Саратовский ТЮЗ кричит «SOS!»
Труппа Саратовского ТЮЗа бьет в барабаны и трубит в трубы тревоги и протеста. Уволен Валерий Райков — один из известных и деятельных директоров театров России. Он руководил этим театром 17 лет, рекомендованный на эту должность еще Юрием Петровичем Киселевым.
Все мы знакомы с Валерием Николаевичем. Все мы в разные годы бывали в Саратовском ТЮЗе, который в последнее десятилетие стал пристанищем лучших режиссеров, новых идей, креативных лабораторий. Когда-то Марина Дмитревская беседовала с Валерием Райковым об устройстве детского театра — «О первом купании ребенка» и писала о «Соборе Парижской Богоматери». Евгения Тропп рецензировала «Проклятье голодающего класса» и «Сирано де Бержерака», Виктория Аминова писала о «Стеклянном зверинце»… Мы рвались на спектакли Праудина и не успевали на премьеры Бычкова и смотрели на гастролях Ли Бруера. «ПТЖ» не раз писал о лабораториях современных пьес (когда-то, в № 55 — Мария Смирнова-Несвицкая, в № 67 — Виктория Аминова, недавно в блоге — Елена Вольгуст).
Последний материал был написан уже после пожара старого здания ТЮЗа. Театр работал, двигался, восстанавливал спектакли. Всем казалось, что отстранение Райкова от должности — временное дело. Оказалось — нет. Нельзя не поверить нынешнему худруку театра Юрию Петровичу Ошерову: это удар.
Труппа в своих письмах требует вернуть директора, этого хочет худрук театра. Доказана непричастность Райкова к поджогу. Но в стране, где логика отменена, возможно все. В том числе и это.
Редакция «Петербургского театрального журнала» мысленно с саратовцами. Нам бы хотелось, чтобы в комментариях к этому посту деятели театра могли выразить свое отношение к событию и как-то повлиять на саратовскую действительность. Как писал Володин, «правда почему-то побеждает». Хотелось бы, чтобы она победила.
Даже если отвлечься от персоналии, то возникает вопрос — власть должна слушать мнение худрука и труппы или же худрук с труппой должны слушаться власть?
В последнее время власть чаще и чаще вмешивается в работу "учреждений культуры" именно так — жёстко, безрассудительно и категорично. По сталински.
Но что делать? чем можно помочь любимому театру? Я постоянно бываю на фестивалях в разных городах, в разных театрах, но именно саратовский ТЮЗ Киселева полюбила, как родной. Валерий Николаевич Райков один из редких руководителей, вызывающих уважение и доверие. Каждому, кто бывал в этом театре, понятно, что успешность и не провинциальность саратовского ТЮЗа — в первую очередь дело рук его директора. Райков не только руководитель, он — театральный человек, он все время в поиске нового, современного, интересного. У него множество идей, и отнюдь не коммерческого толка, как в основном мыслят сейчас театральные директора. Райков в своем театре не только хозяин, он — отец. Он собрал замечательную труппу, у него нет балласта и «мертвых душ» — все актеры живые, все, вне зависимости от возраста и званий, продолжают развиваться, он находит возможность занимать всю труппу. А ведь мы знаем, в каком плачевном состоянии как правило находятся тюзовские актеры, тем более в провинции. Каждому театру дай Бог такого директора! Очень страшно, что будет с прекрасным театром, если не удастся отстоять Валерия Николаевича. Разрушить один из лучших ТЮЗов в России — это преступление.
Я согласна с А. Миндлиным, и именно это возмущает. Труппа и худрук хотят работать именно с этим человеком. Его вины в пожаре нет. В чем вообще проблема? В том, что он, оставшись директором, будет бороться за то, чтобы Саратовскому ТЮЗу оставили историческое здание наряду с завершенным и устаревшим до пуска огромным новым зданием-долгостроем? Знаю, что на старое здание были претенденты, близкие к власти. Без комментариев. Знаю, что без Райкова Ошеров не справится с руководством, он человек другой природы, и был продуктивен именно этот тандем. Ошерову уже немало лет, эта история может плохо сказаться на его нервно-психическом состоянии — об этом кто-то подумал? Мнение худрука, народного артиста, в данном случае должно быть решающим.
Все это отвратительно, В.Райков один из лучших, настоящих театральных директоров
Почему-то весь день не могу оставить комментарий через сайт. Пытаюсь отсюда.
Кстати, я тоже писала о лаборатории "Четвертая высота" в Саратовском ТЮЗе:
http://ptj.spb.ru/blog/laboratory-chetvertaya-vysota-2010/
Когда я была в последний раз в Саратове, большой зал в новом здании ТЮЗа еще не был сдан, там работала малая сцена, а также большая и малая сцены старого (чудесного, незабываемого…) здания. И свидетельствую: три зала ежедневно были заполнены зрителями, актеры трудились с удовольствием, играя и вполне художественные истории для малышей (совсем не поточные утренники), и серьезный вечерний репертуар. Если бы не случилось несчастье, сейчас, я уверена, интенсивно и содержательно работали бы все четыре сцены ТЮЗа. Разумеется, в этом огромная заслуга директора Райкова. Не страшно повториться: Валерий Николаевич — театральный человек, думающий о художественном развитии своего театра и своей публики, директор, обладающий вкусом, хорошим авантюризмом (решиться пригласить Лангхоффа или Ли Бруера может только очень смелый человек! Впрочем, еще и уверенный в том, что такая авантюра окажется удачной благодаря очень сильной труппе, которую долго и любовно собирал и пестовал), дальновидностью, энергией… Да всем, что так необходимо театральному директору и что "в комплекте" встречается так редко!
Конечно, надеюсь только на один исход этой странной и неприятной истории: разум восторжествует, В. Н. Райков будет как можно скорее восстановлен в своей должности и продолжит работу в ТЮЗе Киселева.
Я согласна с А. Миндлиным, и именно это возмущает. Труппа и худрук хотят работать именно с этим человенком. Его вины в пожаре нет. В чем вообще проблема? В том, что он, оставшись директором, будет бороться за то, чтобы Саратовскому ТЮЗу оставили истоирическое здание наряду с завершенным и устаревшим до пуска огромным новым зданием-долгостроем? Знаю. что на старое здание были претенденты, близкие к власти. Без комментариев. Знаю, что без Райкова Ошеров не справится с руководством, он человек другой природы, и был продуктивен именно этот тандем. Ошерову уже немало лет, эта имтория может плохо сказаться на его нервно-психическом состоянии — об этом кто-то подумал? Мнение худрука, народного артиста, в данном случае должно быть решающим.
Саша! Не ругай в этом случае власть. Валеру уволили за дело. Просто иногда надо соизмерять свои потребности и потребности театра. Он был царь и бог. Его жена — прима. Ручной худрук театра. А сейчас в театре ужас: могут смениться все приоритеты. Окажется, что есть еще талантливые люди. А новый директор ( если он разумный человек) проведет ревизию всего и тогда может вскрыться еще такое… о чем и не догадываются
Саша, то, что ты пишешь, это как раз переход на персоналии. Я с этого начал. Я не знаю всей ситуации, но в любом случае, это должно решаться не так. Если директор что-то делает "не правильно" (хотя опять же — где критерии), то в любом случае, должен быть разбор, обсуждение. В конце концов, можно создать независимую коммисию, которая будет разбираться. Что это за метод — сняли решением "сверху"? Кто принимал это решение? Чем оно мотивировано? Может быть и сталинские "чистки" когда-то где-то ударили правильно. Но неужели из-за этого мы изменим нашу оценку сталинизма? Методы, Саша, методы…