестивальной программы открывается спектаклем «Дети солнца» новосибирского театра «Красный факел». О постановке Тимофея Кулябина писала Александра Тетерина.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «НОМЕР 6» НА «РЕАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»

    О спектакле Данила Чащина в Челябинском театре драмы — Александрина Шаклеева.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ОБ ОБАЯНИИ

    «Пиковая дама. Игра». Сюрреалистический триллер по мотивам повести А. С. Пушкина.
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер и художник-постановщик Евгения Сафонова.

    Евгения Сафонова мастерица запутывать следы. Собственно, это необходимое качество любой хорошей режиссуры. Спектакль — не что иное, как шифр, и угадывать спрятанный в нем текст — удовольствие для любознательного зрителя. Шифр, почерк, стиль — обозначения языка, которым обращается к залу режиссер. Он не хочет и не может быть простаком, или бедняком-иллюстратором, или копировщиком, или специалистом по разводке актеров на сцене, которого легко уличить в отсутствии сложности (а это для современного мастера равнозначно отсутствию профессионального достоинства). Не могу сказать, что режиссеры сознательно сложны. Они, как правило, сложны подсознательно. Говорить своим языком и есть для них говорить не прямым текстом. Так установилось давно, в новейшие времена, потому что подтекст, троп и метафора, театральная образность как-то за последние полвека не то чтобы мельчали, но набрались суетности и важности, не всегда оправданных (ну было ли что-нибудь мудрено-сложное в «Узнике» Брука, и именно это молодую аудиторию страшно разочаровало).

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • ЭСТОНСКИЕ ХИППИ В СЕГОДНЯШНЕЙ МОСКВЕ

    «Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз». М. Дурненков.
    Театр «Июльансамбль».
    Режиссер Талгат Баталов, художник Наталья Чернова.

    Интерес к эпохе хиппи сегодня очевиден. Тарантино ставит, может быть, лучший свой фильм о том, как «дети цветов» берут в руки оружие. В гамбургском театре «Талия» идет придуманный Мариной Давыдовой спектакль «Checkpoint Woodstock». А в Центре им. Вс. Мейерхольда «Июльансамбль» показывает премьеру спектакля по пьесе Михаила Дурненкова «Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ВОСЕМЬ ЛЮБЯЩИХ ЖЕНЩИН» НА «РЕАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»

    На «Реальном театре» сегодня покажут спектакль Евгения Марчелли «Восемь любящих женщин». Публикуем июльский текст Дарьи Шаниной.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • «ДОН КИХОТ» НА «РЕАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»

    Сегодня на фестивале «Реальный театр» — спектакль Виктора Плотникова «Дон Кихот» в Екатеринбургском театре кукол. Рецензия Галины Брандт.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ДОБРОЕ УТРО, УТУЛИК!

    XXV Открытый областной фестиваль любительских театров «Театральная осень на Байкале — 2019»
    им. Леонида Беспрозванного

    Каждый день в 8 утра громкоговоритель на базе отдыха «Утулик» будил «граждан отдыхающих» словами: «Доброе утро, Утулик! Сегодня 17 августа, по народному календарю день Авдотьи-огуречницы, а у нас продолжается фестиваль „Театральная осень на Байкале — 2019“».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АННА ВЛАДИМИРОВНА ТАМАРЧЕНКО

    В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.

    Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СПЕКТАКЛЕМ ДМИТРИЯ КРЫМОВА «МУ-МУ» ОТКРЫВАЕТСЯ «РЕАЛЬНЫЙ ТЕАТР»

    «Не все ли равно! Какая разница!» — обычно перебивает всякую твою мысль Олег Лоевский. Но, видимо, он лукавит, потому что если бы ему было все равно и разницы не было, — нынче не исполнялось бы 30 лет «Реальному театру», старейшему в России фестивалю, и он не стартовал бы сегодня в Екатеринбурге. И хотя все — «одна Караганда», как говорит тот же Лоевский, все же Екатеринбург — не совсем Караганда, и у фестиваля увлекательная программа, и там снова будут ежедневные большие обсуждения (за глубину отвечают Ольга Федянина, Алена Солнцева, Лев Закс и молодой режиссер Александр Плотников, за традиционный аттракцион — Марина Дмитревская и Олег Лоевский). Как обычно, это школа для студентов, и туда уже прибыли театроведы РГИСИ, очередные «гномы», чтобы получить свои первые шишки и понять, как широка и обильна сегодняшняя российская театральная жизнь.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА ЛАПКИНА

    В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.

    Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БЕЗ РОЗОВЫХ ОЧКОВ

    «Манолито Очкарик». Э. Линдо.
    Никитинский театр (Воронеж).
    Режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова.

    В Никитинском театре Воронежа сыграли смелую премьеру для детей и их родителей.

    Юлия Каландаришвили продолжает приобщать театральный мир к современной детской литературе. С ее легкой руки герой Мони Нильсон-Брэнстрем, мальчик Цацики, ходит в школу уже в двух городах: в петербургском театре «Суббота» и в хабаровском ТЮЗе. После шведской классики наступила очередь испанской подростковой прозы. «Манолито Очкарик» Эльвиры Линдо знаменит не менее, чем Цацики. Ему посвящен цикл радиоспектаклей, шесть книг, переведенных на разные языки, и два фильма. Правда, все это не у нас. В России вышла только одна книга, и то более десяти лет назад. Конечно, в издательстве «Самокат».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ УМОМ, А СЕРДЦЕМ

    «Испанская баллада». Л. Фейхтвангер.
    Тюменский Большой драматический театр.
    Режиссер-постановщик и балетмейстер Сергей Захарин, художник-постановщик Евгения Шутина.

    Спектакль, который родился под занавес минувшего сезона, сразу же стал любимцем тюменской публики. Это видно невооруженным глазом: аншлаг даже в жаркий летний выходной, море цветов, сильнейший эмоциональный отклик зрителей, аплодисменты, которые невозможно остановить. Актерами, кстати, он тоже очень любим. Это на самом деле здорово, потому что поддерживается, подогревается интерес к театру, который сегодня ищет и экспериментирует, пробует новые формы и жанры — в общем, живет полной жизнью.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЕРА МИХАЙЛОВНА КРАСОВСКАЯ

    В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.

    Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АНТИМИФ

    «Юдифь». А. Х. Таммсааре.
    Театр R. A. A. A. M. (Таллин, Эстония).
    Режиссер Айрат Абушахманов.

    Таллинский проектный театр R.A.A.A.M не в первый раз приглашает на постановку режиссера из национальных республик России. Достаточно вспомнить сотрудничество с якутом Сергеем Потаповым — «Оборотень» прокатился по всем крупным фестивалям России и за ее пределами.

    Как и Потапову, Айрату Абушахманову, главному режиссеру Башкирского театра драмы, была предложена к постановке национальная эстонская драматургия, в чем есть своя логика. Ты наблюдаешь встречу разных культур, традиций, национальных кодов как конфликт, как напряжение эстетических и мировоззренческих слоев, которые то сближаются, то отдаляются. В случае «Юдифи» происходит химическая реакция интеллектуализма западной драмы — не сугубо эстонской, а скорее следующей общеевропейской традиции модернизма, и режиссуры — не то чтобы восточной, но тяготеющей к орнаментальности.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БОРИС ОСИПОВИЧ КОСТЕЛЯНЕЦ

    В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.

    Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «В КАКУЮ БУРЮ ОЩУЩЕНИЙ ТЕПЕРЬ ОН СЕРДЦЕМ ПОГРУЖЕН!»

    «Онегин. Сны Татьяны», 2-я редакция. По мотивам романа А. Пушкина.
    Театр «Приют комедианта».
    Режиссер Роман Габриа, художник Николай Слободяник.

    «Онегин. Сны Татьяны», как ясно из названия — спектакль, в котором главным героем является вовсе не Евгений, в целом славный хандрящий бездельник из Петербурга. Роман Габриа строит мир, центрированный вокруг Татьяны. Но не всякой, а Татьяны влюбленной (отцу и матери в спектакле места нет), Татьяны, рефлексирующей свое чувство (Ольга и Ленский — не самостоятельные единицы здесь, они возникают только в сопряжении с переживаниями главной героини). Вообще, тема творца-мужчины, который пытается выстроить мир глазами женщины, — отдельный разговор. Про премьерный спектакль Наталья Скороход написала в ПТЖ: «Спектакль открывает Пушкина женским кодом, что, конечно же, и есть самое главное его достоинство» . Достоинство ракурса бесспорно, а вот насколько этот ракурс поддается мужскому взгляду — пока вопрос.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АБРАМ АКИМОВИЧ ГОЗЕНПУД

    В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.

    Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕАТР КАК ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ

    Театральная лаборатория «Свияжск АРТель».
    Куратор лаборатории Олег Лоевский.
    Организаторы Инна Яркова, Диана Сафарова, Артем Силкин и фонд «Живой город».

    Остров-град Свияжск, три кинорежиссера — Тимур Бекмамбетов, Игорь Волошин, Елизавета Стишова, тема «Дорога» и полная свобода в выборе драматургического материала для участников. Шестой сезон культовая театральная лаборатория «Свияжск АРТель» исследует пространство и время, память и тело острова-града. Но на этот раз за дело взялись кинорежиссеры, поэтому более чем когда-либо эта лаборатория изучала и природу театра, его законы, его способы работы с пространством, временем и вниманием зрителя. Кинорежиссеры, сталкиваясь, а иной раз и расшибаясь о самые, казалось бы, очевидные театральные грабли, обнаруживали их и для театральной публики.

    Читать дальше | Комментарии (0)