Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли марта 2025. Выбор редакции


  1. 9 марта — «Братья и сестры», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Лев Додин.

    В этот день этому великому спектаклю исполняется 40 лет…

  2. 4, 19 марта — «Еще один, Карл», Театр в Театральном музее, режиссер Дмитрий Крестьянкин.

    Прихотливо сплетенные театральные фантазии, задорно миксующие форму лжеподкаста и лжекапустника, монтаж документов и лирическое мокьюментари — с пафосом акционизма.

  3. 8, 9, 30, 31 марта — «Три», Камерный театр Малыщицкого (КТМ), режиссер Петр Шерешевский.

    Переговоренная в сегодняшнем времени и блестяще сыгранная актерским ансамблем версия «Трех сестер»: все наши комплексы.

  4. 19 марта — «Магазин», Небольшой Драматический Театр (НДТ), режиссер Артем Злобин.

    Почти идеально сложенный метафорический спектакль о цепочке насилия.

  5. 26, 31 марта — «История старой квартиры», Городской театр (площадка на Галерной, 43), режиссер Наталья Лапина.

    Весь ХХ век и одна семья в одной квартире, в високосной стране. Спектакль разбудит вашу аффективную память и слезы, а заодно утвердит в чувстве жизни.


  1. 1, 2 марта — «Тихий час», Театр «На Литейном», режиссеры Екатерина Мигицко и Борис Павлович.

    Спектакль двух трупп — Театра «На Литейном» и «У Театра», в котором играют глухие и слабослышащие актеры. Эпизоды, связанные не сюжетом, а игрой ассоциаций, возникают в разных локациях во время прогулки по театру. Нежно, поэтично, атмосферно. На что похоже? На утренний сон во время отпуска на море.

  2. 12 марта — «Диалоги. Идеальное государство. Эпизод II», Кабаре ШУМ, режиссер Александр Худяков.

    Ожидается премьера второго эпизода «Диалогов» (первый эпизод был посвящен понятию «Справедливость»). Харизматичные актеры Александр Худяков и Иван Вальберг изящно и умно проводят философский диспут, основанный на текстах Платона, но порой (с помощью активно включающихся в беседу зрителей) выходящий за рамки абстрактного теоретизирования. На что похоже? На баттлы из «Фунта мяса», как ни странно.

  3. 21, 22 марта — «Синяя птица», Учебный театр ГУКиТ, Мастерская А. А. Дежонова, режиссер Дмитрий Луговкин.

    На удивление обаятельный курс! Искренние, работящие (почти все играют по несколько ролей в большом спектакле), обученные ребята — вернее, в основном, девушки. Педагог и режиссер Дмитрий Луговкин взялся за символистскую сказку, не побоявшись ее сложности, и сделал ставку не на феерию, а на наивную и честную игру. На что не похоже? На «Счастье» Могучего (тут все по-своему).

  4. 26, 31 марта — «История старой квартиры», Городской театр (площадка на Галерной, 43), режиссер Наталья Лапина.

    Документальные свидетельства времени и эмоциональные реакции людей. Шесть актрис и шесть актеров существуют с огромной самоотдачей — профессиональной и человеческой, рассказывая историю нескольких поколений одной семьи, переживающей коллизии ХХ века. На что похоже? На «Леопольдштадт» Стоппарда, только не про Вену и Холокост, а про революцию, репрессии, блокаду, космос, перестройку и Петербург-Ленинград-Петербург.

  5. 28 марта — «Мертвые души», Театр им. Ленсовета, режиссер Роман Кочержевский.

    В последний раз сыграют этот первый самостоятельный режиссерский опыт Романа Кочержевского. Затейливый и иронично-мистический. Парад-алле актерских фантастических созданий — непривычно гротескных, сверхъярких, провокативных. На что похоже? Точно на кино, а вот на чье… Критики колебались между Томом Фордом, Джорджем Клуни и Дэвидом Линчем.


  1. 4, 19 марта — «Еще один, Карл», Театр в Театральном музее, режиссер Дмитрий Крестьянкин.

    Спектакль-подкаст о судьбе Мейерхольда, который отзывается болью не только за минувшие времена.

  2. 5, 6, 30 марта — «Сердце человека», Учебный театр «На Моховой», руководитель постановки Яна Тумина.

    Выпускной курс актеров-кукольников придумал поставить истории о бездомных барбосах, но на самом деле о сути сострадания любому живому существу. Надо успеть посмотреть до лета.

  3. 22, 23 марта — «Моцарт и Сальери», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Александра Толстошева.

    Свободная импровизация и театр радости в пределах известного текста в исполнении блестящих артистов, не устающих придумывать новое прочтение давно известных фраз в каждом следующем спектакле.

  4. 30, 31 марта — «Маскарад с закрытыми глазами», МХТ им. А. П. Чехова на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Петр Шерешевский.

    Любопытно увидеть этот сочиненный режиссером и перенесенный в наши дни симбиоз Лермонтова и Шницлера с Игорем Верником в роли Арбенина.

  5. Каждые субботу и воскресенье марта — «Бурлеск», Цирк Чинизелли (Цирк на Фонтанке), режиссер Гия Эрадзе.

    Лучшее шоу классического цирка в России (строго говоря, и в мире) наконец-то привезли в Петербург. Почти три часа грандиозного визуального пиршества с изрядным количеством классных номеров.


  1. 1, 14, 19 марта — «На рассвете», ТЮЗ им. А. А. Брянцева, режиссер Тимур Кулов.

    Развернутое и откровенное высказывание Тимура Кулова о природе творчества, где с иллюзией успеха часто соседствуют сломанные цветы жизни и призрачные надежды на счастье.

  2. 12 марта — «Парни и велосипеды», Пан.Театр, режиссер Юлия Панина.

    Обращение к прозе представителя «грязного реализма» Чарльза Буковски — вызов не из простых. Потому что за тем фастфудом слов, который он вываливает на читателя, всегда скрыто щемящее чувство большой любви, прожитой в одиночестве. Проверим на спектакле.

  3. 14 марта — «Все мы прекрасные люди», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    Горькая усмешка Юрия Бутусова от осознания человеческих желаний, недоговоренных чувств и брошенных в сердцах слов. Последний показ.

  4. 20 марта — «Zholdak dreams: Похитители чувств», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрий Жолдак.

    Еще одна рефлексия о театре, в которой сценическое искусство предстает мечтой, сном, другой реальностью, где темная сторона Луны отвечает за отмену гравитационных театральных законов.

  5. 23 марта — «ЛайкаРоллингСтоун», Театр Lusores, режиссер Александр Савчук.

    То, что поначалу может считываться очередным автофикшн-путешествием «по волнам моей памяти», на поверку оказывается мощным художественным высказыванием о надежде, которая дарит если не крылья, то по крайней мере ощущение свежего воздуха.


  1. 8–9 марта — «Тоска» Дж. Пуччини, Театр «Зазеркалье», режиссер Александр Петров, музыкальный руководитель и дирижер Павел Бубельников.

    Действие одной из самых знаменитых опер мирового репертуара Александр Петров решил перенести из самого начала XIX века в середину века ХХ. Потому как право человека восставать против тирании — вещь вневременная, впрочем, как и женская ревность.

  2. 8–10 марта — «Стыд», musicAeterna Dance, Атриум Главного штаба Эрмитажа, хореограф Анастасия Пешкова.

    Лидер обитающей в Доме Радио танцкомпании решила исследовать понятие стыда — и для этого собирается обратиться к теме Средних веков, ибо видит в них отзвук вечности. Музыку к спектаклю специально написал Кирилл Архипов, взяв в работу испанские баллады XIII века. В главной партии — Дарья Павленко. Единственная звезда Мариинки, работавшая и в театре Пины Бауш.

  3. 14 марта — «Истории любви. Гала-концерт звезд балета», БКЗ «Октябрьский».

    Программа гала-концерта предлагает отрывки из классических и современных балетов, в которых кто-то кого-то любит. Рассказывать о любви в танце будут посланцы Большого театра Евгения Образцова и Семен Чудин, делегаты Мариинского театра Надежда Батоева и Филипп Степин, а также немаленькая команда из Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко — Оксана Кардаш, Артур Мкртчян, Валерия Муханова, Ксения Рыжкова, Дмитрий Соболевский. Для них в третьем отделении концерта начинающий хореограф Джона Кук (в оригинале британец, затем женившийся на российской артистке и связавший свою жизнь с нашей страной) поставил одноактный балет «Played».

  4. 14–16 марта — «Путешествие в Реймс» Дж. Россини, Большой театр на сцене Мариинского театра, режиссер Дамиано Микьелетто, дирижер будет объявлен позднее.

    Один из самых обаятельных оперных спектаклей Большого театра, созданный семь лет назад как копродукция с Нидерландской национальной оперой, Королевской Датской оперой и Оперой Австралии. Комическая суматоха, происходящая на постоялом дворе, где встретились множество титулованных особ, стремящихся на коронацию в Реймс, перенесена в спектакле в современную картинную галерею — и зрители с удовольствием играют в «угадайку», стараясь определить, какие картины сценограф Паоло Фантин «развесил» на стенах.

  5. 21–23 марта — «Хозяйка Медной горы» Г. Матвейчук, Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, режиссер Глеб Матвейчук, дирижер Алексей Нефедов.

    Авторский проект — композитор Глеб Матвейчук («Опасные связи», «Алиса и Страна чудес») сам ставит свой мюзикл по мотивам сказов Бажова.


    Хочется простого, женского…

  1. 4, 11 марта — «Дама с собачкой», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Анатолий Праудин.

    Винтажный спектакль Анатолия Праудина с Василием Реутовым в роли Гурова, а не влюбиться в Василия Реутова на сцене невозможно, тем более когда он сам говорит о чувствах…

  2. 15 марта — «Русалочка», театр Karlsson Haus, режиссер Наталья Слащева.

    Сказка о настоящей любви, которая способна на все, только без сказочности, а очень даже по-человечески.

  3. 17 марта — «Ворованный воздух», Городской театр, режиссер Дмитрий Хохлов.

    Спектакль не только и не столько о Мандельштаме, сколько о его жене Надежде, с нечеловеческой стойкостью переживавшей суд и тюремное заключение мужа.

  4. 26 марта — «В лучах», Театр им. Ленсовета, режиссер Анджей Бубень.

    Моноработа Лауры Пицхелаури о Марии Кюри, величайшей женщине и известном ученом, которая открыла радиоактивность химических элементов.

  5. 27 марта — «Декабристки», совместный проект Такого театра и Part Academy, режиссер Варя Светлова.

    Храбрые женщины, отправившиеся вслед за своими осужденными мужьями, одинаково благородны и стойки что в XIX веке, что в XXI.


  1. 5, 25 марта — Интеллектуальный стендап Бориса Павловича в Театре на Разночинной.

    Интеллектуал Борис Павлович выступит на темы «Ленинградская неподцензурная поэзия 60–70-х годов ХХ века» и «Как я работал с живыми поэтами: Андрей Родионов и Лев Рубинштейн» и сделает это остроумно и злободневно.

  2. 6, 7, 21 марта — «На всякого мудреца довольно простоты», Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, режиссер Александр Баргман.

    Премьера в Театре Комиссаржевской — актуальный Островский в постановке Александра Баргмана. Должно быть поэтично и воздушно — увидим.

  3. 10, 11 марта — «Собачье сердце», МТЮЗ на сцене Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, режиссер Антон Федоров.

    Громкий спектакль Антона Федорова можно (нужно) посмотреть в Петербурге.

  4. 28, 29 марта — «Чеховъ. Вишневый садъ. Нет слов!», Студия театрального искусства на Новой сцене Александринского театра, режиссер Сергей Женовач.

    Снова гастроли — Студии театрального искусства (привозят, кстати, пять спектаклей: «Самоубийца», «Мандат», «Три сестры», «Заповедник» и «Вишневый сад»). Отличная возможность познакомиться с СТИ, не покидая Петербурга.

  5. 30, 31 марта — «Маскарад с закрытыми глазами», МХТ им. А. П. Чехова на сцене БДТ им. Г. А Товстоногова, режиссер Петр Шерешевский.

    Уже традиционно московский Шерешевский — в Петербурге. Нужно идти!


    Весной настроение быть «безукоризненно нежным»…

  1. 9, 11 марта — «Птифуры. Бабушки», театр КУКФО, режиссер Анна Викторова.

    Светлые и нежные истории о трогательных, смешных и хрупких героинях — бабушках и старушках в исполнении волшебников-актеров театра «Кукольный формат».

  2. 14 марта — «Все мы прекрасные люди», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    Последний показ бутусовского спектакля, в котором порывы любви, страсти и нежности тургеневских персонажей подобны урагану.

  3. 16 марта — «Джинжик», Театральная лаборатория Яны Туминой на сцене театра «Открытое пространство», режиссер Яна Тумина.

    Красивейший спектакль театра куклы и предмета о дружбе старичка и птички, бережности в пространстве апокалипсиса и надежде.

  4. 22, 23 марта — «Елка у Ивановых», Театр на Садовой, режиссер Роман Муромцев.

    Если весной настроение быть еще и немножко «бешеным», то Роман Муромцев выпускает премьеру — «истерическую трагикомедию» по знаменитому обэриутскому тексту с любимыми по другим работам режиссера артистами.

  5. 28 марта — «Ловля форели на рассвете», театр Karlsson Haus, режиссер Борис Павлович.

    Самый нежный спектакль весны о любви, внутренней свободе и текучести мгновений — California Dreamin’ в петербургской коммуналке.