Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Некоторое время назад со спектакля «Идиот. Возвращение» началась официальная история петербургского театра «Мастерская Григория Козлова». За эти несколько лет театр стал одним из самых популярных в городе, несмотря на удаленность от исторического центра. Удаленность эту стоит рассматривать разве что в топографическом плане. Что же касается театрального процесса и контекста, то спектакли Мастерской явно находятся в их эпицентре.

Причем именно в этом театре можно найти постановки, способные примирить «консерваторов» и «либералов» от искусства. Найти спектакли с «идеей», не декламированной пафосно и всуе, но воплощаемой весьма профессиональными средствами. Найти ностальгический «театр-дом», где каждый на своем месте и занят делом, а потому не до кухонных свар. Там можно найти великую литературу, сценически прочитанную не только с верностью букве, но словно бы заново — нынешним, молодым и дерзким глазом. Причем режиссерский глаз весьма опытного Григория Козлова горит столь же ярко и озорно, как и у его вчерашних выпускников.

«Братья Карамазовы» — изначально дипломный спектакль, с которым на большую сцену вышел еще один курс Козлова в СПбГАТИ. Впрочем, этих артистов уже можно было видеть в «Тихом Доне». Теперь же им довелось погрузиться в не менее сложную и трагическую полифонию романа Достоевского. И спектакль действительно звучит как своеобразное музыкальное произведение, где режиссер кажется еще и композитором, и аранжировщиком сценических мелодий. А музыка реальная — Бах, Шостакович, Шнитке, произведения Григория Углова и Андрея Дидика — словно аккомпанируют этой актерской оратории с ее солистами и хором.

Здесь главными, конечно же, являются два компонента — великий текст и молодые актеры. Но мудрый Григорий Козлов не предлагает стройного хрестоматийного прочтения классического романа со всеми его темами, сюжетами и линиями. Нарочно убирает, кажется, самое известное, не раз становившееся поводом для отдельных спектаклей и сольных актерских работ: Легенду о Великом инквизиторе, разговор Ивана с чертом, купирует историю Снегиревых. Сценическое воплощение романа целиком, наверное, неподъемно в принципе. У Козлова же, скорее, есть вхождение в него, соотнесение прежнего, полуторавековой давности человека и мира с нашим нынешним бытием. «Братья Карамазовы» будто бы читаются «с листа», а реакция молодых исполнителей может быть разной. Применить ли на себя, «влезть в шкуру действующего лица»? Или отнестись с возможным недоумением, комично, а то и фарсово дистанцироваться? Принять этот сочиненный мир Достоевского или отвергнуть? Но все это не мотивы ли самого романа, с авторскими метаниями? Это уж потом Достоевского поставили на пьедестал, но ведь успел автор и живым побыть.

Поскольку все актеры этого спектакля молоды, то, понятное дело, громче всего звучит тема любовных страстей. Ох, эти страсти — они рвутся вместе с черными занавесками по краям сцены! И пусть озадаченный режиссер объясняет в антракте, что, мол, ткани дешевы, потому и случился курьез. Может быть, ткани и дешевы, но страсти богаты, и эта «незадача» вдруг прекрасно вписывается в эстетику спектакля. Для недавних детей, еще. Успевших узнать, что такое любовь, страсти эти — непосильная ноша, и кто ж знает, что с ними делать и как себя вести. А они ведь и вправду юны: вспомните, как Иван говорит о своем будущем 30-летии, как о почти заповедной дате. Вот и приходится «играть», порой по правилам «чувствительных романов» или жгучих театральных мелодрам той поры. Но одновременно искренне и всерьез, минуя теорию — сразу в практику, пробуя, ошибаясь, расшибая лбы и разбивая сердца. И постепенно, прямо на наших глазах взрослея, мудрея, набираясь любовного и человеческого опыта.

А режиссер не забывает о том, что страсти здесь не салонно-петербургские, а темные, скотопригоньевские, карамазовские. Те, кто бывал в Старой Руссе, где были написаны «Карамазовы», быть может, разглядит в нехитрых декорациях Михаила Бархина и булыжную набережную Перерытицы, темную пустоту садов. Или вспомнит ахматовское:

А в Старой Руссе пышные канавы
И в садиках подгнившие беседки.
И стекла окон так черны, как прорубь,
И мнится, там такое приключилось,
Что лучше не заглядывать, уйдем.

Но подсевая это «карамазовское» как данность, Козлов совсем не стремится к прокурорскому тону. Для братьев эта «карамазовщина» мучительна, как наследственная болезнь, от которой нет лекарств. Но посмотрите, как по-своему обаятелен Федор Павлович в виртуозном исполнении Георгия Воронина. Не мелок, не жалок, не мерзок — просто у него всего «через край»: и жизнелюбия, и чревоугодия, и тяги к иезуитски-философским забавам. А уж когда в смертный час является ему в грезах недоступная Грушенька — Есения Раевская, вся в белом, как последнее видение перед вечной тьмой, тут уж не только хрестоматийного «Карамазова» видишь, но и просто человека. Не зря же режиссер дает именно Георгию Воронину и еще одну роль — Поляка, того самого офицера, который соблазнил Грушеньку, бросил, вернулся, да ее и не обрел вновь. Словно бы в другой жизни снова разминулись.

Девицы здесь, что Грушенька — Раевская, что Катерина Ивановна — Софья Карабулина, страстные и прекрасные, подчас похожи на булгаковских ведьмочек. Особенно в сцене целования ручек — это русалочий хохоток, эти инфернальные повадки. Но если Карабулина со своей героиней подчас держит дистанцию, то Раевская «присваивает» Грушеньку без остатка — с ее платьями и плясками, криками и шепотом, сумасбродством и страданием. Поди не полюби такую!

Братья же в этом спектакле солируют по очереди, то выходя на первый план, то исчезая на время в сценической тени, как и у Достоевского, неся каждый свою тему. Дмитрий — Антон Момот, «горячее сердце»: то пистолет у виска, то руки в крови, то на колени упадет, то в крик сорвется. Иван — Кирилл Кузнецов, «воспаленный разум» русского мальчика, бесконечные поиски абсолютной истины, задолго до финиша доводящие до безумия. Алеша — Федор Климов, «чистая душа» и иконописный лик, проходящий через множество искушений и призванный смирять, успокаивать дошедших каждый до своего края братьев. Да и не только их, но и бунтующую Лизу — Наталью Шулину, ее экзальтированную мамашу Хохлакову — Ольгу Афанасьеву, отца, Грушеньку…

Впрочем, не только мелодраматический и детективный сюжеты сильны в спектакле Григория Козлова. Он не совсем уходит от тем философских, интеллектуальных, мучительных проявлений русского христианства. Просто духовные и любовные мотивы здесь тесно переплетены, вписаны в действие, они в синтезе своем меняют поведение героев, дают возможность прозреть, стать мудрее и тише. Ведь практически каждый персонаж здесь проходит этот путь взросления, подчиняясь режиссерской амплитуде спектакля. Чем ближе финал — спектакля или отдельной человеческой жизни — тем спокойнее становятся интонации, тише голоса, не так порывисты жесты. Возьмите хоть Смердякова — Андрея Горбатого: и тот, нацепив очки и халат Федора Павловича, спокойно и отчетливо говорит с Иваном, словно прощаясь. А ведь и в самом деле прощается. И Митя — Момот совсем другой в последней сцене перед отправкой на каторгу: с этим грустным пониманием всей авантюрности планов побега, с уже возникшей «русской тоской», хотя Америка, куда бежать собрались, всего лишь фантом.

А в самом конце спектакля Алеша — Климов выводит всех персонажей к авансцене и произносит часть своего монолога на могиле Илюшечки. О том, что надо помнить тех, кто ушел, простить оставшихся, попытаться понять их и себя, жить дальше, по возможности достойно и по совести. Это почти проповедь, но светлая и искренняя, лишенная и тени душного нравоучительства. Ведь и он — не пророк, и все они — не смиренные прихожане, но участники только что пронесшихся перед нашими глазами событий. А ведь уже и не только они, но и сами актеры, а вот уже и зрители включаются в общий круг. Это посыл ощутимо соединяет жизнь и сцену, Достоевского и нас с вами.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.