Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ГДЕ ЖЕ ТЫ, ЕГО СУЛИКО?

Многоголосье грузинского песнопения, едва отличимый, легкий привкус акцента, особая красота пейзажей близ города Гори… Александринский театр так напитался дореволюционным воздухом Грузии и наполнился красотой тифлисских улочек, что кажется: история складывается здесь и сейчас. И неизбежной становится даже невозможная в реальности очная ставка молодого семинариста Иосифа Джугашвили и «вождя народов» Сталина, режиссерски задуманная как фантасмагорическая сцена из уроков всеобщего трагичного прошлого.

На авансцену выйдет воспитанник Горийского духовного училища Сосо, весьма старательный в учебе, судя по отметкам в его свидетельстве: Ветхий Завет — «пять», Новый Завет — «пять», Православный катехизис — «пять»… И пришедшая навестить его мать будет заботливо потчевать своего мальчика и мечтать вслух, чтобы сын выучился и стал епископом, и люди приходили бы к нему за благословением… А не обступали абрисами тел погубленных им друзей и эхом голосов умерших — «Всех, кого ты потерял, ты же и убил»… «Меня ты сослал в лагерь. Но я умер быстро, по дороге в Сибирь». «А меня уважили автокатастрофой, и я умер героем — скорбь стояла на всю страну». «Тебе не жаль нас, Сосо?..»

Валерий Фокин поставил спектакль о превращении молодого Сосо, Иосифа Джугашвили, в Сталина. Осуществил на сцене не только историческое, сколько и психологическое исследование: что за эволюцию испытал этот юноша, который позже будет управлять страной? Как отвечал для себя на раскольниковский вопрос «тварь ли я дрожащая, или право имею», но без всяких сомнений в том, что он сверхчеловек. Когда в юности он пришел к мысли, что имеет право быть наместником Бога. А потом стал разрушать храмы…

В театре интересовал механизм перехода: как из человека возникает тиран? Было ли это заложено генетически? Произошло ли случайно? «Захотелось вглядеться в корни жестокости. Понять, как погибал Джугашвили и как в нем рядом вырастал Сталин. И идея справедливости вдруг обернулась невероятным фашизмом и тиранией, выродилась в представление, что он имеет право решать. Он же прямо поставил себя на место Бога. Такая тема была у Достоевского, неслучайно Сталин его очень любил и читал с карандашом… Человек в какой-то момент абсолютно сознательно все поставил на дело якобы самой высокой справедливости — революции. Меня зацепило, как он ради этого переступает черту и сначала убивает якобы врагов, потом убивает друзей, а потом убивает уже всех. Вот что страшно», — размышлял Фокин.

Мысли вслух, страхи наяву, метаморфозы сознания, подполья души и даже закоулки совершенно бессознательного — все тайное в человеке не раз в спектаклях Фокина становилось явным. В «Рождении Сталина» это вышло на главный план. И составило канву неизвестным документам, взятым за основу (факт: при подготовке спектакля велась работа в двух архивах Тбилиси — историческом и партийном). И сплелось с фрагментами из «Бесов» Достоевского и черновиков из «Батума» — булгаковской запрещенной пьесы о Сталине.

Это не документальная история, как подчеркивают в Александринке. Это все-таки театр по неизвестным страницам биографии. Есть перескоки в датах. Много написано на основе фактов, но не из последнего периода правления Сталина, а первого преступления Джугашвили, из ранее малоизученной жизни до первых ссылок, до Батума.

Приглашенный в Александринский театр на роль Сосо Джугашвили актер Владимир Кошевой в характере молодого Сталина еще ходит быстро и не изъясняется той медленной речью, гипнотизирующей людей и дающей возможность пронаблюдать, как развивается ситуация. Он уже держит все свое окружение в напряжении и умеет подчинять своей воле других, но не выпадает из общего ритма. Он еще не палач и не лишен признаков обаяния. Его герой успех у женщин имеет невероятный и умеет извлекать из своего мужского магнетизма дивиденды для общего дела. Уже владеет любой, даже самой трагической и безнадежной ситуацией, и двумя точными фразами обращать друзей юности (рядом с ним — Камо, Ольга, Давид, Сандро, Ираклий) сначала в свою веру революции, а потом делать из них абсолютных фанатиков, ради идеи готовых отдать жизни — и свои, и чужие… «Они считают власть — это мед, — думает Сосо, наблюдая за остальными со стороны. — Но власть — это невозможность полюбить». Чем не оправдание первых признаков своей жестокости?

Сценография Николая Рощина завораживает переходами от реального до сверхсознательного. Под финал спектакля Валерий Фокин приготовит чистую фантасмагорию: генералиссимус Сталин (в гриме и образе — ведущий актер театра Петр Семак) является видением к себе, молодому: «Я пришел научить тебя управлять миром». И дает мастер-класс своему подобию, как надо жить, как беспощаднее действовать, как решить для себя, что не предают только мертвые, и как не жалеть друзей, которых ему еще предстоит убить.

Дойти до первопричины явления, объяснить истинную природу характера, — суть режиссерского почерка Валерия Фокина. В спектакле «Ваш Гоголь», пережившем реинкарнацию и перенесенном из-под квадриги Аполлона на крыше исторического здания Александринки в «анатомический театр» Новой сцены, режиссер «знакомил» молодого и умирающего Гоголей. В «Рождении Сталина» Фокин устраивает встречу 26-летнему революционеру, в котором только зарождаются черты будущего тирана, и жесточайшему диктатору, наблюдающему за собой молодым.

Это производит сильное впечатление. И выводит «Рождение Сталина» в разряд тех спектаклей, которые влияют на умы и перепахивают сознание. Режиссерский перфекционизм Валерия Фокина, уникальность замысла, подкрепленная серьезной исследовательской работой, и талант скрестить на сцене грандиозную идею с душой (женские образы актрисами Анной Блиновой и Еленой Немзер созданы великолепно) дают свои плоды. Для всех и каждого постановка может стать не просто художественным слепком прошлого, а редкой серьезной возможностью выяснить свои личные отношения с историей. Задав, прежде всего себе, вопрос: где же ты его — или моя, Сулико? Ведь «сулико» по-грузински — в том числе и душа…

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.