В честь открытия Малой сцены БДТ на Каменном острове в Петербурге сыграли «Трактирщицу» Карло Гольдони. Зрители, придя в театр, смогли убедиться, что классицистский памятник деревянного зодчества отлакирован, вымыт и подновлен с большим умением: редкий случай, когда реставраторы смогли придать шик помещению, но при этом сохранить его дух. Спектакль Андрея Прикотенко пришелся впору новым старинным подмосткам.
«Трактирщица» БДТ простирается на несколько театральных эпох — история о хозяйке гостиницы разыгрывается в стиле высокой комедии, Чехова и Брехта, но при этом не впадает в сиротливую ностальгию об ушедшем. Прикотенко выхватывает из каждого времени первоосновные отличительные признаки, выстраивая на их основе собственный харизматичный «театр в театре».
Фирменный почерк режиссера — чеканная, молниеносная, расписанная по секундам партитура, требующая от артиста исключительной точности. Здесь задействовано все: мимика, жесты, интонации, реакция, ансамбль. Нередко из-за недостаточной актерской выучки спектакли режиссера пробуксовывали, но в этот раз обошлось: состав получился образцовым.
На главную роль Мирандолины БДТ пригласил Ксению Раппопорт, актрису Малого драматического. Вместе с Игорем Ботвиным, играющим кавалера Рипафратта, они создают дуэт темпераментных любовников-психопатов. Щегольство влюбленных имеет соревновательный характер и в пьесе Гольдони, но у Прикотенко гротеск доведен до такого накала, что действие превращается в ожесточенный матч премьер-лиги. Оторваться невозможно.
Сюжет несложен. Граф Альбафьорита (Василий Реутов) и маркиз Форлипополи (Михаил Морозов), влюбленные в красотку Мирандолину, экзальтированно рассуждают о том, почему она не отдала предпочтение ни одному из них. Циничная манипуляторша, привыкшая к чрезмерному мужскому вниманию, приходит в ужас, когда женоненавистник кавалер Рипафратта откровенно хамит ей, и решает проучить наглеца. Персонажи путешествуют сквозь эпохи, меняя лишь реквизит, костюмы и манеру — интрига остается неизменной. Режиссер внимателен к деталям театрального путешествия: если во время «придворной» части актеры бурно жестикулировали, выстраиваясь по линии рампы, то «чеховский» акт (обед кавалера) происходит за обычным столом с белой скатертью. Здесь все строго по заветам: «Люди только обедают, носят пиджаки, а в это время решаются их судьбы».
Поначалу искушенные театралы могут подумать, будто перед ними среднестатистическая подделка «под старину»: дурацкие цветастые костюмы, расписанные ширмы и экстатическая дерганая игра навыкате. Но дальнейшее действие многократно усложняет первое впечатление — это не столько цитирование театра XVIII века, сколько переигрывание современных сценических банальностей. Прикотенко беззлобно и легко вышучивает опыт своих предшественников — хоть трехлетней, хоть трехсотлетней давности.
Затем герои оказываются в нацистской Германии, далее в послевоенной Италии и, наконец, в киберпанковой лаборатории. Все разрешается в финальном акте, который переносит фабулу в современный театральный контекст. Первоначальная роскошь обратилась в тотальный аскетизм — на сцене только Ксения Раппопорт и два гаджета: телефон и ноутбук.
Экскурс в театральное прошлое стремительно пролетел, остановившись на безрадостной новой драме. Это, увы, наше время. Но главное, конечно, что вечная история Мирандолины и Рипафратта не закончится никогда.
Комментарии (0)