Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ИСПАНСКИЙ ТРИПТИХ

Начало Года Испании в России ознаменовалось не только грандиозными выставками в Эрмитаже и Мраморном дворце, но и еще одним примечательным событием. Балетная труппа Михайловского театра показала премьеру трех одноактных балетов, поставленных знаменитым испанским хореографом Начо Дуато, вступившим в должность художественного руководителя труппы в январе нынешнего года.

Начо Дуато — из категории трудоголиков. Того же — ежедневного труда с полной отдачей сил — требует он и от новой для него труппы, которая, по его признанию, представляет собою великолепный материал. Не прошло и двух с половиной месяцев, как хореограф подготовил премьеру — своеобразный триптих, каждая часть которого отличается по мысли, настроению и пластическому решению.

Балет «Без слов» на музыку Франца Шуберта назван так потому, что ни инструментальная музыка композитора, ни пластика танца не требуют слов — каждый волен трактовать сюжет по-своему. Может быть, все это о любви и смерти, о бремени страстей, а может быть, о вечном поиске истины?

Символические персонажи, возвышенно обобщенные эпизоды, экспрессионистские зарисовки свободно располагаются в пространстве этого спектакля, подчиняясь прихотливой вязи эмоций постановщика. Кульминационными моментами становились лирические дуэты, которые поражали своей изобретательностью, переливами настроений, кантиленой хореографических фраз. Тонко передали замысел балетмейстера Ирина Перрен, Екатерина Борченко, Леонид Сарафанов.

Слово «дуэнде», которым назван второй балет на музыку Клода Дебюсси, многозначно: оно может означать «очарование», «магия», «шарм». Но есть у него и еще одно значение — «эльф», тот самый, кому присущи шалости и проделки, непослушание и детское простодушие. Музыка Дебюсси словно впитала все эти понятия. Здесь взаимоотношения Начо Дуато с музыкой напоминают творчество художника-импрессиониста. Балетмейстер почти импровизационно следует за потоком музыки. Двенадцать танцовщиков — это нимфы и эльфы, словно купающиеся в лунных бликах, будоражащие тихую гладь воды, легко взлетающие в воздух. Текучая кантилена музыки, непрерывно сменяющие друг друга дуэты, трио, соло, ансамбли создают мотив вечного движения, утверждающего красоту и силу жизни.

На создание третьего балета Nunc Dimittis (в переводе с латыни — «Ныне отпускаешь…») балетмейстера вдохновил хоровой опус Арво Пярта, написанный на евангельский сюжет. В интервью Начо Дуато подчеркнул, что сочинил этот балет для замечательной балерины театра Екатерины Борченко, чья индивидуальность и красивые линии классической танцовщицы идеально подходили к задуманному им образу героини балета. Это абстрактный балет: в нем нет конкретных персонажей — Девы Марии, Иисуса Христа и Симеона Богоприимца, увидевшего в храме младенца Христа и с облегчением промолвившего: «Ныне отпускаешь…». И все же балет наполнен религиозными ассоциациями. Два луча света, скрещиваясь под колосниками, создают впечатление уходящего ввысь церковного купола. Торжественно звучит хор Михайловского театра, доносится печальный звук колокола.

Танец Екатерины Борченко — пластическая молитва, пронизанная трагизмом и скорбью. Движения героини величественны, полны магии и тревожных предчувствий.

Три балета Начо Дуато стали нелегким испытанием для танцовщиков Михайловского театра, воспитанных в традициях Петипа и Вагановой. Это испытание они выдержали с честью, доказав, что школа русского балета способна освоить самые разнообразные стили и направления мировой хореографии.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.