Театр «Балтийский дом» всегда умел удивлять. То Эймунтаса Някрошюса Петербургу откроет, то эпатажного Андрея Жолдака привезет на фестиваль, то брутальным немцем Люком Персевалем припугнет театральный город… Однако немало у театра и так называемых совместных проектов. В рамках одного из них в феврале состоится премьера спектакля «Чайка» в постановке литовского режиссера Йонаса Вайткуса.
В этом театре у Вайткуса (наряду с литовцами Някрошюсом и Туминасом) уже идут два спектакля. Это «Дрозд черный» и «Мастер и Маргарита». Многие постановки Вайткуса были привезены на разные фестивали из Литвы. И вот третий эксперимент на сцене петербургского «Балтдома».
Казалось бы, ну что еще можно сказать, основываясь на классическом чеховском тексте? Что можно «вытащить» из этой миллион раз поставленной «Чайки»? В Петербурге уже не первый год поговаривают об «усталости классики» и порой даже звучат шутливые предложения наложить мораторий на хрестоматийные сюжеты — позволить им отдохнуть. Однако Йонаса Вайткуса эти разговоры не смущают. Наверное, потому, что при постановке классики ему всегда удается заострить внимание на «ускользающих» темах, что в режиссуре — высший пилотаж.
В годы своей юности Вайткус был известен как один из самых главных литовских бунтарей, ренегатов, выступавших против властей. Он активно развивал так называемый социальный театр. Те годы, конечно, давно прошли. И современный Вайткус уже не борется с ветряными мельницами. Но ирония на грани с сарказмом в нем жива. Он не самый добрый режиссер. В нем мало сентиментальности, а на реальность он смотрит трезво. И потому не стоит ждать от его «Чайки» слезливой истории о поломанной жизни артистки и несостоявшегося драматурга. В этом смысле Вайткус, как Чехов, по-докторски объективен: у каждой судьбы есть своя внутренняя логика. Ничего не случается просто так. В сочетании русской театральной школы, в которой обучался этот режиссер, и его литовской ментальности, самобытности, рождаются удивительные результаты. И даже набившая оскомину «Чайка» может стать чем-то большим, чем история о семи пудах любви.
Главные роли сыграют в спектакле поистине мастодонты литовского театра — знаменитые актеры советского кино — Регимантас Адомайтис и Юозас Будрайтис. Первый сыграет доктора Дорна, а второй — Сорина. Роль беллетриста Тригорина, любовника Аркадиной, будут в очередь исполнять актеры Леонид Алимов, ученик Льва Додина, актер «Балтийского дома», и литовец Владас Багдонас. Юного Костю Треплева играют также по очереди молодые актеры Антон Багров и Виталий Григорьев. А Нину — студентка Академии театрального искусства Санкт-Петербурга Дарья Михайлова. Роль надменной примы Аркадиной отдана Вайткусом харизматичнейшей актрисе этой сцены Наталье Индейкиной.
Комментарии (0)