Сергей Козырев сыграл бесноватого энкавэдэшника
«Авторский театр» Олега Дмитриева представил публике вторую часть будущего сценического триптиха «Мы живем, под собою не чуя страны…» — спектакль «Ночной дозор» по одноименной повести Михаила Кураева. С подробностями — АНДРЕЙ ПРОНИН.
Трехчастный проект актера и режиссера МДТ — Театра Европы Олега Дмитриева, посвященный памяти жертв сталинского террора, представляется своеобразным сценическим эхом масштабной театральной фрески Льва Додина «Жизнь и судьба», на репетициях которой господин Дмитриев был одним из режиссеров-ассистентов (и сам великолепно сыграл зловещего нациста Лисса). Тема тоталитарного кошмара, его явных и подспудных механизмов с тех пор Олега Дмитриева не отпускает, что, конечно, не может не вызвать уважение к режиссеру — как минимум к его гражданской позиции. Предыдущая работа «Авторского театра» — моноспектакль актрисы МДТ Галины Филимоновой «Мандельштама нет», основанный на воспоминаниях Надежды Мандельштам, — представляла собой монолог жертвы сталинской мясорубки. Во второй части триптиха крупным планом подается палач. Не вождь народов, не Ежов, не Берия — в «Авторском театре» хорошо понимают, что бацилла братоубийственного людоедства живет не в кремлевских чертогах, а рядышком, у нас под боком; и по одежке больного не отличишь от здорового
К одноименным бестселлеру и блокбастеру спектакль отношения не имеет, он назван по заглавию литературного первоисточника — повести петербургского прозаика и сценариста Михаила Кураева, написанной еще в
Снайперская точность оценок, уверенная органика и бешеный темперамент, присущие артисту Козыреву, позволяют ему, не вооруженному ни острой сюжетной интригой, ни дополнительными сценическими приспособлениями, два часа кряду удерживать внимание зала. Однако есть ощущение, что происходит это маленькое чудо не благодаря, а вопреки режиссуре господина Дмитриева. Что в предыдущей, что в этой работе режиссер Дмитриев не слишком напоминает своего учителя Льва Додина, он больше походит, скажем, на ученика Анатолия Васильева. «Дозор» явно перегружен риторикой, тут слишком много речи и мало театрального действия. Но это полбеды. Другая половина обидней. Господин Дмитриев в своем режиссерском тексте скупится на социально-психологический анализ, предпочитая обнажать в актуальном материале вневременные мифологические мотивы и иллюстрировать их прямолинейными сценическими аллегориями. Претензия на высокопарную притчевость особенно заметна в финале, когда на сцене появляется внук Полуболотова, олигофрен Андрюшка (Станислав Никольский) с поделкой в руках — фигуркой демонической горгульи. Новое мифотворчество, пусть даже и авторское, вряд ли поможет развенчать старые мифы, а театральные красивости против воли автора эстетизируют то, что эстетизации не подлежит, и приглушают гражданский пафос спектакля.
Комментарии (0)