Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ СУПЕРМАРКЕТ, или МУЗЕЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Продюсерский центр «Открытая сцена», который занимается экспериментальными проектами на петербургской сцене, учредил фестиваль «Точка доступа». Специально для этого события пять коллективов готовили спектакли в нетеатральных пространствах — в библиотеке, на заводе, на плавучей пристани, в гипермаркете и на территории целого района.

«Открытой сцене» удалось выпустить только четыре премьеры — пятую пришлось отложить на неопределенный срок. В прошедший уикенд программу открыли две «бродилки» — «Кентерберийские рассказы» в строительном магазине «Максидом» и «В сторону белого КАМАЗа» в Удельном парке и прилегающих к нему дворах. Экскурсию по потребительскому раю придумали Александр Артемов и Дмитрий Юшков, создатели независимого питерского театра «ТРУ». Над «Белым КАМАЗом» работала большая группа режиссеров и художников: Всеволод Лисовский известен своими концептуальными спектаклями для Театра.doc, а Вера Попова, Алексей Лобанов и Александра Ловянникова — это команда, поставившая в прошлом сезоне высокотехнологичную «Камеру обскуру» в Александринском театре.

«Белый КАМАЗ» действует по принципу дополненной реальности: в одном месте нужно прослушать несколько треков в наушниках, в другом — посмотреть видео на планшете. Кроме цифровых технологий, авторы проекта пользуются аналоговыми средствами: в начале спектакля всем раздают путеводители, а на пути постоянно встречаются таблички и стенды. Зрителям не нужно держаться группой — их отпускают в свободное плавание. Вместо обычного в театре коллективного восприятия здесь — индивидуальное. Поэтому, когда вы смотрите «КАМАЗ», это больше похоже на посещение выставки или чтение книги.

Санкт-Петербург — туристический город, но Удельная к его парадной части не относится. Правда, и здесь при желании можно найти «настоящие» достопримечательности, например, блошиный рынок. Но создатели спектакля не стали заниматься краеведением и решили сделать туристическими объектами места, с которыми связаны воспоминания обычных жителей района. Авторы проекта превращают микрорайон в тотальный музей повседневности. Скамейка в парке — это декорация чьей-то частной жизни, как Зимний дворец — декорация российской истории, но здесь скамейка получает то же внимание, что и дворец.

Документальный материал подается в литературной обработке — как антология мифов и легенд: заурядное вырастает до масштабов эпического. Наполовину вымышленная вселенная «Белого КАМАЗа» имеет корни в древней Скандинавии и древней Греции: дерево в Удельном парке — это ясень Иггдрасиль, поддерживающий мироздание, а заброшенная железная дорога якобы была построена, чтобы павших на Троянской войне доставлять в Аид.

Главный герой этого спектакля-путешествия — разумеется, Одиссей. Как и прочие персонажи (пудель Тихон, Женщина-кошка, дракон Буся, Валькирия и мальчик-провидец Рашид), местный Одиссей имеет реальный прототип среди обитателей Уделки, хотя зрителям об этом прямо не рассказывают. Что касается белого КАМАЗа — загадочной сущности, которую здесь будто бы часто видят, но стараются избегать — это то, во что превратился отсеченный детородный орган бога Урана. Кстати, бывший кинотеатр, где маршрут начинается и заканчивается, так и называется — «Уран».

Театр «ТРУ» в своих «Кентерберийских рассказах» тоже сопоставляет современную реальность с классическими сюжетами — здесь они взяты из одноименной поэмы Джеффри Чосера — но цель несколько другая: средневековая (жутковатая) система ценностей противопоставлена ценностям потребительским (тоже довольно диким).

Зрители приезжают в строительный гипермаркет «Максидом» на окраине города, надевают наушники и гуляют по магазину в сопровождении актера-проводника. Трек, который им предстоит слушать — это лекция в популярном сегодня жанре «я научу вас быть успешным». Главный показатель успешного человека — его «идеальный дом», а привлечь «энергию успеха» может лишь тот, кто верно выберет товары для дома и расположит их в правильном порядке. Все эти истины преподносятся как религиозное учение: потребление — это вера, не лучше и не хуже той, что двигала людьми Средневековья.

Как и «Белый КАМАЗ», эта работа находится в весьма интересных отношениях с такой основополагающей для современного театра категорией, как «невымышленное», или, если угодно, «документальное». Проводник-артист изредка прерывает лекцию про успех, чтобы поведать историю якобы из своей жизни. Разумеется, зрители слышат не одно и то же, поэтому автор статьи может описывать только собственный опыт: фантастические рассказы его проводника — Евгения Сиротина — были не исповедью, а очень убедительной актерской игрой. Видимо, документальная традиция так прочно укоренилась в сознании сегодняшнего зрителя, что в ее адрес уже возможна ирония.

Впрочем, основным «документом», а точнее — рейди-мейдом в обоих спектаклях становится пространство: микрорайон в «Белом КАМАЗе» и магазин в «Кентерберийских рассказах». Эти локации служат не просто сценой — подобное в нашем театре уже не редкость — а материалом, сюжетом, ради осмысления которого все и затевалось.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.