Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ПАМЯТИ ЮЛИЯ ДВОРКИНА

    4 августа не стало режиссера и педагога Юлия Борисовича Дворкина

    Я потерял еще одного любимого друга. Очень много в последнее время потерь... И мир потерял талантливого режиссера, талантливого педагога, прекрасного принципиального, бескомпромиссного, истинно порядочного человека. Это, может, дежурные слова, но не сейчас. Порядочность Юлина была почти легендарна, я бы сказал — активна, воинственна и агрессивна, она была у него в крови. Он бесился, когда видел несправедливость — по отношению к себе или другим; или когда чувствовал вранье. И никогда не давал спуску.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • КАЛЛЕ, ЦИФФЕЛЬ И ФИНБАН

    «Разговоры беженцев». Б. Брехт.
    Художественный руководитель постановки Константин Учитель, режиссер Владимир Кузнецов.
    В рамках летнего фестиваля искусств «Точка доступа».

    Действие спектакля «Разговоры беженцев» по пьесе Бертольта Брехта разворачивается на Финляндском вокзале. Ход, придуманный художественным руководителем постановки Константином Учителем и режиссером-дебютантом Владимиром Кузнецовым, кажется сколь экстравагантным, столь и абсолютно логичным. «В ресторане на вокзале города Хельсинки сидели двое и, время от времени опасливо оглядываясь, рассуждали о политике» — так у Брехта. «Рассуждали» — ключевое слово. При всей своей афористичности текст Брехта — вязкий, длинный, не самый простой для интерпретации. Недаром он чаще звучал по радио, чем со сцены, а в нашей стране и вовсе не имел театральной истории.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 10

    В архиве появился № 10. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • ПАМЯТИ ЮРИЯ ЯДРОВСКОГО

    29 июля не стало режиссера Юрия Ядровского. Сегодня, 3 августа, с ним простились в театре «Балтийский дом», где режиссер выпустил одну из последних своих работ — «Зойкину квартиру». Ядровский не был известен, как говорят обычно, «широкому зрителю» Москвы и Петербурга. Но именно поэтому о нем хочется рассказать подробно. Словами его друга драматурга Константина Федорова. И словами самого Ядровского — в интервью, данном Александре Янович.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • «ТОЛЬКО ПЕСНЮ О ЛЮБВИ ПОЕТ ПОГОНЩИК...»

    Сегодня исполнилось 90 лет Зиновию Яковлевичу Корогодскому

    К 90-летию Мастера хорошо бы взять крупную форму, изготовить солидный портрет в академических тонах.

    Не стану. Вернее, не смогу. С одной стороны — тонка кишка, с другой — нет и не может быть отстраненного взгляда у меня, интегрированной в ТЮЗ времен Корогодского, не обиженной им ни разу, считающей работу у него самым своим счастливым жизненным кусищем.

    Посему — штрихи. С полуслова они понятны и напомнят Зиновия Яковлевича (смею думать, как живого!)) всем без исключения моим театральным ровесникам-коллегам и зрителям-фанатам тех времен.

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ, КУЛАКИ И ЛЮБОВНИКИ

    Международный фестиваль современного танца Open look в восемнадцатый раз прошел в Санкт-Петербурге

    По приглашению феста, организованного Домом танца «Каннон Данс», в Петербург снова приехали нетривиальные европейские труппы. В этом году здесь были и саркастические бельгийцы (компания Opinion Public со спектаклем Bob’ART), и брутальные норвежцы Kari Hoaas Productions, исполнившие «На пределе момента», и увлекшиеся физикой элементарных частиц швейцарцы Cie Gilles Jobin, станцевавшие «Квантум». Участие иноземных компаний важно, оно помогает правильно вписывать искусство соотечественников во всемирную систему координат и обходиться как без заклинаний «мы круче всех, потому что духовнее», так и без самоуничижения в духе «в Европе все танцуют лучше, чем у нас». Но та часть фестиваля, что собрала спектакли российских трупп — платформа Russian look, — в этом году поразила особенным разнообразием и была особенно интересна.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЧЕРНЫЙ ВЕЧЕР, БЕЛЫЙ СНЕГ

    Сезон на большинстве петербургских сцен закрыт. Но мы продолжаем рассказывать о премьерах...

    «Двенадцать». По поэме А. Блока.
    Новая сцена Александринского театра.
    Режиссер Антон Оконешников, художник Елена Жукова, видео Марии Варахалиной.

    Спектакль открывается прологом: три молодых героя, наши современники, рассказывают истории из собственной жизни и пытаются извлечь из них некие нравственные уроки или жизненные правила.

    Актер Витя (Виктор Шуралёв) однажды на спектакле так разгорячился, что сломал себе руку. Мораль: последите за собой, пожалуйста. Вдохновение дело важное, но иногда полезно и голову включать. Поверять, если угодно, гармонию алгеброй.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ВОСЕМЬ ПИРОМАНОВ

    Классический перформанс АХЕ «Пена дней» был показан в рамках программы XVIII Фестиваля современного танца Open Look

    «Пена дней». Вольное переложение избранных эпизодов романа Б. Виана.
    Инженерный театр АХЕ.

    Июль в Петербурге — не театральное время.

    Редкий поклонник Мельпомены доберется летом до закрытых помещений театров, чтобы, натужно обмахиваясь программкой, плечом к плечу разделить досуг с еще тысячей таких же, как он, изнуренных духотой и искусством, зрителей. Редкие работающие площадки заполнены «Лебедиными озерами» и жадными до балета, но нетребовательными иностранцами.

    Зато при благоприятных погодных условиях Петербург в июле — превосходная уличная площадка. В арку здания бывшей Кожевенной фабрики постройки 1893 года, вверх по выщербленным ступенькам лестницы, мимо человеко-кальмаров, вмурованных в дыры стен, и по перекрытиям крыши — ¬на просторную террасу, откуда открывается грандиозный вид на залив и перекинувшийся через него мост — пока недостроенный и потому словно бы перекушенный ровно посередине каким-то канувшим в морскую пучину Годзиллой. Вот вы и на месте.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СОЗДАВАЯ МАСТЕРА

    О вручении второй Ежегодной международной профессиональной цирковой премии «Мастер». Сочи, 1–5 июля 2016 года.

    Что-то движется в нашем цирковом мире — трудно, непостоянно, витиевато. Но в таком направлении, о котором давно мечталось. Мечталось, чтобы российский цирк перестал быть донором артистов для грандиозных зарубежных шоу, которые никто не видит в нашей стране, чтобы наш цирк перестал дичиться хорошей режиссуры, пришедшей из театра или с улицы, а на арены пришел хороший вкус профессионалов из смежных искусств. Мечталось, наконец, чтобы цирк снова начал ориентироваться на взрослого зрителя. События последнего времени на наших аренах свидетельствуют о том, что тягловым паровозом в этом непростом движении стремится стать компания «Росгосцирк». Помимо организационного созидательного труда — консолидации артистов, ремонта многочисленных зданий, проката программ — Росгосцирк озадачился уделом мечтателей и фантазеров. Раз за разом люди, стоящие у руля этой компании — генеральный директор Вадим Гаглоев и его заместитель Олег Чесноков, — «оживляют» и хорошо забытое, но оттого не менее прекрасное старое, и придумывают совершенно новое, незнакомое. Росгосцирк в своих программах не страшится так часто и несправедливо осуждаемого симбиоза цирковых артистов и театральных клоунов, открыт новым идеям цирковой режиссуры. В нем умеют видеть достоинства конкурентов, не делят цирк по географическим признакам, ценят высокопрофессиональных артистов и при этом не боятся нарушить неповоротливую цирковую традицию. На фоне этой общей отрадной тенденции в Росгосцирке два года назад придумали Ежегодную международную профессиональную премию «Мастер».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СТИХОТВОРНЫЕ ИТОГИ ПУБЛИКУЕМ НЫНЧЕ В БЛОГЕ...

    Всякие жанры хороши. Вот двум критикам, живущим в Петербурге и Москве, в минуту летнего досуга пришла охота подвести итоги прошедшего сезона в виршах. Публикуем переписку Марины Дмитревской и Наталии Каминской

    М. Дмитревская — Н. Каминской

    Коллега, все мы мало стоим,
    Как нам коллеги ж говорят)
    Уныло пишем, ходим строем,
    Хвалить беремся всех подряд.
    Застой. Безграмотность. Унынье.
    Давай же, друг, с тобой отныне
    Итожить в виршах наш сезон.
    Другой формат! Ведь есть резон?
    Итак, вступаем в переписку:
    Что было, есть, чего мы ждем...
    Стихотроведческим дождем
    Наполним маленькую миску?
    Чем был прошедший для тебя?
    Ну, так, не зло, вполне любя...

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • «В НАЧАЛЕ ИЮЛЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНО ЖАРКОЕ ВРЕМЯ...»

    2 июля в Петербурге в седьмой раз прошел День Достоевского

    Герои Федора Михайловича, как известно, не любили тепла и яркого света: гораздо больше по душе приходились им холод и полумрак. Однако в этот раз День Достоевского, охвативший три места действия — Владимирскую площадь, Невский проспект и часть Сенной, — пришелся на время до чрезвычайности жаркое, когда все тело перманентно увлажняется, покрываясь испариной, и одежда мерзковато липнет к телу. В воскресный полдень, под палящим солнцем толпы собравшихся ожидали обещанного карнавала. Публика медленно, но верно обступала памятник великому русскому писателю на Владимирской. Постепенно уплотняясь, массы образовали столь плотное кольцо, что появившимся творцам места находилось едва ли.

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • КЛОУН — ИНСТРУМЕНТ. ИНСТРУМЕНТ — КЛОУН

    «сНежная симфония».
    Авторы спектакля Слава Полунин и Гидон Кремер.
    Российская премьера в рамках вручения ежегодной международной цирковой премии «Мастер» под эгидой компании «Росгосцирк» в Сочи.

    Истинный, вечный клоун, субстанция, скрывающаяся под этим названием, где бы она ни была — в цирке, на площади или театральных подмостках, — не может обойтись без музыки. Уже на заре своего существования — в амфитеатре Филиппа Астлея или Олимпийском цирке Франкони — цирк выражался языком оригинальной музыки, специально писавшейся к каждой большой пантомиме. Взлет и формирование амплуа клоуна, случившееся после 60-х годов XIX века, были бы невозможны без экспериментов в области музыкальной эксцентрики, породивших очень интересную плеяду музыкальных комических артистов. Прошлое и настоящее знает многочисленные примеры, когда клоун брал в руки инструмент — любой, пусть даже и сымпровизированный, вроде пилы или надувного шарика, — и исполнял свою комическую партию в манеже. Нередко цирковые владели и владеют инструментами в таком совершенстве, что даже превосходят иных профессионалов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИИ В ПОДДЕРЖКУ ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ЖУРНАЛА

    Председателю Правительства Российской Федерации
    Медведеву Д.А.
    Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации
    Голодец О. Ю.
    Министру культуры Российской Федерации
    Мединскому В.Р.

    Уважаемые Дмитрий Анатольевич, Ольга Юрьевна, Владимир Ростиславович!

    Обращаемся к Вам в связи с тем, что крупнейшее в России профессиональное театральное издание «Петербургский театральный журнал» («ПТЖ») оказалось под угрозой закрытия из-за отказа в финансировании со стороны Министерства культуры.

    Читать дальше | Комментарии 37 комментариев
  • ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО АССОЦИАЦИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ В ПОДДЕРЖКУ ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ЖУРНАЛА

    Председателю Правительства Российской Федерации
    Медведеву Д.А.
    Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации
    Голодец О. Ю.
    Министру культуры Российской Федерации
    Мединскому В.Р.

    Уважаемые Дмитрий Анатольевич, Ольга Юрьевна, Владимир Ростиславович!

    Мы, как и многие наши коллеги из разных театров страны, крайне обеспокоены судьбой крупнейшего в России театрального издания «Петербургский театральный журнал», которому сейчас угрожает закрытие из-за внезапного и необъяснимого прекращения финансирования со стороны Министерства культуры РФ.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДОНЕЦК. МОЛЕНИЕ О ЧУДЕ

    «Донецк. 2-я площадка».
    Театр «ЦЕХЪ» и Экспериментальная сцена театра-фестиваля «Балтийский дом».
    Режиссер Анатолий Праудин, художник Игорь Каневский.

    Если вы не знаете, что такое «вторая площадка» (а откуда вам знать, если вы не из Донецка и никогда там не были?), просто наберите это словосочетание в поисковике. И выскочит, например, вот такое.

    С наступлением вечера сегодня, 2 июля, в Донецке вновь активизировались боевые действия. Об этом сообщают местные жители в социальных сетях. По их словам, взрывы и залпы слышны практически во всех районах. «20:00 #Донецк «2я площадка — Вольво-центр воюет не на шутку», — написал один из пользователей. «Азотный, зачастили», — пишут дончане. «#Первомайское — слышно Пески и тяжелое и стрелковое», — добавил другой комментатор.

    Читать дальше | Комментарии 9 комментариев
  • ТРЕТИЙ «МАРШРУТ СТАРУХИ»

    Этим летом перформанс «Маршрут Старухи» вошел в программу фестиваля «Точка доступа»

    Я смотрю и вижу, что старуха в фате следует за мной на мотоцикле под оглушительный рев мотора. Что в руках у нее мегафон, и старуха скалится и оглушительно в него хохочет. Что все это происходит на Литейном проспекте средь бела дня, и я шагаю куда-то, совершенно не зная, что может со мною случиться, а навстречу идут другие прохожие, тоже смотрят на густо накрашенную старуху на мотоцикле и стараются сделать вид, будто то, что им мерещится, — в порядке вещей.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОЗДРАВЛЯЕМ НИКОЛАЯ ПЕСОЧИНСКОГО!

    Сегодня проректору РГИСИ, известному театроведу Николаю Викторовичу Песочинскому 60, и он явно не рад и переживает.

    Одновременно, когда редакция стала выяснять, кто знает Колю дольше всех, выяснилось, что я. И я тоже не рада и тоже переживаю. Потому что я вдобавок на два курса старше...

    Но когда-то мы получили как соавторы одну на двоих премию конкурса «Молодость. Мастерство. Современность» за рецензию на спектакль «Снежная королева» театра Ленсовета, и это обязывает вот теперь поздравлять его на правах давнего коллеги и соавтора...

    Читать дальше | Комментарии 12 комментариев
  • ЛЕГЕНДА О МЕРТВОМ СОЛДАТЕ

    «Карл и Анна». Л. Франк.
    Русский драматический театр «Мастеровые» (Набережные Челны).
    Режиссер Денис Хуснияров, художник Елена Сорочайкина.

    Историки называют мировые войны по-разному — «великими», «отечественными», «первыми», «вторыми», «третьими»... В финской историографии, например, Вторая мировая носит имя Война-продолжение. «Продолжение», быть может, потому, что всемирная бойня, начавшаяся в 1914 году, просто сделала самую длинную в истории передышку, чтобы в 39-м продолжиться. Быть может, одна большая война XX века создала нового травмированного человека, создала нас. Мальчики ушли на войну, а вместо них вернулись «мертвые солдаты», воспитавшие следующее поколение солдат, которые уже неспособны разделить причины и следствия, отличить скорбь от гордости, а войну от мира.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕРАЗРЕШИМОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

    «Фантазии Фарятьева». А. Соколова.
    Псковский академический театр драмы им. А. С. Пушкина.
    Режиссер-постановщик и сценограф Олег Куликов.

    Осознанно или нет, Олег Куликов выпустил «Фантазии Фарятьева» в Псковской драме в «круглую» годовщину первой постановки пьесы Аллы Соколовой. Но, думается, Юрский, осуществивший эту постановку в 1976 году на сцене БДТ и сам сыгравший главную роль, рисковал куда меньше, чем любой из режиссеров, отваживающихся сегодня материализовать странную историю некрасивого дантиста Фарятьева. Во-первых, мода на подобные интеллигентские размышления о судьбах человечества прошла в социуме уже давно. Во-вторых, нынче зритель чаще идет в театр с мыслью «а ну-ка, удивите меня», чем с желанием облиться слезами над вымыслами сорокалетней давности. А в-третьих, сама пьеса Соколовой такова, что она, как и «Гамлет» (да простят меня шекспироведы за это сравнение), требует на главную роль актера, обладающего определенным обаянием. И соблюдение последнего правила запросто может снизить остроту первых двух пунктов: Куликов пригласил на главную роль петербургского актера Андрея Шимко.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕСТО ВСТРЕЧИ

    В Казани прошел IV Театрально-образовательный фестиваль-форум «Науруз»

    Казанский «Науруз» — всегда какая-то особенная история. Так, одним из направлений форума в 2014 году был «театр и ритуал». В 2015-м акцент был сделан на шекспировские постановки. Этим летом «местом встречи» стала театральная педагогика.Благодаря исключительно насыщенной педагогической программе «Науруз» не выглядел заложником бюджетных сокращений, катком прокатившихся по всем фестивалям этого года, одни из которых вовсе исчезли, другие сэкономили на именитых зарубежных гостях за счет «домашних радостей» и малоформатных спектаклей.

    Читать дальше | Комментарии (0)