27 февраля состоялась одна из самых ожидаемых премьер этого года — спектакль «Братья Карамазовы» в театре «Мастерская». Режиссер постановки — Григорий Козлов. Сегодня едва ли не каждый театр имеет в своем репертуаре спектакли по произведениям Достоевского. «Братья Карамазовы» уже поставлены на сцене «Приюта Комедианта» под названием «Братья» режиссер Евгения Сафронова и в МХТ — постановка Константина Богомолова «Карамазовы».
Популярность произведений Достоевского для театральной сцены объяснить довольно легко. Внутренние противоречия его героев притягивают внимание режиссеров к творчеству писателя, а если прибавить к этому захватывающий детективный сюжет, то получится отличный повод для театральных размышлений. Роман «Братья Карамазовы» — последнее и одно из самых драматичных произведений Достоевского. Но типажи его персонажей не новы. Легко провести параллель между Грушенькой и Настасьей Филиповной и Алешенькой и князем Мышкиным…
Григорий Козлов в своей постановке строго придерживается оригинального текста. На сцене, перед глазами зрителей, роман постепенно оживает, но становится при этом понятнее и даже приобретает некоторую изящность. Режиссеру удивительно удается передать смену настроения каждого из героев романа. Вдруг, в одну секунду, мирная беседа может превратиться в ссору. Из первого акта очень запоминается сцена, где Катерина Ивановна встречается с Грушенькой: после продолжительного обмена любезностями происходит внезапная перепалка, невольным свидетелем которой становится Алексей.
Роль Алексея Карамазова исполнил Федор Климов. Алеша в постановке наполняется жизнью, в нем, помимо главной характерной черты — кроткой святости, появляется живость, любознательность. Этот персонаж задействован практически в каждой сцене спектакля, что создает огромное напряжение для актера. Но главной удачей можно считать то, что режиссеру удалось показать становление личности героя. На глазах у зрителя из простодушного инока Алеша превращается в члена семьи Карамазовых, полного сомнений. Это отдаляет его от некого идеального образа, но дает возможность лучше узнать его и понять.
Федор Павлович Карамазов в исполнении Георгия Воронина получился комедийным персонажем, что, впрочем, не противоречит тексту романа. Отдельно стоит отметить роль Грушеньки (Есения Раевская), которая на сцене всегда как будто бы на грани трагедии и истерики, вот-вот рискующей перетечь в безумие, однако при этом ей удается держаться достойно, с благородством. Дмитрий Карамазов (Антон Момот) играет неровно, но некоторые сцены вызывают бурю эмоций. Встреча Дмитрия и Алеши и сцена в Мокром это то, что невозможно забыть. Настоящая непередаваемая русская одержимость.
У спектакля оригинальные и динамичные декорации, позволяющие мгновенно менять сцену до неузнаваемости, в центре которой — камень, имеющий в романе и постановке символическое значение. Приятно удивляют и костюмы, преимущественно в красно-черной гамме, а также интересные световые решения. Что же касается музыки — ее в этой постановке не много, это, преимущественно, «Русский вальс» Шостаковича, который сопровождает весь спектакль…
В целом, «Братья Карамазовы» — это сильная, серьезная и необыкновенно проработанная постановка, результат длительного совместного труда режиссера и труппы, созданная вдумчиво и со вкусом, в едином стиле. Она не оставляет того гнетущего впечатления, которое может оставить роман, а напротив, помогает лучше понять и осмыслить произведение классика.
Спектакль длится пять часов, но пролетают они незаметно. Это, к слову, далеко не предел, если вспомнить, например, спектакль «Тихий Дон», продолжающийся восемь часов. Не стоит думать, однако, что постановка окажется такой же занимательной и динамичной, как «Тихий Дон». В ней меньше музыки и больше диалогов, она намного серьезнее и требует от зрителя больших усилий, но это настоящая, живая классика, которую нужно посмотреть, понять и, конечно, полюбить.
Комментарии (0)