Камерный театр Владимира Малыщицкого играет спектакль по «Утиной охоте» Александра Вампилова. Обращение к лучшей пьесе позднесоветского периода, которая традиционно не давалась интерпретаторам, — это поступок. Да еще в театре «честной бедности», создание которого в свое время тоже было поступком отважным и отчаянным
После того как основателя и художественного лидера Молодежного театра Владимира Малыщицкого изгнали оттуда за «идеологическую неблагонадежность», он собрал новую труппу, которая меняла прописку и названия, превратившись в конечном счете в Камерный театр Владимира Малыщицкого на улице Восстания.
В марте будет два года, как Владимир Афанасьевич ушел из жизни. В те скорбные дни многим казалось, что его театр тоже исчезнет с культурной карты города. Но коллектив, воспитанный режиссером-стоиком, выдержал испытание на прочность. Сейчас в его репертуаре постановки русской классики, осуществленные еще Малыщицким, премьерный спектакль «О болонках и крокодилах» по водевилям А. П. Чехова в постановке Сергея Бызгу и недавняя премьера «Утиной охоты».
Режиссер Александр Кладько пригласил на главную роль Андрея Шимко — артиста Александринского и некоторых других театров, блестящего исполнителя ролей классического репертуара. В Молодежном театре на Фонтанке он играет Дон Кихота. И когда в финале его герой прощальным взором смотрит в зал, то кажется, что один этот взгляд, всепрощающий и просветленный, достоин «Масок», «Софитов» и прочих призов, на которые бывает скупа награждающая братия.
В финале «Утиной охоты» Шимко — Зилов тоже долго глядит в бездну, и в этом взгляде пустота и безнадежность, хотя, казалось бы, впереди самое вожделенное для героя — утиная охота. Которая и мечта, и побег от повседневной рутины, она же подмена смысла и веры. Недаром тишину природы Зилов сравнивает с атмосферой церкви. Поиски внутреннего храма и составляют центральный нерв, главную тему этого долгого, эмоционально напряженного и очень подробного спектакля.
Виктор Зилов в исполнении Андрея Шимко — фигура трагическая, человек, потерявший веру и смысл, утративший гармонию, раздираемый между внутренним и внешним, истинным и мнимым, сокровенным и суетным, между жизнью и игрой в жизнь. А игра для этой неординарной личности имеет огромное значение, поскольку Витя Зилов, влюбляющий в себя женщин, мистифицирующий друзей, лгущий начальству, бунтующий невпопад, — натура артистическая.
Трагедия, которую несет в себе герой Андрея Шимко, имеет общечеловеческий смысл, и недаром спектакль наполнен аллюзиями. Этюд, который очень смешно проделывает Шимко, когда его похмельный герой не может попасть ногами в туфли, напоминает знаменитую интермедию Евгения Лебедева; в трагический момент Зилов скрючивается под дверью, подобно Янковскому из «Полетов во сне и наяву». А «пляска смерти» Зилова с официантом Димой напоминает подобную сцену из «Танго» Мрожека. Подчеркну, речь идет не о заимствованиях, а о перекличках, сближениях.
Известно, что Зилов подверстывается в галерею «лишних людей» русской литературы. Герой Андрея Шимко представляется близким чеховскому дяде Ване. Тот ведь тоже понапрасну покушался и на себя, и на профессора Серебрякова. А что такое утиная охота для Зилова, как не то самое «небо в алмазах», которым только и можно утешиться?
Трагический разлад в душе главного героя, его отпадение от веры (в широком смысле слова) сыграны Шимко с болью и отчаянной иронией, откровенностью и страстью. В этом смысле режиссер безошибочно «умер» в актере. Вокруг центрального образа формируется ансамбль артистов, которые изображают персонажей «совка» не без карикатурных черт, но с искренней и честной самоотдачей.
«Утиная охота» знаменует новый этап в судьбе одного из самых неприкаянных, драматических не только по названию, театров Петербурга. Владимир Малыщицкий создал психологический репертуарный театр, который при этом не является ни государственным, ни антрепризным. Некоммерческое партнерство — здесь оба слова имеют самый прямой смысл. Коллектив самостоятельно зарабатывает себе на жизнь, артисты обходятся без технических цехов, все делают сами. В этом сезоне, правда, получили субсидию комитета по культуре, и это позволило осуществить три недавние премьеры, включая «Утиную охоту».
Директор театра и актриса Светлана Балыхина-Малыщицкая рассказывает: «После того как не стало Владимира Афанасьевича, никто из артистов не покинул коллектив, хотя и раньше, и сейчас мы существуем вопреки всему. Стараемся быть творчески состоятельными, за полтора года поставлено восемь спектаклей. Коллектив мечтает вновь обрести художественного лидера, за которым можно идти. Очень хотим, чтобы продолжились творческие отношения с Александром Кладько, хотим изменяться, но не изменять принципам основателя театра. Конечно, нам трудно…».
Комментарии (0)