Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ТРИ ОЧЕНЬ СТРАШНЫХ МОНОЛОГА СЕГОДНЯШНИХ НАТАШ

Пьесу «Наташина мечта» екатеринбургского драматурга, ученицы Николая Коляды Ярославы Пулинович ставили многократно от Москвы до самых до окраин. Это три девичьих монолога, можно сказать, провинциальных анекдота с неподдельно пугающим концом, три невыносимо уродливые истории первой любви. И это первые работы в качестве профессионалов молодых актрис, выпускниц курса Вениамина Фильштинского. В спектакле Дмитрия Егорова нет декораций. На сцене — единственный стул, на который по очереди усаживаются рассказчицы. И все же читкой это никак не назовешь, тут — подробнейший режиссерский разбор, внятные задачи и посыл: девушки не только уверенно, как хорошие танцоры, держат форму своего главного образа, но и с помощью одних только интонаций и оценок, графично, но весьма убедительно рисуют мир вокруг.

Алена Митюшкина, играющая детдомовку, которая мечтает, чтобы кто-то сказал ей: «Наташа, ты реально самая клевая девочка на свете, выходи за меня замуж», — умудряется с первых слов наделить героиню такой подкупающей непосредственностью и внутренней чистотой, что, сколько ни вглядывайся, убийцу в ней не разглядишь. Понятно, что она так и не повзрослела по сравнению с четырехлетней девочкой, которая однажды получила письмо от матери из тюрьмы и была уверена, что там написано: «Наташа, я люблю тебя», — хотя читать и не умела. У актрисы вышла практически история Маугли из социальных джунглей, существа, которое стесняется человеческих проявлений и в конце концов выбирает звериный путь борьбы за счастье. И дело не в том, что «воспитки» в детдоме отнеслись к ней с особой жестокостью, а в том, что ничего осо¬бого как раз и не было: обыкновенное хамство и безответственность, за которые к суду никто не привлечет. А вот девочке как раз придется отвечать — за всех, поскольку монолог ее звучит, как выясняется на последних репликах, в зале суда.

История второй Наташи — как и сама героиня Марии Синяевой, как раз, наоборот, имеет чрезвычайно благообразный внешний вид. Тем она страшнее, потому что за этой девочкой мама-психолог, которая учит не только тому, что прямая спина — залог красоты: в маминой теории успеха нет места состраданию, вся она состоит из формул ухода от проблем — ловких, выверенных, беспроигрышных формул, когда можно уничтожать соперников без каких-либо рефлексий. И дочь со старанием и бездумьем отличницы усваивает мамины уроки, более того, преподносит их залу, словно героиня ток-шоу «Формула успеха». И искренне ждет аплодисментов зала.

Третья часть спектакля, текст Наташи-третьей (Карина Медведева), поклонницы Димы Билана, — это с максимальным отстранением прочитанное письмо из журнала «Наташа», до того висящее на гвоздике на стене. Это подмена мечты, сны, украденные масскультурой, это тотальная несвобода мыслей, суррогат переживаний — обвинение молодой команды спектакля обществу, потребляющему детей. Спектакль вышел сильнее, несентиментальней пьесы Пулинович — это на редкость взрослое высказывание очень молодых людей.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.