- 2, 4 декабря — «Три», Камерный театр Малыщицкого (КТМ), режиссер Петр Шерешевский.
Переговоренная в сегодняшнем времени и блестяще сыгранная актерским ансамблем версия «Трех сестер»: все наши комплексы. А скоро выйдет и «Сад»…
- 3 декабря — «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», Александринский театр, режиссер Виктор Рыжаков.
Спектакль из нашего славного театрального прошлого, лауреат настоящей «Золотой Маски», осколок былого праздника, прощальный бал.
- 4, 5 декабря — «Мать», Независимый театральный проект «povod. ovod» на сцене площадки «Пароход» в ДК Газа (правое крыло), режиссер Анастасия Паутова.
Отважное высказывание в форме трагикомического фарса по малюсенькой пьесе Равенхилла.
- 5, 24 декабря — «Старший сын», Театр им. Ленсовета, режиссер Галина Зальцман.
В неправдоподобно несоразмерном человеку пространстве живет Сарафанов — воевавший и контуженный, — и только привидеться может ему счастье…
- 7 декабря — «История старой квартиры», Городской театр (площадка на Галерной, 43), режиссер Наталья Лапина.
Весь ХХ век и одна семья в одной квартире, в високосной стране. Спектакль разбудит вашу аффективную память и слезы, а заодно утвердит в чувстве жизни.
- 5, 17 декабря — «Три сестры», Театр «На Литейном», режиссер Александр Огарев.
Герои спектакля изломаны тотальной тревогой, предощущением грядущего конца света. И правда, финал представит зрителям (тем, кто выдержит сложное по языку и неуютное по атмосфере зрелище) апокалиптический ландшафт мира после всех катастроф. Красиво и безысходно.
- 7 декабря — «Конструкторы Констриктора», театр Lusores в Музее Звука / ГЭЗ-21, режиссер Александр Савчук.
Все, как мы любим: поэтические фрагменты Бориса Констриктора, лекция Андрея Жукова о возможностях мозга, музыкальные импровизации Славы Гайворонского, шумовые эксперименты Lusores. Бонус к этому показу: медиа-выставка рисунков Бориса Ванталова (он же Б. Констриктор, он же Б. М. Аксельрод).
- 13 декабря — «Макбет. Кино.», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.
Этот спектакль — всегда в моем списке лучших. Буду напоминать о нем, пока он живет на сцене. Любимый «Макбет. Кино.» Бутусова.
- 10–14 декабря — Лаборатория абсурда, площадка «Узел».
Показы режиссерской лаборатории по французской абсурдистской драматургии. Где еще такое увидишь?..
- 23 декабря — «Стихам здесь не место», Театральная компания «Разговоры» в Доме Радио на Невском, 62, режиссерская группа — Борис Павлович и Аглая Соловьева.
Участники инклюзивной компании «Разговоры» в течение полутора лет упражнялись в сочинении стихов, и из этого творческого потока родился нежный, красивый, иногда смешной и наивный, иногда возвышенный лирический спектакль.
- 4, 26 декабря — «Звездные псы», Театр «На Литейном», режиссер Дмитрий Крестьянкин.
Простой, но трогательный спектакль о пути к космическим далям, проделанном четырехлапыми героями, и заодно о том, как оставаться человеком.
- 7, 8, 20, 21 декабря — «Цирк Фибоначчи», Упсала-Цирк, режиссер Яна Тумина.
Долгожданная премьера Упсала-Цирка продолжает начатое в спектакле «Я — Басё» движение в сторону инклюзивного искусства и объединяет артистов основной труппы и артистов с особенностями развития. Просочившиеся спойлеры обещают чудеса самого разного свойства, и это точно тот спектакль, на котором можно напитаться теплотой и радостью.
- С 13 декабря по 11 января — ежедневные рождественские спектакли театра Karlsson Haus.
Рождественский марафон театра Karlsson Haus с поздравлениями и подарками впечатляет: на протяжении почти трех недель на разных площадках будут идти праздничные спектакли, главная цель которых — рассказать даже самым маленьким зрителями о чуде Рождества. В афише «Гринч — похититель Рождества», «Муми-тролль и Рождество», «Проснись, Петсон! Или удивительное Рождество», «Большое Рождество для маленького Николя», «С Рождеством, мокрый нос!».
- 14, 15, 16 декабря — «Пушка», Театральный проект 27, режиссеры Маша и Илья Додылины.
Рэп-мюзикл в стихах о том, что было бы, если бы лицеисты, бунтари и стихотворцы, с Пушкиным во главе жили в наши дни. Свежая премьера театра продолжает разговор с подростками на их языке.
- 29, 30, 31 декабря — «Двое из ларца», Московский цирк Никулина на Цветном бульваре на арене Лахта Холла, режиссеры Ольга Полтарак, Андрей Шарнин и Евгений Шевцов.
Наконец-то Петербург, не избалованный в последние годы содержательными цирковыми представлениями, увидит настоящую новогоднюю сказку, которая сделана лучшей на сегодня командой цирковых постановщиков. Программа трехгодичной давности, с успехом прошедшая в Москве, едет в Северную столицу в обновленном составе, но обещает все исходные визуальные эффекты, постановочные приемы и костюмы.
Театр для детей и подростков
- 5, 6, 7 декабря — «Пушкинский дом», театр «Мастерская», режиссеры Сергей Паньков, Сергей Агафонов, Елена Левина, Серафима Крамер, Дмитрий Хохлов.
Первый и главный постмодернистский филологический русский роман о взращенном на великой литературе последнем интеллигенте, поставленный на театре. В задумке это, конечно, вау. Осталось понять, как это выглядит на самом деле.
- 5 декабря — «Veche battle. Grozny vs Kurbsky», площадка «Скороход», режиссер Максим Максимов.
Нас ждет рэп-баттл между Иваном Грозным и Андреем Курбским, основанный на знаменитой переписке чиновников времен лихих бояр и властных дум. Ну что ж, пошумим.
- 13 декабря — «Макбет. Кино.», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.
Великий спектакль.
- 10–14 декабря — Лаборатория абсурда, площадка «Узел».
Означает ли разорванная логическая цепочка жизни абсурдное существование? А ее алогичность, работающая с парадоксом, — непрерывную последовательность и непротиворечивость бытия? Искусство не даст ответа, но направление указать вполне способно. Скоро увидим, какое.
- 17, 18 декабря — «Гипнотеатр Бранко Душича», площадка «Узел», режиссер Никита Васильев.
Безусловный хит, рассказывающий историю тирана, одержимого созданием идеального театра: с одной стороны, душеспасительная практика, с другой — катастрофа, прожитая миром за все годы своего существования. Мощная, серьезная роль Владимира Антипова.
- 1, 2, 6, 9, 14 декабря — фестиваль «Дягилев. P. S.» на сценах Театра-фестиваля «Балтийский дом», Центра современного искусства имени Сергея Курехина, БДТ им. Г. А. Товстоногова и на Левашовском хлебозаводе.
Дягилевский фестиваль в декабре представляет вторую часть своей программы. 1 и 2 декабря на сцене «Балтийского дома» компания Евы Дуды из Венгрии станцует «Фриду» — спектакль о Фриде Кало, где впечатления хореографа от биографии художницы сплетаются с впечатлениями от ее картин. 6 декабря на сцене Центра Сергея Курехина Мамела Ньямза и ее труппа, прибывшая из ЮАР, покажет «Заштрихованный ансамбль» — хореограф переложила в танец свою биографию. Затем настанет черед оперы: 9 декабря Нижегородский театр оперы и балета привезет на сцену БДТ «Похищение из сераля», где режиссер Екатерина Одегова превратила гарем, откуда стремятся сбежать моцартовские героини, в райский сад. Но это тот случай, когда важна не постановка, а фантастическая работа дирижера Дмитрия Синьковского и дивный голос Надежды Павловой (впрочем, там весь ансамбль хорош). Завершится же фестиваль 14 декабря показом на Левашовском хлебозаводе только что созданного кинофильма — «Быстрые свидания» повествуют о процессе создания новой музыки к новым балетам. Дело в том, что в самом начале декабря в Екатеринбурге состоится вечер, на котором будут предъявлены результаты творческой лаборатории «Пиши балет», где несколько композиторов и хореографов вместе сочиняли новые опусы, — именно эту работу и фиксируют авторы фильма.
- 5 декабря — «Лебединое озеро», Дом Радио на Невском, 62.
Показ видеозаписи легендарного спектакля Александра Пепеляева. В 2003 году хореограф с артистами эстонского Von Krahl Theatre и первоклассными отечественными танцовщицами (Татьяной Гордеевой, Дарьей Бузовкиной, Ольгой Цветковой) создал экстремальную версию истории о лебедях под лозунгом «Освободить — не значит освободиться». Музыку Чайковского переработал и дополнил своей музыкой Сергей Загний.
- 6, 7 декабря — «До поезда осталось», гастроли Компании 2sisters на Второй сцене БДТ (Каменноостровский театр), режиссер Ирина Михеева, хореограф Ольга Лабовкина, сценограф Катя Эрдени.
Пока что — самый сильный танцспектакль этого сезона, причем не только в Москве (где была премьера), но и в России. История Анны Карениной, рассказанная «на троих»: на сцене только Анна (не так давно оставившая родной театр балерина Мариинки Дарья Павленко), Вронский (премьер Большого театра Владислав Лантратов) и мальчик Сережа (настоящий мальчик, ему восемь лет). Никаких фуэте или пируэтов — но фантастическая выразительность пластики, история о том, как светская дама превращается в живую женщину — и как дорого ей это обходится.
- 16, 17 декабря — «Любовник» А. Мустукис, musicAeterna Dance в Доме Радио на Невском, 62, хореограф Анастасия Пешкова, режиссер Анна Гусева.
Первая серия перформативного альманаха «Любовник» (новые вариации на эту тему еще будут появляться в сезоне) посвящена теме глубинного одиночества человека.
- 22–24 декабря — гала-вечера Дианы Вишневой и группы Context на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Программы вечеров различаются. 22 декабря труппа артистов контемпорари, собранная Дианой Вишневой, представит отрывки из работ нескольких хореографов (Павла Глухова, Алексея Рукинова, Ольги Лабовкиной, Римы Пипоян, Кирилла Радева), и сама Диана выйдет в соло, сочиненном для нее Павлом Глуховым. А 23 и 24 декабря сначала будут сочинения этих же авторов, а во втором отделении Диана и Жиль Роман (бывший премьер бежаровской труппы, затем руководивший ею после смерти мастера) исполнят знаменитые бежаровские «Стулья» — переложенную в танец пьесу Ионеско.
- 28–30 декабря — «Заяц, Фрося и Енот», театр «ДРАМ. ПЛОЩАДКА», режиссер Екатерина Ложкина-Белевич.
Наивный детский новогодний спектакль для соответствующего настроения с очаровательными добрыми песенками Жени Серзина. Все, чтобы почувствовать себя счастливым ребенком, заставшим зимнее чудо.
- 7 декабря — «ДК», театр Karlsson Haus, режиссер Дмитрий Крестьянкин.
ДК, если что, это не инициалы режиссера, а Дом культуры. Автофикшн-спектакль, чтобы посмеяться и поплакать над театральной изнанкой, узнать, из какого сора растут актерские цветы, и в очередной раз восхититься самоотверженностью актерской профессии. Реальные (и смешные) истории, о которых невозможно молчать.
- 14–17 декабря — «Пушка», Театральный проект 27, режиссеры Маша и Илья Додылины.
Молодежный рэп-спектакль о бунтаре Саше Пушкине и его лицейской братве. Юношеский драйв, подростковый протест и вера в прекрасную Россию будущего XIX века — отличный замес, чтобы зарядиться энергией творчества и начать жечь сердца людей своим глаголом, господи прости.
- 16 декабря — «Ничего святого», площадка «Узел», автор и исполнитель Ангелина Засенцева.
Документальный стендап шальной императрицы театральных стендапов нашего города. Пронзительно, искренне, злободневно и потому смешно.
- 27 декабря — «Это Бритни, бич!», площадка «Узел», режиссер Никита Славич.
Форум-спектакль Никиты Славича о Бритни Спирс. Гламур нулевых, скандалы-сплетни-расследования судьбы поп-дивы и заветная возможность всех девочек-подростков оказаться на ее месте… Бритни сумела справиться со всеми факапами своей жизни, а значит и вас научит!
В последний месяц года рекомендую смотреть исключительно легкое и жизнерадостное — для поднятия духа…
- 4, 5 декабря — Лаборатория «Театр: алгоритмы будущего», Александринский театр.
Екатерина Августеняк ставит пьесу Павла Пряжко «Парки и сады»: «Задачей было дисциплинировать дух». Ирина Короткая, Анастасия Балуева, Дарья Стаценко, Сергей Костырко ставят текст Настасьи Федоровой: «На пересечении Борхеса, Хармса, Лабатута и лабораторного эксперимента рождается форма, где наука и театр равны в праве говорить о пределе человеческого опыта». Нас ждут междисциплинарность, неконвенциональность, злободневность.
- 5 декабря — «Три сестры», Театр «На Литейном», режиссер Александр Огарев.
Премьера Александра Огарева уже успела поделить театральное общество надвое. Необходимо сходить и встать на чью-то сторону. (TW: режиссерский язык Александра Огарева может шокировать, постарайтесь расслабиться и получить удовольствие.)
- 8 декабря — «Елка у Ивановых», Театр на Садовой, режиссер Роман Муромцев.
Самый новогодний спектакль Романа Муромцева — успеваем наполниться праздничной атмосферой! (TW: режиссерский язык Романа Муромцева может шокировать, постарайтесь расслабиться и получить удовольствие.)
- 10–14 декабря — Лаборатория абсурда, площадка «Узел».
Нас ждет: комедия Себастьяна Тьери «Видеоклуб» в постановке Федора Федотова; «Строители империи» по мотивам пьесы Бориса Виана в постановке Дениса Черемисинова; «Последняя лента Крэппа» — совместная работа Марселя Смердова и «У театра»; «История коммунизма в рассказах для душевнобольных» Романа Муромцева; «Тесный простор» по прозе Сэмюэля Беккета — совместный проект Екатерины Августеняк и арт-группы м_у_т_а_ц_и_я. Не знаю, нужны ли тут еще какие-то комментарии. Надо идти, смотреть, обсуждать.
- 13 декабря — «Вот чего я боюсь», арт-пространство Шклярский. Experience.
Показ эскизов по пьесам трех выпускниц драматургической мастерской РГИСИ — Анастасии Чече, Юлии Куренковой, Евгении Ульман. Тема, объединяющая пьесы, — страх. Идем, смотрим, обсуждаем. И читаем!
- 10–14 декабря — Лаборатория абсурда, площадка «Узел».
Сказка — пять эскизов по французской абсурдистской драматургии. Тьери, Виан, Беккет, Вишнек. «Как быстро летит время, когда нам хорошо! (Молчание)».
- 20, 21 декабря — «Чайка», Новая сцена Александринского театра, режиссер Елена Павлова.
Сказка о любви, которой не было, — вдумчиво-лирическая саундрама, драматический чеховский плейлист.
- 24 декабря — «Невидимая книга», Невидимый театр, режиссер Семен Серзин.
Сказка о советском свободно-несвободном прошлом — квартирник по записным книжкам Сергея Довлатова
- 26 декабря — «Деревня канатоходцев», Театральная лаборатория Яны Туминой на площадке «Скороход», режиссер Яна Тумина.
Сказка о любви и смерти поэтическим языком предмета и куклы.
- 30, 31 декабря — «Утиная охота», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Антон Федоров.
Сказка-фантасмагория о постапокалиптической реальности и экзистенциальном поражении под саундтрек Radiohead.
Перед Новым годом хочется зимней сказки. Но актуальный театр предлагает немного иное…







комментарии