
-
«Сирано де Бержерак». Э. Ростан.
Театр «Сатирикон» им. А. И. Райкина.
Режиссер Константин Райкин, художник Дмитрий Разумов.Не раз зарекалась писать про «Сирано...», ведь мной уже сказано столько на эту тему, что запас слов, кажется, исчерпан. Но премьера в театре «Сатирикон» — особый случай. Когда встречаешь человека, который не на шутку увлечен тем же, что тебе самой дорого, нет возможности равнодушно пройти мимо. Для Константина Райкина обращение к пьесе Ростана не случайно, это не очередной репертуарный спектакль, а личное высказывание большой эмоциональной силы... Нет, стоп! Не те слова... не те. Как ищет герой спектакля рифмы для «Баллады о дуэли», а еще — музыку на магнитофоне, чтобы помогала слагать монолог о Носе, так и мне надо искать словесный эквивалент увиденному.
-
«Осень». А. Стриндберг.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Андрей Гончаров, художник Константин Соловьев.Художественные поиски Андрея Гончарова не в первый раз происходят в поле малоформатной прозы. «Маленький господин Фридеман» по новелле Томаса Манна в МТЮЗе, «Чрево» по короткому рассказу Евгения Замятина, а теперь и «Осень» по еще более короткому рассказу Августа Стриндберга в МХТ им. Чехова обнаруживают умение режиссера видеть и выстраивать драматическую коллизию, сочинять свою пьесу поверх прозы умело, тонко и с полным осознанием механизмов преображения литературных образов в театральную ткань спектакля.
-
«Смерть Тарелкина». А. Сухово-Кобылин.
Коми-Пермяцкий национальный драматический театр (Кудымкар).
Режиссер Рустем Фесак, художник Ольга Васильева.«Комедия-шутка». Именно так определен жанр «Смерти Тарелкина» Сухово-Кобылиным. Не фарс, не гротеск, нет, эти определения были не в ходу, когда писалась пьеса, опередившая свое время на несколько эпох. Этот текст долго ждал своего часа. Я сейчас даже не о цензурной вивисекции, не о смене названия на «Веселые расплюевские дни» на первом представлении пьесы, наконец-то допущенной до сцены в Суворинском театре. Последняя часть трилогии Сухово-Кобылина ждала не просто смены исторического контекста. Она ждала эпохи режиссерского театра. И с тех пор, как, наконец, это время пришло, режиссеры на все лады интерпретируют историю мнимой смерти Кандида Касторовича Тарелкина.
-
17 мая в Городском театре показали эскиз, созданный в результате работы режиссера Валентина Захарова с группой людей с зависимостью от психоактивных веществ в стадии ремиссии. Показ состоялся в рамках съемки видеокниги «Этюдный метод В. М. Фильштинского для социально-художественных проектов и социокультурной адаптации личности» (проект Социально-художественного театра при поддержке Фонда президентских грантов).
Эскиз назывался «Ничего особенного» (с подзаголовком «Рассказы из жизни бывших зависимых») и, собственно, ничего особенного из себя и не представлял.
За столом, накрытым для чаепития, собираются люди. Они изысканно одеты и несут к столу угощения. Затем, разлив чай по кружкам, они начинают вспоминать истории из своей жизни. Безусловно, выстроены и очередность, и драматургическая линия. Но все выглядит настолько органично и естественно, будто разговор течет сам собой. При этом следить за ним ужасно интересно. Невольно ловишь себя на мысли, что реальные истории реальных людей увлекательнее любого театра. И все-таки это театр. Почему?
Об этом с режиссером эскиза Валентином Захаровым поговорила Ольга Каммари.
-
«Случай в Виши». А. Миллер.
Малый драматический театр — Театр Европы.
Режиссер Артур Козин, художник Ольга Павлович.В пьесе Артура Миллера о преследованиях и уничтожении французских евреев, действие которой происходит в 1942 году, нет кровожадных немцев. Единственному немцу, майору, отозванному с фронта по ранению и прикомандированному к местному участку, эсэсовские акции и методы французских полицейских отвратительны. Главным же обличителем и оппонентом фашизма выступает арестованный по недоразумению австрийский князь, жертвующий собой в противостоянии тотальному и разнузданному хамству, как сам он определяет природу фашизма. Случай имеет место в Виши, но может произойти где угодно. Виши — это везде. А хамство не имеет национальной принадлежности. Как и страх, насилие, доблесть. Я думаю, именно этими соображениями руководствовался и постановщик спектакля МДТ Артур Козин, обезличивая репрессивную машину, перемалывающую судьбы арестованных. В спектакле нет половины персонажей пьесы: майора, французского капитана, полицейских, сыщиков, профессора антрополога. Арестованным противостоит невидимая «машина», дающая бесстрастные команды по громкой связи и управляющая своими жертвами с помощью световых сигналов. Впрочем, обезличивание это в плане драматической действенности оказывается палкой о двух концах.
-
«Мой дедушка был вишней». А. Нанетти.
Театр «Мастерская».
Режиссура и инсценировка Сергея Агафонова и Дарьи Завьяловой, художник Елена Жукова.«Запомни: ты не умираешь, пока тебя кто-то любит», — говорит внуку Тонино дедушка Оттавиано в книге Анжеллы Нанетти.
Любовь — необходимое для вечной жизни чувство. Вокруг этого всеобъемлющего понятия, к которому обращается почти любой текст или спектакль, строится сюжет детской книги итальянской писательницы. Но любовь здесь не абстрактна, а конкретна: она становится активным собеседником времени и даже его противником. Это противостояние делает ее разнообразной и многогранной: искренняя и бескомпромиссная любовь ребенка; нежная, сентиментальная, скучающая и пробивающаяся через время любовь стариковская; сопротивляющееся, но понимающее чувство дочери к отцу; противоречивые отношения супругов и их влияние на сознание ребенка. Память приобретает явно синонимичное этой невербальной связи между людьми значение: только она способна отпечатать нечто теплое и о(за)живляющее в сердце человека. Любовь — явление, освещающее жизнь, отбрасывающее искры памяти о славном времени, когда все живы и беззаботны, — простая, банальная, но необходимая истина.
-
О режиссерской лаборатории Театра Наций в Мордовском национальном театре Саранска
Как ставить на современной сцене русскую прозу золотого века, чтобы не впасть в унылую костюмную иллюстративность? На этот актуальный в эпоху Пушкинской карты вопрос искали свой ответ в Мордовском национальном театре — на режиссерской лаборатории Театра Наций, проводимой при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
-
О лаборатории «Experiment 123» в Прокопьевском драматическом театре
«Поиск героя» — именно такой в этот раз была тема лаборатории «Experiment 123», которую Олег Лоевский ежегодно проводит в Прокопьевске. Театр, конечно, всегда занят поиском героя, близкого и понятного зрителю, но, пожалуй, сложнее всего оставаться чувствительным к тому, каким видит мир современный подросток. Лаборатория, подтверждая свое название, стала исследованием, позволив не только проверить на сцене тексты и познакомиться с новыми режиссерами, но и, что еще важнее, «прощупать почву» — узнать, совпадают ли представления взрослых с тем, какими подростки видят самих себя и что действительно их волнует.
-
«Пиноккио». К. Коллоди.
Театр на Таганке (Москва).
Режиссер Ярослав Жевнеров, художник Софья Шнырева.На программке спектакля три березки. А еще — не мальчик и не девочка, человечек в красной вязаной шапке-туннеле, красных панталонах до колен, массивных ботинках с красными шнурками, белом худи на вырост и такой же безразмерной жилетке мастерового с дюжиной карманов будто с отцовского плеча вглядывается ввысь. В черно-белом принте вкрапления красного — в том числе и название, и логотип театра — навевают мысль о затушеванном хорроре общеизвестной сказки.
-
«Вещи и ущи». А. Горбунова.
Театр «Практика» (Москва).
Режиссер Кирилл Люкевич, драматург Настасья Федорова, художник Александр Мохов.В одном черном-черном городе, на одной черной улице...
Нет, не так. Город в миниатюре, который мы можем рассмотреть до начала спектакля, приглушен в ультрафиолете. Он кажется бездонным в прямом смысле отсутствия дна и корней, потому что в его основании — только коробка с прорезями для хранения реквизита. Крошечный и гигантский одновременно, город не выглядит жутким. По крайней мере, не жутким в открытую, скорее прячущим в себе какую-то тайну...
-
Сегодня в Театре-фестивале «Балтийский дом» состоялось прощание с актером Александром Кабановым. Прощаемся с ним и мы голосами его коллег и учеников.
Саша... дорогой однокурсник!.. Поверить, что больше не позвонишь, невозможно. А как же споры о профессии, новые замыслы, идеи, педагогические открытия?.. Всегда в беде первый приходил на помощь — отважный, убежденный. Как сейчас помню дипломных твоих героев: Николая Потехина в «Чудаках» Горького, Шангина в окуджавском «Школяре» — все как вчера. Ты любил нашу актерскую школу — «школьность» твою ценил З. Я. Корогодский, — ты искал и воплощал ее идеи неустанно, услышал продолжение и смысл ее в праудинской философии театра и дышал воздухом Экспериментальной сцены — творил, преподавал, был центром каждого творческого начинания, и некогда было тебе заниматься собой.
Очень рано ты ушел, Саша.
-
«Обломов». По мотивам романа И. А. Гончарова.
Новый молодежный театр (Нижний Тагил).
Драматург Артем Казюханов, режиссер Митя Мульков, художник Анна Красоткина.Начиная писать этот текст, я рассуждала примерно так: отчего бы не примерить в качестве антиэпиграфа к нему строчку «Еще я жив, я только-только начал»? Но чью строчку — Башлачева, Летова, запрещенной или около того группы «Курара»? Не помню. Тогда, думаю, возьму не анти-, а просто эпиграф. Пусть это будут слова доктора из романа «Обломов» о том, что жизнь есть короткий сон, — получится почти Кальдерон, и будет всем красиво. Как там оно звучало на латыни? Vita somnium breve? Не помню. Я честно искала, я в два дня перечитала весь роман, я задействовала в своем ноутбуке поиск по словам и ничего не нашла. В конце концов, я начала сомневаться, доктору ли принадлежат в романе эти слова. Ладно, сдаюсь. «Не помню», «ничего не помню», «сон», «я спал, или это дни повторялись», «все блекнет» — звучит в спектакле Мулькова и Казюханова лейтмотивом. Так тому и быть — не помню, все сон.
-
О XVIII Международном театральном фестивале «Царь-Сказка»
Восемнадцатый Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка», прошедший в апреле в Великом Новгороде, совпал с 35-летием Новгородского театра для детей и молодежи «Малый», который фестиваль придумал и проводит все эти годы. 13 спектаклей в «живой» российской программе и пять в международной онлайн-афише вряд ли случайно образуют число 18. В этом смотре театра для детей и подростков все настолько связано друг с другом, с людьми вокруг и с жизнью, что своей чередой идет на улицах, что смыслы возникают сами по себе.
-
На 99-м году жизни умер хореограф Юрий Григорович.
Когда-нибудь о нем, конечно, снимут кино. Такой сюжет, такая шекспировская — или достоевская, или фаустовская — биография: великий человек, строящий собственный мир и сам его разрушающий. Автор грандиозных балетов, припечатанный определением Майи Плисецкой «маленький Сталин». Руководитель главного (по официальному статусу) театра страны, сначала вознесший его на вершины славы, а потом долго топивший в болоте. Воспитатель и творец легендарных артистов, от души испортивший им жизнь. В любом случае, Юрий Григорович — это эпоха, и историкам театра еще разбираться и разбираться в ее событиях.
-
Тюменский Большой драматический театр обратился к средствам массовой информации с настоятельной просьбой придать максимальной огласке происходящие в нем события. Театр, юридически являющийся частью ГАУК ТО «ТКТО» (Тюменское-концертное театральное объединение), после состоявшегося открытого общего собрания выразил недоверие руководству ТКТО и потребовал его отставки.
-
О драматургическом конкурсе «Маленькая Ремарка» в рамках XXII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»
Читки драматургического конкурса «Маленькая Ремарка» на фестивале «Арлекин» прошли в восьмой раз. Три пьесы отразили представление взрослых людей о школьниках в период сдачи ОГЭ, о юных неформалах с гномьими ушами и о жизни голубей в мире людей. Соответственно, 12+, 12- и сказка. На обсуждениях зрители часто говорили, на что похожи пьесы или какие ассоциации у них возникают с другими произведениями. Речь не о подражании или цитировании, а об общих родовых чертах, схожих сюжетных ходах. Драматург Анна Гейжан заметила, что так работает конвенция жанра: когда узнаваемые приемы какого-либо направления мы находим в других произведениях. Термин пришел из кино и связан с нашими ожиданиями: от комедии мы ждем нелепых ситуаций и смешных выходов из положения, от хоррора — искупительного страха и так далее. Возможно, определение для драматургии требует уточнения и подробного анализа. Уже несмешные комедии Чехова само понятие жанра «растворили», не говоря уж о современных драматургических текстах, но только от сказки мы по-прежнему ждем волшебства.
-
«Школа для дураков». С. Соколов.
Ульяновский драматический театр им. И. А. Гончарова, в рамках XXII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».
Режиссер Артем Устинов, художник Ася Бубнова.Если и существует мнение, что постмодернистский текст ставить сложно, то спектакль Артема Устинова по повести Саши Соколова «Школа для дураков» доказывает: литература «потока сознания» в качестве материала обладает удивительной сценичностью. Каждое слово преобразуется в действие, образы главных и второстепенных героев складываются из обрывочных фраз и сцен. Режиссер компилирует тексты разных частей в органичную композицию, в чем-то упрощающую повествование Саши Соколова, но одновременно открывающую огромный ассоциативно-поэтический пласт.
-
«Перевал». По мотивам романа К. Булычева «Поселок».
Няганский ТЮЗ. Показ в рамках XXII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».
Режиссер Дмитрий Крестьянкин, художник Шура Мошура.Что могло бы быть, если... ученик 6 «Б» класса Коля Наумов смог бы путешествовать во времени и пространстве? Девочка из будущего Алиса Селезнева подружилась бы с представителями новых планет и галактик? Землянин инопланетного происхождения Гарик Гагарин обладал бы даром внушения и владел левитацией?..
-
12 мая, на 93-м году жизни покинула этот мир Алла Евгеньевна Осипенко — звезда мирового и российского балета ХХ века. За сорок лет, прошедших с поры, когда Осипенко простилась со сценой, ее имя не потускнело, не умалилось, а, скорее, засияло еще сильнее, как это происходит обычно с легендарными фигурами. Видеозаписи с ее исполнением (на наше счастье, они есть!) воспринимаются людьми, перед глазами которых давно уже танец новых поколений, не как устаревшие, развенчивающие кумиров прошлых лет, а как непререкаемо прекрасные.
-
О XXII Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин»
В конце апреля закончился фестиваль «Арлекин» — со всеми его программами, «Маленькой ремаркой», семинарами... Некоторые спектакли особенно заинтересовали критиков, и редакция не смогла отказаться от авторских предложений — отрецензировать работы Артема Устинова и Дмитрия Крестьянкина отдельно. Так что следите за руками, как говорится. После обзора в ближайшие дни вас ждут еще и другие тексты. Предлагаем читателям на несколько дней погрузиться в атмосферу прошедшего фестиваля.
Апрель в Петербурге выдался теплым. Столбик термометра один раз даже преодолел отметку в 26 градусов. А еще весна пришла с новым «Арлекином», потому что фестиваль для детей и подростков генетически «весенний»: юность насыщена озорством, познанием мира, возможностью быть открытым, верящим и впечатлительным. За полторы недели на фестивале состоялись показы 19 спектаклей конкурсной и внеконкурсной программ, лаборатория драматургов и режиссеров «Маленькая Ремарка», образовательный семинар «Лаборатория как платформа для развития профессионалов детского театра», лекция о детской литературе, презентация Театра кукол Республики Карелия. Даже в порядке перечисления — гипернасыщенное время, стремящееся в разных аспектах аккумулировать и фиксировать состояние «театра 14 ±».
комментарии