Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

1 мая 2020

ПОЗДРАВЛЯЕМ СЕРГЕЯ БЛОХИНА!

Карантин-карантином, но распоряжением губернатора Нижегородской области «за значительный вклад в развитие театрального искусства» высшая театральная премия Нижегородской области им. Н. И. Собольщикова-Самарина присуждена актеру театра драмы Сергею Блохину. Поздравляем!

Если бы нужно было в двух словах сформулировать, что такое театральный Нижний Новгород и что в нем такого есть особенного, ни на что не похожего, то я бы выбрала такие два слова — Сергей Блохин. Когда критики приезжают в Нижний впервые и видят Блохина на сцене, местные театральные люди всегда упоминают, что актер учился на факультете театра кукол, и производят этим большой эффект. Потому что трудно представить кого-то, так не соединяющегося с камерными «куклами», но зато совершенно подходящего большой драматической сцене, и особенно сцене Нижегородской драмы имени Горького. Когда видишь Блохина в спектаклях — его Бессеменова в «Мещанах», Сатина в «На дне», графа Палена в «Павле I» и, уверена, многих других, которых мне не удалось увидеть, — всегда чувствуешь, как природно, органически этот артист связан с театральной традицией нижегородского промышленно-купеческого золотого века. Блохин на сцене всегда личность и всегда стихия, большой человек больших страстей. Его герои, даже если они горьковские ночлежники, всегда этакие последние Гулливеры, увидев которых, невольно уверуешь, что наш театральный век пришел в умаление. Кто бы он ни был, герой Блохина — большой и кипучий. Кипят ли стихии внутри или выплескиваются наружу, их не скрыть и не загасить. И гибель его героев — это всегда немного гибель старых богов, которых мы сегодня не заслужили.

«Мещане». Сцена из спектакля. Фото Г. Ахадова

Самое огорчительное здесь — самоизоляция. И хотя Сергей Блохин дни напролет «ютубит» — читает и поет, — отметить премию по-людски он явно не сможет. А при иной погоде в Доме актера затеялся бы капустник, и Сергей Блохин был бы, как всегда, в первых рядах…

Приходится поздравлять этого замечательного — первого российского ряда — актера в Сети, и ни рюмки вам, ни капустного пирога…

Между тем, Блохин — театральное лицо Нижнего, протагонист его главной сцены. С 1990 года, когда, окончив курс Ривы Яковлевны Левите, он был зачислен в труппу Нижегородской драмы, и до сего дня Блохин переиграл, кажется, все крупные роли мировой классики: от Астрова до Лопахина, от Рогожина до Восьмибратова, от Сатина до Собакевича. Впрочем, про многие роли Сергея Блохина вы можете прочесть в его портрете, напечатанном в нашем журнале несколько лет назад.

С. Блохин (Лопахин). «Вишневый сад». Фото Г. Ахадова

Увидев его послужной список, те, кто навещает Нижний не так часто, как я, сейчас представят себе такого народного-перенародного, характерного-перехарактерного… Он, Блохин, конечно, вполне себе народен, он — «возрастной Садко», но без песен, Илья Муромец, но с прищуром. Но наивно-прекрасен он и в коммерческой комедии положений, в какой-нибудь кормилице театра: умеет мягко довести зал до хохота, потом нырнуть в какой-нибудь сентимент, обеспечить непрошенную слезу, и сделать это так мягко и отстраненно, что милая сценическая лабуда зрителям сделает приятно, но к актерской репутации не пристанет.

Блохин сценически прост и невероятно органичен, а драматизм его всегда сопряжен с игрой (недаром Сергей не дает засохнуть в театре капустной традиции). Даже если это интеллектуально-драматическая роль, скажем, в «Третьей правде», где Блохин блистательно играет Столыпина, это будет игра на веселом глазу. В данном случае — в бисер. Выходит Столыпин — как живой, в белоснежном кителе, но постепенно понимаешь: они с партнером, А. Мюрисеппом, не играют Столыпина и Толстого — они играют в Столыпина и Толстого, увлеченно и органично, с полным пониманием кидаясь в диспут этих великих носителей могучих идей. Их герои — живые люди, и не устарели их идеи, российская жизнь по-прежнему стоит тяжелым вагоном на непроложенных рельсах, и артисты прекрасно понимают трагизм спора. Но не притворяются великими, а играют…

С. Блохин (Столыпин), А. Мюрисеп (Толстой). «Третья правда, или История одного преступления».
Фото Г. Ахадов.

Или вот его Сатин в «На дне». Меньше всего этот огромный босяк резонер. Он просто скучает, поскольку нечем в этой разрушенной жизни заняться. Скука. Бессмысленно все. И пьет, и горюет до слез, досадливо размазывая влагу по щекам: «Человек свободен… И за все платит сам». Сатин уже заплатил. Больше делать нечего, хотя впереди еще «длинный ряд дней».

Могуч Сергей Блохин, крепко врос в Покровку, любим городом, женой и детьми, и критиками. А почему? Да любознательный он, читает, ходит на обсуждения — и не о себе послушать, а потому что Блохин в принципе интересуется театром, искусством, разными мнениями.

Собольщиков-Самарин был бы доволен.

А мы — поздравляем!

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

  1. Ольга Наумова

    Ура, конечно! Ведь премия — еще и повод сказать добрые и благодарные слова любимому актеру! А, ведь, они (актеры) так в этих словах нуждаются! Особенно сейчас, когда звук аплодисментов — только в воспоминаниях и записях(. Я Сергея (Сережу) впервые увидела за партой в театральном училище, когда читала там короткий курс Истории зарубежного театра. Думаю, вы, друзья, мне поверите, что Сергея я УВИДЕЛА в аудитории первым, хотя и сидел он на задней парте (соответственно росту). Актерская его природа бросалась в глаза (а вот что это за качество — в двух словах не опишешь!). Еще было что-то во взгляде (чуть исподлобья), что выдавало не только фактурную мощь, но и личностную. В том, что он будет среди актерских нижегородских «первачей» было абсолютно ясно еще на выпускных спектаклях училища. Не скрою, на одном из них Галина Сорокина мне шепнула: «Вот и готовый в будущем наш Председатель Союза театральных деятелей». Не захотел. Жаль! (. Ну, а потом для меня была только радость общения с Сергеем из зала. Как зрителя. И, если бы вы спросили меня, какое главное его актерское качество, я бы сказала — тайна недосказанности. Она всегда при нем. И очень притягательна. С одной стороны — вот, я весь перед вами, открыт до донышка, с другой — а осталось у меня что-то еще про запас, что не выскажу, а вы, заинтригованные, идите после спектакля домой и разгадывайте…

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога