Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

АЛИСА В КВАДРАТЕ

Петербургский БДТ им. Товстоногова проводит серию премьерных показов спектакля «Алиса» — первой постановки режиссера Андрея Могучего, возглавившего театр прошлой зимой в качестве худрука труппы. На спектакле побывал АНДРЕЙ ПРОНИН.

Аншлаги этому спектаклю гарантированы надолго: причиной тому не только сочетание звездных имен, но и небольшая вместимость Каменноостровского театра, где выпущена премьера. На время ремонта исторического здания на Фонтанке БДТ вынужден склоняться к камерному формату. Оправдывая свою репутацию разрушителя привычных театральных конвенций, Андрей Могучий разместил зрительский партер на сцене, а артистов — в зале, завешенном белыми полотнищами и заставленном мебелью в белых чехлах. Мрак неосвещенной сцены контрастирует с этой белизной, черно-белая гамма соблюдена и в костюмах персонажей. Невольная ассоциация этих сюртучков и туфель с обликом Чарли Чаплина со старых кинопленок явно неслучайна, как и клоунский грим некоторых из участников зрелища. Тут играют клоунаду, хотя и не легковесную, а драматическую, даже трагическую.

Логика и капуста

Алиса Фрейндлих выходит в зал на первой же минуте спектакля, присаживается за стол в центре игрового пространства. Ее героиню тоже зовут Алисой, она — немолодая, измученная бессонницей женщина на грани нервного срыва, вдруг оказавшаяся в странном, ирреальном мире, напоминающем фантазии Льюиса Кэрролла. Звучат спазматические аккорды молодого композитора Настасьи Хрущевой, вживую исполняемые маленьким инструментальным ансамблем. Некто Кролик (актер Анатолий Петров даже иногда надевает огромную заячью голову, словно с афиши фильма «Донни Дарко»), развязный мужчина средних лет, рассказывает о пользе капустной диеты: прилагается эффектный салют из падающих с верхотуры бутафорских кочанов. Носится как заведенный сангвинический Шалтай-Болтай (Андрей Шарков), лютует жестокая Королева (Ирутэ Венгалите), ее пытается увещевать венценосный муж — кроткий подкаблучник (Евгений Чудаков). Как призрак, то там, то здесь появляется загадочный Шляпник (Валерий Ивченко), мучающий Алису заковыристыми вопросами из области математической логики. Главной героине, как, собственно, и зрителю, логики в происходящем явно недостает — тщетно Алиса взывает к гротескным чудакам о помощи и совете.

Момент истины

Долгожданная ясность приходит лишь после антракта, когда с мебели снимают чехлы, а в таинственной зале обнаруживается убранство обычной квартиры. Один за другим артисты снимают парики и в коротких монологах открывают подноготную своих персонажей: все они — фантомы памяти Алисы. Бессвязный бред оборачивается напряженным самоанализом героини: лишь примирившись с тенями своего прошлого, она снова находит силы жить. В финале сидящая на границе освещенного зала и затемненной сцены Алиса делает шаг к свету.

У нового спектакля Андрея Могучего замечательно выстроены мизансцены: минимальными средствами режиссер добился впечатляющего, геометрически безупречного зрелища. Что до драматургии, то она в «Алисе» более бесформенная. Текст спектакля, написанный в соавторстве Могучим, драматургом Сергеем Носовым и завлитом театра Светланой Щагиной, страдает и чересполосицей стиля, и — это куда опасней — абстрактностью, нехваткой действия. Играть этот текст непросто, зато экстремальные условия спектакля подстегивают мэтров БДТ мобилизоваться и выйти во всеоружии опыта и таланта: заметно, что им интересно играть «Алису».

Что же до главной героини спектакля, Алиса Фрейндлих здесь вновь, как и в не столь давней роли в спектакле Владислава Пази «Оскар и Розовая дама», оказывается в амплуа актрисы-философа, бесстрашно задающей бытию вопросы о жизни и смерти, смысле и справедливости. Спектакль стоит увидеть хотя бы ради волшебства финальной сцены, когда усталость и растерянность на лице актрисы сменяются выражением радостной смелости. Именно с этим выражением лица БДТ и вступает в свою новую эпоху, эпоху Андрея Могучего.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.