Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

30 августа 2013

ФЕСТИВАЛЬНЫЙ СЕЗОН НА СТАРТЕ

Новый сезон едва-едва теплится, но уже в сентябре стартуют два, пожалуй, самых влиятельных из региональных форума с абсолютно разными программами: «Реальный театр» в Екатеринбурге и Международный Волковский в Ярославле. Публикуем обзор их программ. Подробная хроника событий — в дни фестивалей.

ХП Всероссийский фестиваль «Реальный театр» откроется 2 сентября. Его организаторы — Екатеринбургский ТЮЗ и один из известнейших театральных деятелей России Олег Лоевский, который лично определяет фестивальную программу.

Репутация форума давно не подлежит обсуждению. «Реальный театр» — это прежде всего честная и объективная картина современного театра, а не просто демонстрация определенных достижений. Для организаторов и участников важно не только показать симптоматичные спектакли, но и обнаружить новые сценические тенденции и попытаться их проанализировать. Тем более что одним из принципов «Реального театра» является ориентация не на звездные имена, а на звездные — то есть состоявшиеся — спектакли.

«Добрый человек из Сезуана». Сцена из спектакля.
Фото — архив Театра им. А. Пушкина.

В афишу фестиваля по традиции вошли наиболее значимые спектакли минувшего сезона, поставленные как в столичных, так и в региональных театрах. Фестивальная география весьма обширна — от Москвы и Санкт-Петербурга до Барнаула и Улан-Удэ. Среди мэтров стоит отметить Льва Додина и Юрия Бутусова. Санкт-Петербургский Малый драматический театр — Театр Европы привезет в Екатеринбург спектакль Льва Додина «Враг народа» с участием Сергея Курышева, Елены Калининой, Игоря Черневича, Екатерины Клеопиной, Сергея Власова и других артистов. Одноименная драма Генрика Ибсена в минувшем сезоне была весьма популярна не только в российском театре, подчас провоцируя молодых драматургов на свежие адаптации текста и проблем, в нем поднятых. Додин решил опереться на ибсеновский оригинал, синтезировав в своем спектакле так называемые экологические, социальные и ментальные вопросы.

Еще один гвоздь фестивальной афиши — «Добрый человек из Сезуана» московского Театра им. А. С. Пушкина, уже начавший сбор премиального урожая, который обещает быть весьма щедрым. Юрий Бутусов сделал притчу о мире, утратившем системы координат. Спектакль рождался из сотни актерских этюдов, которые обрабатывались режиссером и нанизывались на единый стержень эмоционального действия. В спектакле заняты Александра Урсуляк, Александр Матросов, Александр Арсентьев, Вера Воронкова и другие артисты.

«Онегин». Сцена из спектакля.
Фото — архив театра «Красный Факел».

«Онегин» Тимофея Кулябина новосибирского театра «Красный факел» тоже добавляет афиши весомости, поскольку это одно из ярчайших и жестких молодых высказываний о театре и мире, литературе и жизни, о современном человеке и его выборе, помноженное на замечательное актерское исполнение.

Принципиальная часть афиши «Реального театра» — спектакли молодых режиссеров: Семена Серзина («У нас все хорошо» Д. Масловской в театре «Сцена-Молот», Пермь), Дениса Бокурадзе («Фрекен Жюли» А. Стриндберга в Театре-студии «Грань», Новокуйбышевск), Дениса Хусниярова («Платонов. Живя главной жизнью» в Лаборатории ON. театр, Санкт-Петербург), Дмитрия Егорова («С любимыми не расставайтесь» А. Володина в Молодежном театре Алтая, Барнаул), Павла Зобнина («Любовь людей» Д. Богославского в Русском драматическом театре Улан-Удэ). XII «Реальный театр» посвящен 290-летию Екатеринбурга. А потому ТЮЗ решился на эксперимент — создание вербатим-проекта о городе в рамках драматургической лаборатории «Живому театру — живого автора». Его премьера тоже состоится на «Реальном театре».

Афишу «Реального театра» можно увидеть здесь:

О проекте «Живому театру — живого автора» здесь

XIV Международный Волковский фестиваль в Ярославле пройдет с 15 по 26 сентября и включает в себя два десятка драматических, музыкальных, хореографических и детских спектаклей.

Формат этого форума не предполагает показа только новинок последнего сезона, главным условием участия в Волковском становится качество спектакля и его зрительский резонанс.

В последние годы Волковский фестиваль заметно трансформировался. Если раньше это был парад достижений (подчас сомнительного свойства) региональных российских театров, то сейчас форум вышел на иной качественный уровень (арт-директор фестиваля — Ольга Никифорова). Провинциальные театры, впрочем, все также представлены в его афише, но их спектакли порой могут конкурировать со столичными. У фестиваля появился девиз — «Русская драматургия на языках мира», одновременно заявивший определенную концепцию форума. Конечно, случаются и отступления от этой четкой определенности, но они идут только на благо форуму. Так, в программу нынешнего фестиваля включен спектакль «Цена» Московского академического театра им. Вл. Маяковского (режиссер Леонид Хейфец) по одноименной пьесе знаменитого американского драматурга Артура Миллера. Зато ярославский зритель получит возможность оценить блистательную и очень русскую психологическую манеру игры Евгения Байковского в роли Грегори Соломона.

«Год, когда я не родился». Сцена из  спектакля.
Фото — архив Театра-студии п/р Олега Табакова.

И еще одна особенность Волковского — его многожанровость, на что редко отваживаются региональные фестивали. Плюс желание продемонстрировать публике те события, вокруг которых в столицах кипели споры и дискуссии, доходившие порой до скандалов.

Фестиваль откроется нашумевшим спектаклем Константина Богомолова «Год, когда я не родился» по пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря», номинированным на прошлогоднюю «Золотую Маску» (Театр под руководством О. Табакова). Это весьма острая и социально значимая работа режиссера, наводящая мосты между недавним советским прошлым и современным состоянием дел и умов, с участием Олега Табакова, Натальи Теняковой, Розы Хайруллиной, Дарьи Мороз и других известных актеров.

«Орфей и Эвридика». Эвридика — Ирина Наумкина.
Фото — архив Театра им. Федора Волкова.

На фестивале можно будет увидеть работы «Гоголь-центра», одного из хедлайнеров сезона минувшего: спектакль «Митина любовь» по Бунину в постановке Владислава Наставшева и спектакль-концерт «Утесов» Дмитрия Хоронько и Оркестра под управлением Максима Пиганова. Будут представлены и результаты деятельности обновленного Центра им. Вс. Мейерхольда: «Иллюзии» и «Сентенции Пантелея Карманова» Ивана Вырыпаева в постановке молодых режиссеров Вячеслава Чеботаря и Заруи Антоняна. К новаторским постановкам стоит отнести и спектакль Бориса Павловича «Видимая сторона жизни» Кировского театра «На Спасской».

На Волковском фестивале можно будет услышать знаменитую Елену Образцову, которая споет русские романсы, и полюбоваться хореографией Начо Дуато в спектакле Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко «Первая вспышка / 1st Flash. В лесу / Na Floresta. За вас приемлю смерть / Por Vos Muero».

Сам же Волковский театр, помимо показа «золотомасочного» спектакля Евгения Марчелли «Без названия», в рамках фестиваля обещает премьеру построенного на пластике «Орфея и Эвридики» (режиссеры Ирина Ляховская и Руслан Кудашов).

Программа Международного Волковского фестиваля здесь:

В указателе спектаклей:

• 
• 
• 
• 
• 
• 
• 
• 
• 
• 
• 
• 

Комментарии (5)

  1. Марина Дмитревская

    Реальный театр открылся. Не как всегда, на улице у Драмы. Тюз закрыт на ремонт, мы квартируем не в родной гостинице Свердловск, а в Park inn, обсуждения не буду проходить на родимой Малой сцене – в общем, ко всему надо приспосабливаться…
    Открылись бутусовским “Добрым человеком”. Мы о нем писали и комментировали http://ptj.spb.ru/blog/ploxoj-konec/ , есть и рецензия Аленны Солнцевой в № 71.
    Второй раз смотрю его. Безукоризненно по стилю, мастерски, точно и виртуозно. А эмоционально что-то опять не пробило…

  2. Marina Dmitrevskaya

    Сегодня играли "У нас все хорошо" С. Серзина (мы писали о нем в блоге http://ptj.spb.ru/blog/eto-ya-vtoraya-mirovaya/, а затем в последнем номере) и "Фрекен Жюли" Новокуйбышевского театра и Д. Бокурадзе (я писала о них тоже http://ptj.spb.ru/blog/epoxivgorode/). Впечатление от пермяков более сложное, чем у О. Кушляевой на наших страницах, хотя спектакль мастерский. "Фрекен" в последней трети прошла несколько монотонно и излишне пафосно, но в каждом спектакле есть о чем говорить…

  3. олег кленин

    А из зала кричат: "Давай подробности!" (Галич) – что не разглядела Кушляева?..нежная, доверчивая, серзино-ориентированная…

  4. Marina Dmitrevskaya

    Из зала. Поскольку пьеса очень вербальна, и ее надо двигать сценически (это трудно), мне кажется, что к середине иссякают собственно театральные, режиссерские средства ее углубления — и все переходит в текст, слова, дело стопорится. И к финалу (лично для меня) не происходит настоящего прорыва той искусственной, состоящей из штампов, материи, из которой намеренно скроен и сшит спектакль. Как бы это попрофекссиональнее определить лично для О. Кленина? Не торкает…

  5. Ольга Говорова

    Неожиданно остро прозвучал на Реальном театре “Враг народа” Л. Додина. Казалось бы, такое аполитичное изначально высказывание, выходящее за рамки сиюминутно-злободневного… А екатеринбургский зритель все равно расслышал-таки здесь свое, “наболевшее” (в дни фестиваля в городе как раз шла предвыборная компания, а в воскресенье состоялись выборы мэра). И потому чуть ли не каждая реплика за столом в доме Стокмана в первом акте сопровождалась бурными аплодисментами зала, смешками и т.д. (Во всяком случае, так это выглядело в первый вечер, 5 сентября.)
    Казалось, что контекст способен увести спектакль в совсем иное русло… Но позже зритель все-таки уловил проповедническую интонацию Стокмана-Курышева, и к финалу пошел за ней.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога