Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

PRO-сцениум. № 9/10. Май 2011
СМИ:

ДОЛГАЯ ДОРОГА ИЗ ЕГУПЦА В МОСКВУ

В апреле в Москве состоялось вручение национальной театральной Премии «Золотая Маска». Петербургский «Такой Театр» заявил о себе в четырёх номинациях, представив спектакль «Главное забыл», поставленный приглашённым из Израиля режиссёром Михаэлем Теплицким. Но премию получили более именитые…

Камерный, тонкой работы диалог в письмах затягивает в своё пространство мелочами, деталями, взглядами и жестами. Минимум декораций: лестница, стол, стул, пишущая машинка, на которой Менахем — главный герой повести, по которой сделана инсценировка — отстукивает свои послания жене. Да ещё чёрные стены и полотно, на котором попеременно возникают изображения: рыба, колесо, два ангела трубящих — «театр теней», театр символов.

Менахем и Шейне-Шендл, в исполнении Александра Баргмана и Ирины Полянской — это филигранно точно найденные образы, не упрощённые штампами и шаржированием. Нет нарочитого еврейского акцента, привычного в подобных постановках, жестов, знакомых по фильмам и пародиям, нет песен и танцев. Существует только их нежный, лиричный диалог, который становится то необыкновенно смешным, то грустным. Шейне — маленькая, энергичная, трезво мыслящая и вечно ворчащая еврейская жена, старается вернуть мужа домой.

В её письмах, наполненных каждодневными домашними заботами и просьбами пуститься в обратный путь, вдруг, неожиданно, прорываются нежность и женская слабость. Менахем в ответ пишет трогательные письма-рассказы о крупных финансовых операциях, восторженно — счастливые в начале каждой новой авантюры и полные отчаяния после очередного краха. Он готов вернуться, но уезжает все дальше от родного дома. Катится его «колесо», которое не в силах остановить ни Шейне, ни сам Менахем.

Баргман играет наивного и доверчивого ребёнка, импульсивного и искреннего. В нем больше от «грустного клоуна» Чаплина, чем от еврейского дельца — и «чаплинский» котелок, и юмор, рождающий светлую улыбку сквозь слёзы.

Актёры создают на сцене целый мир, заселённый жителями Касриловки, Егупца, случайными попутчиками Менахема, соседями и детьми Шейне—Шендл. Ирина Полянская «пишет» блудному мужу про беспокойного сына — мальчишка весь в отца, и, кажется, видишь и мальчика, и доктора, его излечившего, и соседку — так выразительна актриса в жестах и интонациях.

И каждое послание Менахема и Шейны превращается в маленький монолог, подчеркивающий щемящее одиночество героев, их неспособность услышать друг друга. Путь Менахема в погоне за мечтой был бесконечно долгим…

Путь спектакля за «Золотой Маской» был гораздо короче. Но… ГЛАВНОЕ забыла! Каким бы ни был результат этого пути, Менахема по-прежнему ждёт терпеливая и любящая Шейне-Шендл, а сам спектакль — зрители!

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.