Торжественно открылся Х международный фестиваль балета «Мариинский». Как обычно, в зале было много зарубежных гостей и большой «десант» московских балетоведов. Присутствовали на премьере «Анны Карениной» Родиона Щедрина в постановке Алексея Ратманского поэтесса Белла Ахмадулина, художник Борис Мессерер и, конечно, Майя Плисецкая, которую публика встретила овациями. В течение двух вечеров в заглавной партии выступили звезды Мариинской сцены — Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина
«Анна Каренина» стала первым балетом по мотивам прозы Льва Толстого. Выбирая путь для музыкального решения, композитор обратился к партитурам Чайковского, чье творчество, по мнению Щедрина, было ближе всего Толстому. Щедрин использовал некоторые тематические и формообразующие элементы инструментальных сочинений Чайковского, совпадающие по времени написания с годами работы Толстого над романом. В 1972 году балет сочинялся Щедриным для Майи Плисецкой, ставился с ее участием, она же исполнила заглавную партию на премьере в Большом театре.
К партитуре Щедрина обратился целый ряд балетмейстеров, среди них — Алексей Ратманский, поставивший «Анну Каренину» в Копенгагене, Вильнюсе и Варшаве. Петербургская постановка является переносом спектакля из Польской национальной оперы. Драматургическая концепция балета принадлежит Мартину Тюлиниусу, который явно перенаселил спектакль действующими лицами — слугами, нянями, адъютантами, дипломатическими посланниками… Они превращают отдельные сцены в «живые картины», словно заимствованные из драмбалетов далекого прошлого. Алексей Ратманский всеми силами старается противостоять натиску хореодрамы и высвободить пространство для действенного танца. Это ему не всегда удается, и тогда со сцены веет скукой. Яркой и своеобразной хореография Ратманского становится тогда, когда он с помощью танца раскрывает зрителю сложный психологический мир главных персонажей — Анны, Каренина, Вронского.
Эмоциональный отклик на музыку — вот что в первую очередь отличает искусство Алексея Ратманского. Изобретательно поставлены дуэты героев: порывистые, страстные, нередко исполненные отчаяния и горечи — у Анны и Вронского, холодные, надломленные — у Анны и Каренина. Трагедия Анны и Вронского развивается в особом пространстве. Дуэты являются опорными точками хореографической драматургии и составляют как бы отдельный спектакль — замкнутый в себе мир любви героев.
«Анна Каренина» — спектакль синтетический, в его оформлении участвуют художник Микаэль Мельбю (декорации и костюмы) и видеографик Уэндэл Харрингтон.
Объемные слайды-проекции легко переносят зрителя из Москвы в Петербург, из бальной залы — на ипподром. Однако выразительные видеокартины-символы с их условностью вступают в противоречие с бытовыми деталями оформления — огромным письменным столом Каренина, кроватью больной Анны, посудой в руках суетливой челяди. Они кажутся взятыми напрокат из другой эстетической эпохи, разрушая целостность художественного оформления.
Удачно решены массовые ансамбли на балу у князей Щербацких, в оперном театре. Виртуозной выглядит сцена скачек: видеоряд передает динамику мчащихся лошадей, а на сцене господа офицеры взлетают в полетных прыжках, распластываются в воздухе, захваченные азартом и жаждой победы.
В роли Анны выступили Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина, танцовщицы столь разных индивидуальностей, что зрители увидели на премьерных спектаклях два разных балета. Диана Вишнева открывает в Анне черты романтического характера, с самого начала в ней чувствуется тоска по идеальному земному счастью, она сама не подозревает, какие громады чувств таятся в ее душе. Вишнева создает образ с неотразимой убедительностью, совершенным мастерством, темпераментом и тонким ощущением музыки. Ее вариации-монологи — это спор с нерасторопной судьбой, не выпускающей из заколдованного круга, где нет места любви.
Анна Ульяны Лопаткиной — статуарна, холодновата. Кажется, что на светских раутах она появляется с некоторой осторожностью, словно знает, чего стоят фальшивые улыбки подруг. Тонкая ажурная ткань танца Лопаткиной скрывает сильный характер, лед недоверия к Вронскому тает очень медленно. Эмоциональный поток обретает силу лишь в сцене сна: ночь уравнивает героев, сбрасывает с них маски, ноты трагизма пронизывают танец Лопаткиной.
Можно только предполагать, как волновался молодой танцовщик Константин Зверев, получив роль Вронского и став партнером Дианы Вишневой. Исполнитель справился с технической стороной партии — высокий прыжок, легкие вращения, точная фразировка помогли создать образ легкомысленного красавца-офицера. Есть в созданном характере порывистость молодости, но нет эволюции характера: от увлеченности — к страстной любви, а затем — осознанию трагедии.
Партнер Ульяны Лопаткиной — Юрий Смекалов, опытный и зрелый танцовщик-актер, прошедший серьезную школу в Театре Бориса Эйфмана. В партии Вронского Смекалов создал образ смятенный, полный противоречивых страстей, в игре и столкновении которых и заключался исток трагедии. Традиционно Алексей Александрович Каренин — персонаж «ходячий». Ратманский делает его танцующим, что придает большую силу сюжетному конфликту. Ислом Баймурадов лепит образ из тонких деталей — сухого, скупого жеста, «колючей», жесткой пластики в дуэтном танце.
Фестиваль продолжается. Впереди спектакли с участием звезд мирового балета, премьеры сочинений молодых хореографов и заключительный гала-концерт.
Комментарии (0)