Продюсерский центр «Открытая сцена», который занимается экспериментальными проектами на петербургской сцене, учредил фестиваль «Точка доступа». Специально для этого события пять коллективов готовили спектакли в нетеатральных пространствах — в библиотеке, на заводе, на плавучей пристани, в гипермаркете и на территории целого района.
«Открытой сцене» удалось выпустить только четыре премьеры — пятую пришлось отложить на неопределенный срок. В прошедший уикенд программу открыли две «бродилки» — «Кентерберийские рассказы» в строительном магазине «Максидом» и «В сторону белого КАМАЗа» в Удельном парке и прилегающих к нему дворах. Экскурсию по потребительскому раю придумали Александр Артемов и Дмитрий Юшков, создатели независимого питерского театра «ТРУ». Над «Белым КАМАЗом» работала большая группа режиссеров и художников: Всеволод Лисовский известен своими концептуальными спектаклями для Театра.doc, а Вера Попова, Алексей Лобанов и Александра Ловянникова — это команда, поставившая в прошлом сезоне высокотехнологичную «Камеру обскуру» в Александринском театре.
«Белый КАМАЗ» действует по принципу дополненной реальности: в одном месте нужно прослушать несколько треков в наушниках, в другом — посмотреть видео на планшете. Кроме цифровых технологий, авторы проекта пользуются аналоговыми средствами: в начале спектакля всем раздают путеводители, а на пути постоянно встречаются таблички и стенды. Зрителям не нужно держаться группой — их отпускают в свободное плавание. Вместо обычного в театре коллективного восприятия здесь — индивидуальное. Поэтому, когда вы смотрите «КАМАЗ», это больше похоже на посещение выставки или чтение книги.
Санкт-Петербург — туристический город, но Удельная к его парадной части не относится. Правда, и здесь при желании можно найти «настоящие» достопримечательности, например, блошиный рынок. Но создатели спектакля не стали заниматься краеведением и решили сделать туристическими объектами места, с которыми связаны воспоминания обычных жителей района. Авторы проекта превращают микрорайон в тотальный музей повседневности. Скамейка в парке — это декорация чьей-то частной жизни, как Зимний дворец — декорация российской истории, но здесь скамейка получает то же внимание, что и дворец.
Документальный материал подается в литературной обработке — как антология мифов и легенд: заурядное вырастает до масштабов эпического. Наполовину вымышленная вселенная «Белого КАМАЗа» имеет корни в древней Скандинавии и древней Греции: дерево в Удельном парке — это ясень Иггдрасиль, поддерживающий мироздание, а заброшенная железная дорога якобы была построена, чтобы павших на Троянской войне доставлять в Аид.
Главный герой этого спектакля-путешествия — разумеется, Одиссей. Как и прочие персонажи (пудель Тихон, Женщина-кошка, дракон Буся, Валькирия и мальчик-провидец Рашид), местный Одиссей имеет реальный прототип среди обитателей Уделки, хотя зрителям об этом прямо не рассказывают. Что касается белого КАМАЗа — загадочной сущности, которую здесь будто бы часто видят, но стараются избегать — это то, во что превратился отсеченный детородный орган бога Урана. Кстати, бывший кинотеатр, где маршрут начинается и заканчивается, так и называется — «Уран».
Театр «ТРУ» в своих «Кентерберийских рассказах» тоже сопоставляет современную реальность с классическими сюжетами — здесь они взяты из одноименной поэмы Джеффри Чосера — но цель несколько другая: средневековая (жутковатая) система ценностей противопоставлена ценностям потребительским (тоже довольно диким).
Зрители приезжают в строительный гипермаркет «Максидом» на окраине города, надевают наушники и гуляют по магазину в сопровождении актера-проводника. Трек, который им предстоит слушать — это лекция в популярном сегодня жанре «я научу вас быть успешным». Главный показатель успешного человека — его «идеальный дом», а привлечь «энергию успеха» может лишь тот, кто верно выберет товары для дома и расположит их в правильном порядке. Все эти истины преподносятся как религиозное учение: потребление — это вера, не лучше и не хуже той, что двигала людьми Средневековья.
Как и «Белый КАМАЗ», эта работа находится в весьма интересных отношениях с такой основополагающей для современного театра категорией, как «невымышленное», или, если угодно, «документальное». Проводник-артист изредка прерывает лекцию про успех, чтобы поведать историю якобы из своей жизни. Разумеется, зрители слышат не одно и то же, поэтому автор статьи может описывать только собственный опыт: фантастические рассказы его проводника — Евгения Сиротина — были не исповедью, а очень убедительной актерской игрой. Видимо, документальная традиция так прочно укоренилась в сознании сегодняшнего зрителя, что в ее адрес уже возможна ирония.
Впрочем, основным «документом», а точнее — рейди-мейдом в обоих спектаклях становится пространство: микрорайон в «Белом КАМАЗе» и магазин в «Кентерберийских рассказах». Эти локации служат не просто сценой — подобное в нашем театре уже не редкость — а материалом, сюжетом, ради осмысления которого все и затевалось.
Комментарии (0)