Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли апреля 2024. Выбор редакции


    Наступает время весенних фестивальных гастролей. Их и рекомендую к просмотру, как и себе. Не стану нынче комментировать каждое название, но все это спектакли режиссеров, которых хочется и надо смотреть, изучать, писать о них.

  1. 20 апреля — «Гроза», Омский театр драмы, в рамках V Международного фестиваля Loft в Театре на Васильевском, режиссер Галина Зальцман.
  2. 22 апреля — «Приключения Рустема», Казанский татарский государственный театр юного зрителя им. Габдуллы Кариева, в рамках XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», режиссер Тимур Кулов.
  3. 23 апреля — «Котлован», Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», в рамках V Международного фестиваля Loft в Театре на Васильевском, режиссер Антон Федоров.
  4. 23 апреля — «Долгин / Волна», Государственный Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева, в рамках XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», режиссер Сойжин Жамбалова.
  5. 25 апреля — «Тахир и Зухра», Московский еврейский театр «Шалом», в рамках V Международного фестиваля Loft в Театре на Васильевском, режиссер Мурат Абулкатинов.

  1. 20 апреля — «Алексей», Площадка 51, режиссер Арсений Мещеряков.

    Актриса Александра Бровко, едва видная в слабом луче фонаря, текст рассказа Николая Русского, музыканты Ярослав Коваленко и Владислав Федоров в темноте за сумасшедше звучащим фортепьяно — действо талантливое, завораживающее, потешное и жутковатое. Эскиз спектакля был создан в рамках театральной лаборатории «Коля» (прошла в феврале), посвященной творчеству режиссера и писателя Николая Русского.

  2. 15–24 апреля — спектакли XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».

    Разнообразная, насыщенная, интересная программа: конкурс на соискание Национальной премии «Арлекин», внеконкурсные спектакли, лаборатория «Маленькая ремарка», круглые столы. Актуальный театр для детей и подростков.

  3. 23, 24 апреля — «Риф», Такой театр, режиссер Борис Павлович.

    Новая работа объединила режиссера с его интересом к прозе, которую никто не пробовал ставить (роман «Риф» Алексея Поляринова), живую природу Такого театра, актеров, так или иначе близких Павловичу, — получилось интеллектуально-музыкально-игровое путешествие к затененному центру памяти, болезненно пульсирующей точке. Исследование безграничных возможностей театра продолжается!

  4. 28 апреля — «Лесное колдовство», Площадка 51, режиссер Роман Муромцев.

    В основе спектакля — пьеса Н. Русского «Тонкая красная линия» и его же рассказ «Лесное колдовство». Смотреть тем, кого интересует не спокойный жизнеподобный театр, а самый отвязный и неуправляемый балаган, где кровь хлещет, как клюквенный сок, а трагические откровения рождаются из адского хохота. Эскиз спектакля был создан в рамках театральной лаборатории «Коля», посвященной творчеству режиссера и писателя Николая Русского.

  5. 30 апреля — «Коля: Анюта», Площадка 51, режиссеры Мария Селедец и Филипп Дьячков.

    Нежный и грустный привет от создателей спектакля безвременно умершему коллеге и однокурснику по мастерской В. М. Фильштинского Коле Русскому. В первой части зритель вслед за Марией и Филиппом совершит путешествие в Тамбов, где умер и был похоронен Русский (докфильм). Во второй — музыка Владимира Раннева и мрачное сценическое действие воссоздают атмосферу болезненного кошмара и неизбывного одиночества в рассказе «Анюта». Эскиз спектакля был создан в рамках театральной лаборатории «Коля», посвященной творчеству режиссера и писателя Николая Русского.


    Театр для детей и подростков

  1. 6, 7 апреля — «Когда я снова стану маленьким», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Евгений Ибрагимов.

    Неувядающий хит БДТ по-прежнему обязателен к просмотру. Его гуманистический посыл о победе добра над злом считывается и сегодня как руководство к действию самыми маленькими зрителями.

  2. 13 апреля — «Джинжик», Театральная лаборатория Яны Туминой на сцене Театра «Открытое пространство», режиссер Яна Тумина.

    Полный магии спектакль об удивительной дружбе человека и пингвина и о том, почему всегда важно оставаться человеком. Из лучшего, что на сегодня может предложить кукольный театр города.

  3. 13, 14 апреля — «ХобАриуты», Упсала-Цирк, режиссер Екатерина Ионас.

    Свежая премьера самого атмосферного цирка страны связана с эстетикой обэриутов. Спектакль-лаборатория 4 курса Цирка представляет собой синтез визуального театра и циркового драйва.

  4. 15-24 апреля — программа XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», Театр Зазеркалье и другие площадки города.

    Фестиваль — главное событие года для детей и подростков. В программе собраны лучшие спектакли страны.

  5. 18, 30 апреля — «Эйнштейн. Что нам светит?», театр Karlsson Haus, режиссер Наталья Слащева.

    История великого физика рассказана средствами театра столь находчиво, что свои открытия в нем совершают не только дети, но и их взрослые спутники. Кому-то удается даже побыть Эйнштейном, но главное — поверить в силу своей фантазии и изобретательности.

  6. 21, 30 апреля — «Руслан и Людмила», Александринский театр, режиссер Антон Оконешников.

    Оригинальное мультимедийное прочтение классики, в котором нашлось место и затейливой машинерии, и операторским находкам. Гулкий зал школьников затихает минут через 15 после начала спектакля и начинает следить за увлекательно выстроенной визуальной интерпретацией пушкинского сюжета.



  1. 6 апреля — «Lux inferno» А. Сюмака, Дом Радио, хореограф Ольга Цветкова.

    «Драматургия танц-хоррора имитирует логику пророческого сна о рождении Левиафана, где действие разворачивается в прорехе между мирами», — сообщает нам аннотация. С сюжетом, видимо, разобраться будет непросто, но премьера сочинения одного из самых ярких сегодняшних композиторов Алексея Сюмака и постановки самой бескомпромиссной хореографини нашего времени Ольги Цветковой безусловно заслуживает внимания. Танцуют сама Цветкова и Ольга Артюгина. Вопреки всем обычаям совсем не детский спектакль должен начаться в 14.30.

  2. 9–19 апреля — XXIII Международный фестиваль балета Dance Open на сцене Александринского театра.

    Главный балетный фест Петербурга, как всегда, привозит самые занятные из российских премьер и коллекцию зарубежных хитов. Начнется все 9 апреля с гастролей Пермского балета — приезжает свеженькая премьера, «Ярославна» в постановке Алексея Мирошниченко. Танцпереложение «Слова о полку Игореве» — неожиданный балет вернувшегося в Пермь балетмейстера: поражает скульптурность пластики, Мирошниченко вдруг кажется учеником Якобсона. 11 апреля в программе фестиваля появляется вечер одноактовок Урал Балета: «Павильон Армиды» в постановке Максима Петрова (дивная шуточка, вдохновленная реальной историей, когда охранник в галерее «поправил» абстрактную картину), бессюжетные «Венгерские танцы», изобретенные Антоном Пимоновым, и «Sextus Propertius», своеобразный оммаж древнеримскому поэту, сотворенный Вячеславом Самодуровым. 13 апреля нас ждет «Сион. Реквием по Болеро Равеля» южноафриканской труппы «Вуяни» под руководством Грегори Вуяни Макома — удивительный сплав культур, удвоение темпераментов. 15 апреля аргентинская Танцевальная компания Хермана Корнехо поднимет зал в овации своим «Танго после заката», а 17 апреля приезжающий из Китая Театр современного танца Гуандуна покажет «Круг небесный» в постановке Ли Пяньпянь. Закончится же фестиваль 19 апреля большим гала, где классика в исполнении отечественных звезд встанет рядом с новыми хореографическими сочинениями.

  3. 13 апреля — «Дон Кихот» Л. Минкуса, Мариинский театр, хореография Александра Горского.

    На афише вечернего спектакля в эту субботу — просто команда мечты. В качестве Китри обещана девушка-фейерверк Рената Шакирова, только что получившая в театре титул балерины, законно взлетевшая на верхнюю ступеньку карьерной лестницы. В качестве Базиля — Кимин Ким. Уличной танцовщицей будет Екатерина Кондаурова, а Повелительницей дриад — Мария Ильюшкина.

  4. 17, 18, 21 апреля — «Золушка» Д. Россини, Мариинский театр, дирижер Валерий Гергиев, режиссер Екатерина Малая.

    Комическая опера Россини уже звучала в Мариинском в концертном исполнении, а теперь мы сможем увидеть полноценный спектакль. Сюжет по сути все тот же, только итальянцы обошлись без волшебства — в качестве феи выступает воспитатель принца, решивший помочь ему правильно выбрать жену.

  5. 25–30 апреля — VI Фестиваль современного танца «Пятилетка», Екатерининское собрание, Black box theatre, Новая сцена Александринского театра.

    Фестиваль, устраиваемый Центром развития проектов современной хореографии «Каннон данс», предоставит свои площадки петербургским хореографам разных поколений и самых разных стилей — от Саши Кукина до Таи Савиной, не позабыв про Владимира Варнаву. Программа весьма насыщенная. В последний день — мировые премьеры.


  1. 4 апреля — «Нос», ТЮЗ им. А. А. Брянцева, режиссер Тимур Кулов.

    Неожиданное прочтение школьной программы в формате американского детектива с удивительной Анной Лебедь в роли майора Ковалева.

  2. 11–23 апреля — Фестиваль перформативного театра «Хрупкий».

    В отсутствие «Точки доступа» Артем Томилов и Ваня Демидкин устроили фестиваль перформансов и околотеатральных событий сперва в Москве, а теперь и в Петербурге. В программе — практики радикального лежания, перформанс Кеши Башинского и коллективный опыт горевания от Вити Вилисова.

  3. 16–19 апреля — Лаборатория в рамках V Международного фестиваля Loft в Театре на Васильевском.

    Лаборатория по антиутопиям — что может быть актуальнее? Интересные и неочевидные литературные первоисточники, среди участников не менее интересные режиссеры: Елена Павлова, Роман Муромцев, Тимур Кулов, Ярослав Жевнеров, Радион Букаев, Арина Гулимова, Артем Юдин.

  4. 23 апреля — «Долгин / Волна», Государственный Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева, в рамках XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», режиссер Сойжин Жамбалова.

    Национальный театр — одно из богатейших театральных направлений сегодняшнего дня, и спектакли Сойжин Жамбаловой — яркий тому пример.

  5. 26 апреля — «Козлиная песнь», Камерный театр Малыщицкого, режиссер Роман Муромцев.

    Термоядерный спектакль по роману Константина Вагинова о внутреннем разладе на фоне тектонических сдвигов истории, о сущности культуры и том, что мы сами и есть главная ложь.


  1. 11 апреля — «Физика трущихся поверхностей», Театр ненормативной пластики, режиссер Роман Каганович.

    Неудобный документальный спектакль-высказывание о том, как переживать травматичный опыт.

  2. 12 апреля — «Мейерхольд», театр «Открытое пространство», режиссер Роман Габриа.

    На фоне множества премьер с одноименным названием неплохо бы пересмотреть спектакль Романа Габриа 2019 года — о Всеволоде Эмильевиче, убитом советской властью.

  3. 23, 24 апреля — «Риф», Такой театр, режиссер Борис Павлович.

    Премьера Бориса Павловича по роману Алексея Поляринова — коллективная проработка травмы. Психотерапевтический спектакль о принятии своего (нашего) прошлого.

  4. 6 апреля — «Козлиная песнь», Камерный театр Малыщицкого, режиссер Роман Муромцев.

    Премьера Романа Муромцева по роману Константина Вагинова — трехчасовой балаган в духе опытов Альфреда Жарри. «Патафизический» спектакль о сложности существования в обезумевшем мире, невозможности творить, любить и даже — умирать.

  5. 28 апреля — «Лесное колдовство», Площадка 51, режиссер Роман Муромцев.

    Спектакль, родившийся на лаборатории «Коля», прошедшей в феврале. Режиссер Муромцев взял пьесу «Тонкой красной нитью» и рассказ «Лесное колдовство» Николая Русского и сочинил, по своему обыкновению, нечто третье: хтонический спектакль о любви, которая побеждает войну и смерть.


  1. 17 апреля — «Сказка о золотом петушке», театр Karlsson Haus, режиссер Максим Исаев.

    Поэтическая фантасмагория, кураж, смерть царя. Сказка Пушкина языком эксцентричного театра предмета о разрушающей природе власти.

  2. 17–23 апреля — Фестиваль перформативного театра «Хрупкий», Part Academy.

    Наверное, это будет неделя объединяющих, спонтанных, текучих, честных перформативных событий от кураторов Артема Томилова и Вани Демидкина. Наверное, будет нежно — посмотрим, что случится при «встрече».

  3. 20 апреля — «Алексей», Площадка 51, режиссер Арсений Мещеряков.

    Премьера, выросшая из лаборатории по текстам Коли Русского. В «Алексее» базовый обыватель возводится до высот экзистенциального героя, история жизни которого в исполнении актрисы Александры Бровко звучит пронзительными нотами трагикомедии. А 28 апреля на Площадке 51 будет еще один премьерный спектакль из лаборатории — «Лесное колдовство» Романа Муромцева.

  4. 23–24 апреля — «Риф», Площадка «Скороход», режиссер Борис Павлович.

    Сложноустроенный роман Алексея Поляринова расслаивается, вновь собирается, возникает на сцене овеществленными метафорами, проговаривается и разыгрывается. На стыке поэтического и социального рождается аналитически-чувственное и удивительно прямолинейное высказывание о памяти и забвении.

  5. 26 апреля — «Козлиная песнь», Камерный театр Малыщицкого, режиссер Роман Муромцев.

    Новая часть космогонии Муромцева, в которой возникает неожиданно острое ощущение сегодняшнего времени, вырастающее из романа Константина Вагинова. Настоящий театр с его чудом игры и обаятельной нереальности, притом предельно честный и пронзительный. Гротескный карнавал, с иронией и лирикой вскрывающий противоречия реальности. В «Лесном колдовстве» войну и смерть побеждала любовь, а в «Козлиной песне» — искусство. И на спектакле в это точно хочется поверить.