Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли октября 2024. Выбор редакции


    Знаете, что такое ПФД? Память физических действий, актерский термин. Октябрь — месяц, когда все мы привыкли ходить в Балдом. Нет Някрошюса, нет Туминаса, нет Коршуноваса, нет Нюганена, Люпы, нет даже Жолдака. Но ритуал остается… Не решусь рекомендовать спектакли из ЮАР и Китая, но сама пойду на Федорова и Прикотенко, а также не забывайте про два выдающихся спектакля Праудина, идущие в Балдоме и в другие месяцы…

  1. 1 октября — «Палата № 6», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.
  2. 4, 5 октября — «Мадам Бовари», Театральное агентство «Арт-партнер ХХI» в рамках фестиваля «Балтийский дом», режиссер Антон Федоров.
  3. 8 октября — «Мертвые души», Театр «Красный факел» в рамках фестиваля «Балтийский дом», режиссер Андрей Прикотенко.
  4. 18, 30 октября — «Саша, привет!», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

  1. 12 октября — «Сцены из супружеской жизни», Театр-фестиваль «Балтийский дом», Экспериментальная сцена под руководством А. Праудина, режиссер Анатолий Праудин.

    К своему 25-летию Экспериментальная сцена показывает в октябре девять спектаклей. Смотреть стоит все! «Сцены из супружеской жизни» — горький и ироничный спектакль, сделанный по-праудински: точный разбор материала, лаконичная форма, актерское совершенство.

  2. 16, 17 октября — «Бег. Восемь снов», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Яна Тумина.

    Готовится премьера, которую очень хочется увидеть. Сны булгаковских героев могут сниться и сегодняшним нам.

  3. 20 октября — «Чехов. Хочется жить!», Театр им. Ленсовета, режиссер Анджей Бубень.

    Режиссер радикально обошелся с хорошо знакомыми текстами: они звучат как отчаянные и горестные мольбы о несбыточном, как полные разочарования констатации неудавшихся судеб. Юмор на грани гротеска, смех — почти плач. Актерский ансамбль восхитителен.

  4. 24 октября — «Пиаф. Любовь не по нотам», Такой театр, режиссер Александр Баргман.

    Моноспектакль Олеси Казанцевой. Прекрасно поющая на французском языке актриса смело, легко и свободно существует на сцене, без всякого жеманства примеряя на себя образ великой Эдит Пиаф.

  5. 26 октября — «Бом-бом-бом», театр «Мастерская», режиссер Полина Сидихина.

    Актриса Полина Сидихина сочинила спектакль для детей 3-5 лет по книге Антона Ломаева и сама играет в нем все роли. Рассказывая историю пингвиненка, вылупившегося из яйца в цирковом закулисье, Сидихина приглашает детей в чудесный мир театральной игры, откровенно условной и одновременно завораживающей.


  1. 1 октября — «Превращение», театр «Мастерская», режиссер Роман Габриа.

    Важная премьера для театра «Мастерская» и востребованный во все времена материал. Кафка редко когда утрачивает актуальность.

  2. 5, 6 октября — «Жертвоприношение», Театр на Васильевском, режиссер Галина Зальцман.

    Очередной киносценарий на театральной сцене. Очередная премьера Галины Зальцман по киносценарию и в Театре на Васильевском.

  3. 5 октября — «Каменный гость / Пир во время чумы», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссеры Арсений Мещеряков / Арсений Бехтерев.

    Знаковая премьера для БДТ — свои силы в осмыслении «Маленьких трагедий» пробует молодое поколение постановщиков и учеников Андрея Могучего.

  4. 16, 17 октября — «Бег. Восемь снов», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Яна Тумина.

    Одна из самых ожидаемых премьер осени: Булгаков, МДТ и Тумина.

  5. 26, 31 октября — «Екатерина и Вольтер», Александринский театр, режиссер Никита Кобелев.

    Первая премьера Никиты Кобелева в статусе худрука Александринки.


  1. 1 октября — «Превращение», театр «Мастерская», режиссер Роман Габриа.

    Дело даже не в актуальности, которую произведениям Кафки легко приписать в любое время. Дело в самом исследовании матрицы человека с его уникальной оптикой видеть химер сознания. И вот этот художественный эксперимент крайне любопытен.

  2. 4, 5 октября — «Жертвоприношение», Театр на Васильевском, режиссер Галина Зальцман.

    Галина Зальцман активно осваивает на театре мировой кинорепертуар. В ее активе уже есть спектакли по фильмам Ларса фон Триера, Аки Каурисмяки, Раду Михайляну, Фэн Сяоган. Теперь дошла очередь до «Жертвоприношения» Тарковского с его самоубийственным ощущением тупика.

  3. 4, 25 октября — «Никто не приехал», театр «Суббота», режиссер Тимур Кулов.

    Умный, неброский и глубокий спектакль о том, что наше представление о мире часто не соответствует самому этому миру. Вопрос только в том, в какую сторону здесь бежать от себя?

  4. 5, 6 октября — «Камера обскура», театр «Драм. площадка», режиссер Сергей Бызгу.

    Сергей Бызгу взялся за слишком кинематографичное произведение Набокова, которое сам автор называл своим худшим романом. Тем интереснее результат, учитывая, что между театром и кино отношения уже давно налажены.

  5. 25 октября — «Козлиная песнь», Камерный театр Малыщицкого, режиссер Роман Муромцев.

    Один из лучших спектаклей прошлого сезона о непрекращающемся течении времени, которое одно — лучший критик проживаемой жизни.


    Театр для детей и подростков

  1. 4 — 14 октября — Большой детский фестиваль (БДФ).

    Пожалуй, ключевое событие октября в театре для детей и подростков. Часть фестиваля впервые проходит в Петербурге, местом проведения станет Театральный проект 27, который под руководством Натальи Сергиевской открыл в начале сезона свою площадку. Мультижанровость, поиск новых тем и нового языка — именно «новыми формами» прежде всего цепляет программа фестиваля. Среди самых интересных проектов можно назвать моноспектакль Егора Паншина «Стивен Хокинг. Мир в ореховой скорлупе» Кировского театра кукол; спектакль известного московского театра «Домик Фанни Белл» «Снится ли марсоходу море», в основе сюжета которого лежит реальная история марсохода Opportunity. И нельзя не отметить спектакль Сургутского музыкально-драматического театра — «Сахарный ребенок» режиссера Ивана Миневцева по нашумевшей повести Ольги Громовой о девочке, попавшей в жернова сталинских репрессий.

  2. 13 октября — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Театр им. Ленсовета, режиссер Мария Романова.

    На редкость удачная, красивая и волшебная интерпретация пушкинского сюжета. Мария Романова — один из тех режиссеров, которым удается сохранять волшебный дух сказок, будь то русский народный сказ, скандинавская повесть или пушкинский стих.

  3. 13 октября — «Маленький принц», театр «Карамболь», режиссер Антон Оконешников.

    Один из самых перспективных молодых режиссеров после яркой и остроумной интерпретации «Руслана и Людмилы» в Александринском театре берется за ревизию очередного классического текста, над которым он работал вместе с талантливым драматургом Анастасией Букреевой. Чего точно не стоит ждать от этого удивительного творческого союза, так это морализаторства и скуки.

  4. 26 октября — «Русалочка», театр Karlsson Haus, режиссер Наталья Слащева.

    Эта «Русалочка» не о волшебном подводном царстве, не для маленьких девочек, влюбленных в диснеевскую Русалочку. Это — история для подростков о любви и смерти, разговор с ними на языке музыки и рваных гитарных ритмов.

  5. 27 октября — «Ванька Жуков и Монтигомо Ястребиный Коготь», театр «Зазеркалье», режиссеры Вероника Иващенко и Дарья Косенко-Вишневецкая.

    Новая опера Игоря Рогалева по рассказам Антона Чехова фактически отдана на откуп «детям» Александра Петрова — молодым артистам и студентам его режиссерской мастерской. Традиционно такие «студенческие» спектакли в театре «Зазеркалье» живут долго и особенно любимы детьми за дерзость, остроумие и молодую энергию вчерашних студентов. А тут еще опера по Чехову — очередной небанальный вызов театра «Зазеркалье».


  1. 7, 8 октября — «Буто на Новой. От Кана до Каннона», Новая сцена Александринского театра.

    Два вечера, посвященных буто — японскому современному танцу. 7 октября встреча с одним из патриархов буто: в Петербург приезжает Кацура Кан. 8 октября «Каннон данс» показывает первый в своем репертуаре спектакль буто: «Корпускул» им поставила Тая Савина, и это совершенно инопланетное зрелище.

  2. 10, 11, 12 октября — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, Михайловский театр, режиссер Начо Дуато, дирижер Александр Соловьев.

    Главный хореограф Михайловского театра решил переквалифицироваться в оперные режиссеры — и после недавней «Кармен» нас ждет «Евгений Онегин». Сто лет назад, в счастливые времена своих петербургских дебютов, Дуато в танцах шел по тому же пути — сначала вспоминал родную Испанию, затем начал фантазировать на русские темы. И некоторые его фантазии тогда получались вполне удачными.

  3. 13 октября — «Золото Рейна» Р. Вагнера, трансляция спектакля Берлинской государственной оперы в кинотеатре «Синема парк deluxe» в ТРК «Питер Радуга», режиссер Дмитрий Черняков, дирижер Кристиан Тилеманн.

    В середине воскресного дня точно стоит отправиться на проспект Космонавтов, чтобы посмотреть и послушать первую оперу из квадралогии «Кольцо нибелунга» в постановке Дмитрия Чернякова. Как и всегда у Чернякова, боги и герои обитают в современных квартирах, и режиссер прописывает тончайшие движения их душ. Состав первоклассный: в роли Вотана — Михаэль Фолле, Логе — Роландо Вильясон, Фрика — Клаудиа Манке, Доннер — Лаури Васар, Эрда — Анна Кишшудит, Фазольт — Мика Карес.

  4. 15, 16, 17 октября — «Луиза Миллер» Д. Верди, Большой театр на сцене Мариинского театра, режиссер Георгий Исаакян, дирижер Эдуард Топчян, сценограф Алексей Трегубов.

    Опера Верди, созданная на шиллеровский сюжет («Коварство и любовь»), нечасто появляется на наших сценах. Георгий Исаакян перенес действие в наши дни и (с помощью художника Алексея Трегубова) определил местом происходящих событий гигантский магазин типа IKEA. Поменялись подробности, но не социальные роли: старый солдат стал охранником, а богатенький мальчик — сыном владельца магазина. И любовь, и коварство на месте, и мелодии Верди по-прежнему восхитительны.

  5. 27 октября — «Ванька Жуков и Монтигомо Ястребиный Коготь» И. Рогалева, театр «Зазеркалье», режиссеры Вероника Ищенко и Дарья Косенко-Вишневецкая, дирижер Аркадий Штейнлухт.

    Сюжет новенькой оперы Игоря Рогалева, чей «Финист Ясный Сокол» уже тридцать лет радует петербургскую публику, основан на двух рассказах Чехова: в первом действии поет Ванька Жуков, а во втором — герои рассказа «Мальчики». Режиссеры — студентки курса Александра Петрова в РГИСИ (мэтр — художественный руководитель постановки), на сцене также работает молодежь.


    Осень — пора проб и экспериментов.

  1. 1, 3 октября — лаборатория «Вперед в прошлое / Назад в будущее» в Городском театре.

    Городской театр открывает новую площадку на Галерной и начинает этот этап своей жизни с лаборатории, в рамках которой возникнут эскизы по совсем неожиданным, но очень нужным сейчас материалам — среди предстоящих показов и спектакль-бродилка о суде над Бродским, и письма гулаговских заключенных, и новая драма об августовском путче, и графический роман о жизни в нацистской Германии, и литературная классика — Булгаков, Бунин, Ерофеев, Брэдбери… В общем, must see.

  2. 7, 8 октября — лаборатория китайской драматургии в рамках фестиваля «Балтийский дом».

    Китайская драматургия нынче в тренде. Правда, почему-то театры не берут в расчет разнообразие современных пьес, предпочитая драматургию времен Китайской республики. Тем не менее, молодые и интересные питерские режиссеры Роман Муромцев, Вацлав Дембовский, Екатерина Шихова и Анастасия Нечаева попробуют подобрать ключи к восточной шкатулке.

  3. 10, 11 октября — БДФ Лаборатория в рамках Большого детского фестиваля на базе Театрального проекта 27.

    Буквально только что у Театрального проекта 27 наконец появилась своя постоянная площадка, и вот они уже устраивают лабораторию подростковых спектаклей. Лаборатории Большого детского фестиваля — проект добрый и важный, помогающий развивать театр для детей во многих городах.

  4. 11 октября — читка пьесы «Это лето» на Площадке «Скороход».

    В свой день рождения режиссер Театра Ненормативной Пластики Роман Каганович решил устроить читку пьесы о своей жизни. Сам придумал, сам читает (и еще кто-то подтянется), сам написал — в соавторстве с драматургом Юлией Тупикиной. Что это — забавное баловство или яркая акция-высказывание, узнаем лишь на самом показе, который больше никогда не повторится.

  5. 15 октября — «Медный всадник», Малый театр кукол, режиссер Александр Фонарёв.

    Неожиданное сотрудничество — МТК и ученик Льва Эренбурга Александр Фонарёв. Мистицизм Фонарёву, видимо, близок — в НДТ он поставил бэд-трип по «Морфию», грядущая же премьера в МТК обещает быть мистически-меланхоличной, с петербургским роком и гармошкой.


    В октябре начинается второй сезон «Петербургского театрального подкаста». На вопросы, мучившие нас весь первый сезон (как и зачем делать театр сейчас, в эпоху цензуры?), мы получили уже множество ответов. Теперь на передний план вышли вопросы персонифицированные — о сегодняшнем предмете размышлений и о том, как себя не потерять. Вспоминаем героев первого сезона и рекомендуем спектакли, так или иначе упоминаемые в подкасте.

  1. 10, 12 октября — «Друг мой», Невидимый театр, режиссер Семен Серзин.

    Автор пьесы Константин Стешик стал героем шестого выпуска «ПТП», а исполнитель заглавной (и единственной) роли Олег Рязанцев — одиннадцатого. С Константином выявили его драматургическую формулу, обсудили различие российского и белорусского менталитетов и поразмышляли о феномене постсоветскости. У Олега узнали о репетициях и экспедициях с Львом Додиным, поспрашивали о таких понятиях, как счастье, свобода, авторское российское кино. Обсудили репетиции спектакля «Друг мой», работу с режиссером и соседом Семеном Серзиным.

  2. 11 октября — «Еще один поход хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского и его верного оруженосца Санчо Панса, а также их старых и новых знакомых в ожидании конца известных времен, или Просто Дон Кихот», театр «Суббота», режиссер Кирилл Люкевич.

    Гуманистический спектакль Кирилла Люкевича, героя пятого выпуска «ПТП», клевая метамодернистская история о ненасилии и добре. В двенадцатом выпуске общались с исполнителем роли хитроумного идальго Александром Лушиным — о «случайном» попадании в театр, о прикольности, дурацкости, молодости. Спрашивали и у Кирилла, и у Александра Борисовича об отличиях зумерства от бумерства — получили совершенно разные ответы!

  3. 16 октября — «Воскресение», Театр им. Ленсовета, режиссер Айдар Заббаров.

    В шестнадцатом выпуске много говорили с Ильей Делем, исполнителем роли Нехлюдова, о «гражданском» в противовес «художественному», о единении с залом в ключевой момент спектакля, о показе 16 февраля 2024 года, о подходе к роли Нехлюдова, о работе с разными режиссерами и много о чем еще.

  4. 17 октября — «Дети солнца», Александринский театр, режиссер Николай Рощин.

    Герой тринадцатого выпуска — Иван Волков, исполнитель роли Павла Протасова и автор музыкальной партитуры (а также автор джингла для «ПТП»!). С Иваном говорили в том числе о «Детях солнца» и его трактовке финальной сцены, о творческом тандеме с Николаем Рощиным с институтских времен, об ароматерапии и подходе к роли через запахи.

  5. 30 октября — «Обыкновенная история», Театр им. Ленсовета, режиссер Роман Кочержевский.

    С Романом Кочержевским разговаривали в восьмом выпуске — о музыке, сочетании композиторской, режиссерской и актерской деятельности, о репетициях с Юрием Бутусовым. С исполнителем роли Александра Адуева Федором Федотовым говорили в последнем, семнадцатом выпуске — о различиях драматического и спортивного конфликтов, о методе Л. В. Грачевой, о работе со «старшими» коллегами. И Роману, и Федору задавали вопрос, тревожащий нас по сей день: «Горе еще впереди?»


  1. 4 октября — «Жизнь и приключения сарая номер XII», «худ мастерская иногда театр „Воркута“» на площадке «Скороход», режиссер Роман Муромцев.

    В десятом эпизоде Подкаста много говорили с режиссером Романом Муромцевым о преображении, поэзии окружающего мира, эстетике декораций с помоек. Авторская интонация Муромцева точно раскрывается в «Жизни и приключениях…» по лирической повести Пелевина: здесь режиссер сочетает добрую сентиментальность и постироничный треш, возвышая неприглядный сарай из старых досок до архетипа.

  2. 7 октября — «Ключ от 505-й», Театральный проект 27, режиссер Дмитрий Мульков.

    На момент записи второго выпуска «ПТП» этот спектакль режиссер Дмитрий Мульков только репетировал: в подкасте немного говорим об этом, но большую часть времени рассуждаем о феномене музыки вообще, о композиторской и режиссерской работе в частности. А взрывная панк-рок музыка группы «Школа № 12» и есть сердце «Ключа от 505-й».

  3. 11 октября — «Наташина мечта», Независимый проект от театра «Мастерская» на сцене Театра Поколений, режиссер Роман Габриа.

    Премьера Романа Габриа по популярной пьесе драматурга Ярославы Пулинович — в выпуске номер семь говорили с Ярославой о судьбах сильных женщин в драме и в жизни, о писательской работе, об Урале.

  4. 19 октября — «Вадик поет свою музыку», Социально-Художественный театр, режиссер Татьяна Ра.

    Добрый спектакль по поэтической пьесе драматурга Полины Коротыч — в пятнадцатом выпуске подкаста немного болтали конкретно об этом тексте, больше — о любимых городских местах, о желании искренности, об ощущении бессмысленности и, конечно, о драматургической работе.

  5. 26 октября — «Ноу Шоу», театр «Организмы» на «Площадке 51», авторы и исполнители Владимир Антипов и Александр Бянкин.

    Хип-хоп хит театра «Организмы» о простом российском обывателе, мятущемся между Автово и волшебным царством. С одним из создателей этого (не)шоу, режиссером и актером Владимиром Антиповым, разговаривали в девятом выпуске — о многочисленных забавных случаях в театральной карьере, об архитектуре окраин, о голубях.