
-
«Шелк». А. Барикко.
Ростовский молодежный театр.
Режиссер Михаил Заец, художник Никита Сазонов.Для большинства людей Япония и сегодня загадочное далеко, которое вряд ли доведется когда-нибудь увидеть своими глазами. А уж полтора века назад (время событий, происходящих в коротком романе А. Барикко) эта страна была недоступна для европейцев и казалась запечатанной навеки. Молодой человек Эрве Жонкур с божьей помощью должен был сделать военную карьеру, но, поскольку в дни, когда решалась его судьба, господь был занят другими делами, юношу повело совсем в другую сторону. Именно в эту Японию за семью замками.
-
Минувший уикенд в Казани прошел под знаком Дней уличной культуры, организованных Фондом поддержки современного искусства «Живой город» и Центром современной культуры «Смена».
Правильно, конечно, было бы написать, что организаторы фестиваля еще учатся, что только через тернии можно прорваться к звездам, что нужно долго играть в «горячо — холодно», прежде чем добьешься оптимальной температуры. Но если писать не правильно, а честно, — все у них получилось с первой попытки. Уж и не знаю, в чем тут дело... Возможно, в увлеченности руководителей «Живого города» Дианы Сафаровой, Инны Ярковой и Артема Силкина, решивших круто развернуть и обогатить культурную жизнь Казани. Возможно, в поддержке нынешних властей Татарстана, заслуживших репутацию культурных прогрессистов. Возможно, в мудром прищуре куратора фестиваля, многоопытного Олега Лоевского. Но сразу вышло «горячо» — примерно вровень с царившей в Казани аномальной жарой в тридцать пять по Цельсию.
-
«Другой город».
Совместная продукция Pop-up театра и Летнего фестиваля искусств «Точка доступа».
Режиссер Семен Александровский.Три города — Амстердам, Венеция и Париж. Три маршрута, выстроенных по одной схеме: старт от собора (в Амстердаме — Вестеркёрк, в Венеции — Святого Марка, в Париже — Парижской Богоматери); вдоль рек и каналов — иногда мимо островов, как в столице Франции, где на пути героя встречались Сите и Сен Луи, а иногда и по самим рекам и каналам, как в Венеции, где пришлось подзывать гондольеров с просьбой перевезти на другой берег — набережные здесь, за редким исключением, не предусмотрены для прогулок; и в финале — обязательное возвращение на исходную точку.
Петлеобразный путь выбран не случайно: прототипом всех блужданий явился фрагмент центральной части Петербурга — от церкви Симеона и Анны, что на пересечении Моховой и Белинского, вдоль Фонтанки, огибая Летний сад, мимо цирка Чинизелли с возвращением к церкви.
-
«Пеппи Длинныйчулок». А. Линдгрен.
Ростовский-на-Дону академический молодежный театр.
Режиссер Михаил Заец, художник Алексей Паненков.Главный режиссер РОАМТа Михаил Заец в своем театре до сих пор ставил для взрослых и молодежи, но недавно решил повернуться в сторону самого сложного зрителя и выпустил спектакль для детей. Не секрет, что репертуарную строку под условным названием «сказка» часто заполняют по остаточному принципу: «из подбора» может быть абсолютно все, включая постановщика. Такие спектакли, сделанные по узнаваемой стереотипной схеме, порой появляются даже в тех театрах, для которых юный зритель — постоянная публика, по крайней мере, исторически (то есть в бывших ТЮЗах)... Но Ростовский молодежный предпринял в прошедшем сезоне два принципиальных шага в работе с маленькими зрителями, что говорит о серьезных намерениях руководства театра.
-
«Путями Каина. Трагедия материальной культуры». По мотивам поэмы Максимилиана Волошина.
Архангельский молодежный театр.
Режиссер Максим Диденко, художник Павел СемченкоНа закрытии фестиваля «Точка доступа» впервые показали спектакль театра из другого города. Впрочем, новшество это относительное. Максим Диденко нынче много ставит и в столицах, и в провинции (только в Архангельске это уже третья его работа). С другой стороны, Архангельский молодежный театр с 1990 года проводит международный фестиваль уличных театров и сам имеет богатый опыт создания спектаклей на открытых пространствах. Так что появление его на «Точке доступа» было абсолютно логичным: кого же и приглашать, как не архангелогородцев.
-
«Ле-Ле Левша». Перформанс по повести Н. С. Лескова «Левша».
Спецпроект Павла Семченко «Место — действие».
В рамках летнего фестиваля «Точка доступа».Театрально-архитектурный перформанс одного из основателей Инженерного театра АХЕ Павла Семченко, развернувшийся в парке Лесотехнического университета, — итоговая часть недельного воркшопа в рамках совместного проекта фестиваля «Точка доступа» и практикума по современной деревянной архитектуре «Древолюция».«Ле-Ле Левша» — инженерная вариация Семченко на тему знакомого со школьной скамьи сказа Лескова, в которой статичные архитектурные объекты, созданные участниками лаборатории, обретают театральную жизнь и становятся полноправными действующими лицами.
-
В июле в театре Karlsson Haus прошла первая Летняя лаборатория фигуративного театра (ЛЛФТ). Тема — «Петербургские мифы». 21 участник из России и стран СНГ; четыре интенсивных пятидневки, наполненные занятиями, лекциями и репетициями; четыре куратора — А. Лелявский, Я. Тумина, А. Иванова-Брашинская и Е. Ибрагимов, и четыре показа по результатам работы каждой мастерской. При этом совершенно разный подход: Алексея Лелявского интересовали фактура и музыкальное сопровождение; Яна Тумина работала с темой наводнения и образно осмысляла этот миф; Анна Иванова-Брашинская за пять дней сделала спектакль по повести Н. Гоголя «Шинель», выбрав в качестве основы белый лист формата А4; Евгений Ибрагимов предложил участникам сделать инсталляции на тему поэзии петербургских авторов. О том, как это было, Яна Постовалова говорила с арт-директором проекта, режиссером и театроведом Анной Ивановой-Брашинской.
-
«Гамлет. Гаджет».
Режиссер Александр Савчук.
В рамках летнего фестиваля «Точка доступа».Маленькая желтая комната салона связи «Евросеть», по всему периметру напичканная гаджетами, в этом июле превратилась в театральную площадку. Здесь, выбирая новый смартфон, режиссер и актер Александр Савчук размышляет над «гамлетовским вопросом». Он выходит к публике из комнатки персонала и просит нас представить себе героя, у которого только что умер очень близкий человек, например отец, и герой, естественно, подозревает, что кто-то в этом виноват, то есть ему нужно кого-то обвинить, совершить какие-то поступки, действия, кого-то наказать, у него сейчас в голове бешеный поток противоречивых мыслей, и со всем этим он заходит в салон связи, чтобы для начала совершишь вот такое простое действие — выбрать и приобрести устройство связи.
-
«Сталкеры».
Собственная постановка фестиваля «Точка доступа».
Драматурги Мария Зелинская, Алексей Слюсарчук и Максим Курочкин, художник Светлана Черкашина.Три персонажа. Три автора. Три актера. Такой идеально-равновесной была изначальная идея «Сталкеров», посвященных памяти Андрея Тарковского и знаковому для нескольких поколений фильму. Максим Курочкин должен был стать голосом Профессора (Борис Павлович), Мария Зелинская — Писателя (Александр Машанов), Алексей Слюсарчук — Сталкера (Женя Анисимов).
-
Хочу повторить фразу, которую я только что написал по поводу смерти Юлия Дворкина: очень много в последнее время потерь... Зинаиду Максимовну Шарко я знал лишь как человек, работавший в БДТ, то есть знал со стороны, как работник постановочной части, радист, звукооператор. Поэтому пишу как зритель, а не старинный друг, но зритель не просто, а наблюдавший Зинаиду Максимовну почти 14 лет — и за кулисами, и на сцене. Мне посчастливилось в течение этого времени находиться рядом со многими великими мастерами, великими артистами. Зинаида Максимовна была одной из них, и впечатлений у меня от общения с ней накопилось немало.
-
4 августа не стало режиссера и педагога Юлия Борисовича Дворкина
Я потерял еще одного любимого друга. Очень много в последнее время потерь... И мир потерял талантливого режиссера, талантливого педагога, прекрасного принципиального, бескомпромиссного, истинно порядочного человека. Это, может, дежурные слова, но не сейчас. Порядочность Юлина была почти легендарна, я бы сказал — активна, воинственна и агрессивна, она была у него в крови. Он бесился, когда видел несправедливость — по отношению к себе или другим; или когда чувствовал вранье. И никогда не давал спуску.
-
«Разговоры беженцев». Б. Брехт.
Художественный руководитель постановки Константин Учитель, режиссер Владимир Кузнецов.
В рамках летнего фестиваля искусств «Точка доступа».Действие спектакля «Разговоры беженцев» по пьесе Бертольта Брехта разворачивается на Финляндском вокзале. Ход, придуманный художественным руководителем постановки Константином Учителем и режиссером-дебютантом Владимиром Кузнецовым, кажется сколь экстравагантным, столь и абсолютно логичным. «В ресторане на вокзале города Хельсинки сидели двое и, время от времени опасливо оглядываясь, рассуждали о политике» — так у Брехта. «Рассуждали» — ключевое слово. При всей своей афористичности текст Брехта — вязкий, длинный, не самый простой для интерпретации. Недаром он чаще звучал по радио, чем со сцены, а в нашей стране и вовсе не имел театральной истории.
-
В архиве появился № 10. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
29 июля не стало режиссера Юрия Ядровского. Сегодня, 3 августа, с ним простились в театре «Балтийский дом», где режиссер выпустил одну из последних своих работ — «Зойкину квартиру». Ядровский не был известен, как говорят обычно, «широкому зрителю» Москвы и Петербурга. Но именно поэтому о нем хочется рассказать подробно. Словами его друга драматурга Константина Федорова. И словами самого Ядровского — в интервью, данном Александре Янович.
-
Сегодня исполнилось 90 лет Зиновию Яковлевичу Корогодскому
К 90-летию Мастера хорошо бы взять крупную форму, изготовить солидный портрет в академических тонах.
Не стану. Вернее, не смогу. С одной стороны — тонка кишка, с другой — нет и не может быть отстраненного взгляда у меня, интегрированной в ТЮЗ времен Корогодского, не обиженной им ни разу, считающей работу у него самым своим счастливым жизненным кусищем.
Посему — штрихи. С полуслова они понятны и напомнят Зиновия Яковлевича (смею думать, как живого!)) всем без исключения моим театральным ровесникам-коллегам и зрителям-фанатам тех времен.
-
Международный фестиваль современного танца Open look в восемнадцатый раз прошел в Санкт-Петербурге
По приглашению феста, организованного Домом танца «Каннон Данс», в Петербург снова приехали нетривиальные европейские труппы. В этом году здесь были и саркастические бельгийцы (компания Opinion Public со спектаклем Bob’ART), и брутальные норвежцы Kari Hoaas Productions, исполнившие «На пределе момента», и увлекшиеся физикой элементарных частиц швейцарцы Cie Gilles Jobin, станцевавшие «Квантум». Участие иноземных компаний важно, оно помогает правильно вписывать искусство соотечественников во всемирную систему координат и обходиться как без заклинаний «мы круче всех, потому что духовнее», так и без самоуничижения в духе «в Европе все танцуют лучше, чем у нас». Но та часть фестиваля, что собрала спектакли российских трупп — платформа Russian look, — в этом году поразила особенным разнообразием и была особенно интересна.
-
Сезон на большинстве петербургских сцен закрыт. Но мы продолжаем рассказывать о премьерах...
«Двенадцать». По поэме А. Блока.
Новая сцена Александринского театра.
Режиссер Антон Оконешников, художник Елена Жукова, видео Марии Варахалиной.Спектакль открывается прологом: три молодых героя, наши современники, рассказывают истории из собственной жизни и пытаются извлечь из них некие нравственные уроки или жизненные правила.
Актер Витя (Виктор Шуралёв) однажды на спектакле так разгорячился, что сломал себе руку. Мораль: последите за собой, пожалуйста. Вдохновение дело важное, но иногда полезно и голову включать. Поверять, если угодно, гармонию алгеброй.
-
Классический перформанс АХЕ «Пена дней» был показан в рамках программы XVIII Фестиваля современного танца Open Look
«Пена дней». Вольное переложение избранных эпизодов романа Б. Виана.
Инженерный театр АХЕ.Июль в Петербурге — не театральное время.
Редкий поклонник Мельпомены доберется летом до закрытых помещений театров, чтобы, натужно обмахиваясь программкой, плечом к плечу разделить досуг с еще тысячей таких же, как он, изнуренных духотой и искусством, зрителей. Редкие работающие площадки заполнены «Лебедиными озерами» и жадными до балета, но нетребовательными иностранцами.
Зато при благоприятных погодных условиях Петербург в июле — превосходная уличная площадка. В арку здания бывшей Кожевенной фабрики постройки 1893 года, вверх по выщербленным ступенькам лестницы, мимо человеко-кальмаров, вмурованных в дыры стен, и по перекрытиям крыши — ¬на просторную террасу, откуда открывается грандиозный вид на залив и перекинувшийся через него мост — пока недостроенный и потому словно бы перекушенный ровно посередине каким-то канувшим в морскую пучину Годзиллой. Вот вы и на месте.
-
О вручении второй Ежегодной международной профессиональной цирковой премии «Мастер». Сочи, 1–5 июля 2016 года.
Что-то движется в нашем цирковом мире — трудно, непостоянно, витиевато. Но в таком направлении, о котором давно мечталось. Мечталось, чтобы российский цирк перестал быть донором артистов для грандиозных зарубежных шоу, которые никто не видит в нашей стране, чтобы наш цирк перестал дичиться хорошей режиссуры, пришедшей из театра или с улицы, а на арены пришел хороший вкус профессионалов из смежных искусств. Мечталось, наконец, чтобы цирк снова начал ориентироваться на взрослого зрителя. События последнего времени на наших аренах свидетельствуют о том, что тягловым паровозом в этом непростом движении стремится стать компания «Росгосцирк». Помимо организационного созидательного труда — консолидации артистов, ремонта многочисленных зданий, проката программ — Росгосцирк озадачился уделом мечтателей и фантазеров. Раз за разом люди, стоящие у руля этой компании — генеральный директор Вадим Гаглоев и его заместитель Олег Чесноков, — «оживляют» и хорошо забытое, но оттого не менее прекрасное старое, и придумывают совершенно новое, незнакомое. Росгосцирк в своих программах не страшится так часто и несправедливо осуждаемого симбиоза цирковых артистов и театральных клоунов, открыт новым идеям цирковой режиссуры. В нем умеют видеть достоинства конкурентов, не делят цирк по географическим признакам, ценят высокопрофессиональных артистов и при этом не боятся нарушить неповоротливую цирковую традицию. На фоне этой общей отрадной тенденции в Росгосцирке два года назад придумали Ежегодную международную профессиональную премию «Мастер».
-
Всякие жанры хороши. Вот двум критикам, живущим в Петербурге и Москве, в минуту летнего досуга пришла охота подвести итоги прошедшего сезона в виршах. Публикуем переписку Марины Дмитревской и Наталии Каминской
М. Дмитревская — Н. Каминской
Коллега, все мы мало стоим,
Как нам коллеги ж говорят)
Уныло пишем, ходим строем,
Хвалить беремся всех подряд.
Застой. Безграмотность. Унынье.
Давай же, друг, с тобой отныне
Итожить в виршах наш сезон.
Другой формат! Ведь есть резон?
Итак, вступаем в переписку:
Что было, есть, чего мы ждем...
Стихотроведческим дождем
Наполним маленькую миску?
Чем был прошедший для тебя?
Ну, так, не зло, вполне любя...
комментарии