
-
Переписка Марины Дмитревской и Максима Каменских о Лаборатории воронежской драматургии
Марина Дмитревская — Максиму Каменских
Максим, привет!
Вот уже несколько дней, как мы вернулись и закрутились с делами, а ведь пора отдавать долг чести и рассказать читателям и коллегам о двух насыщенных и, я бы сказала, радостных днях, которые мы провели в Воронеже на лаборатории так называемого «Драмкружка».
Суть дела в том, что четверо — Станислав Смольянинов, Екатерина Рыжкова, Анна Колтырина и Арик Киланянц, называющие себя «Драмкружок», — решили создать в Воронеже движение драматургов. Собрали людей, полгода работали, написали пьесы, много пьес, руководителем позвали Ярославу Пулинович, она приглашала к занятиям то Дмитрия Данилова, то Олжаса Жанайдарова...
-
«Сутра золотого света».
Театр-лаборатория Эрмитажа «Чудесный источник».
Мастерская Яны Туминой.Спектакль «Сутра золотого света» наполнен светом. Он буквально везде. В кукольном представлении о принце Шакьямуни. В словах-молитве о счастье всех людей. В трепетном отношении к культуре Востока.
«Сутра золотого света» — священный текст махаяны, одного из направлений буддизма. Считается, что пока слова сутры не перестанут звучать, в мире сохранится учение. В тексте рассказывается несколько легенд о Будде Шакьямуни, есть наставление царям и исповедь. В спектакле истории из сутры не разыгрываются. Священный текст становится скорее поводом, вдохновением для авторов постановки.
-
«Счастье мое». А. Червинский.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Андрей Сидельников, художник Дмитрий Разумов.Время такое — ревизия базовых гуманитарных ценностей. В том числе драматургических.
Где-то, говорят, поставили «Утиную охоту», в финале которой Зилов не стреляется, а возвращается к Галине для постройки крепко-скрепной семьи.
Сама видела «Варшавскую мелодию» с отчетливым намеком на завершение истории Гелены и Виктора близким хеппи-эндом.
-
«Камера обскура». В. Набоков.
Санкт-Петербургский государственный театр «Драм. площадка».
Постановка и инсценировка Сергея Бызгу, сценография Анвара Гумарова.«Камера обскура» Сергея Бызгу напоминает кабаре, цирк и бродвейское шоу одновременно. В каком-то смысле это спектакль-головоломка: сюжет выдает такие крутые виражи, что ответить на вопрос «что здесь происходит?» не так-то просто. Возможно, все дело в том, что Магда Петерс снимается в кино. Или попросту во всем виноват швейцар главного героя? Кстати, после этого спектакля вы точно запомните, как его зовут: Шиффермюллер.
-
«Восемь снов». По мотивам пьесы М. А. Булгакова «Бег».
Малый драматический театр — Театр Европы.
Постановка и сценография Яны Туминой.Посмотрев «Сны» накануне и вспоминая их утром следующего дня, над всем и за всем спектаклем я видел Екатерину Тарасову, играющую Серафиму. А открыв интернет, сразу наткнулся на ее фотографию, выложенную в связи с премьерой режиссером Яной Туминой. Тоненькая, в легком платье с большим вырезом, с детской вертушкой в руке и с нездешним взглядом, устремленным вдаль.
-
О Режиссерской лаборатории «Вперед в прошлое / Назад в будущее» в Городском театре
Городской театр, долгое время интеллигентно прятавшийся в саду Сен-Жермен, обрел вторую площадку на Галерной улице. Пространство освоили символично — жизнь Галерной началась с показа эскизов V Режиссерской лаборатории. В последний раз Городской театр проводил лабораторию в 2021 году. Получается, назад в новую жизнь? По крайней мере, театр предлагает такую возможность, обозначив тему «Вперед в прошлое / Назад в будущее». Об искажениях-отражениях времени и исторических рифмах рассуждали молодые режиссеры, а вместе с ними и молодежная редакция «ПТЖ».
-
В поименном регистре авторов «ПТЖ» написанное рукой Анны Федоровны значится только со ссылками на бумажные номера журнала. Для «ПТЖ» она автор особенный, уникальный, от которого ждешь и получаешь несуетное проникновение в ткань спектакля, суть проблемы. В образе ее мысли — ценнейший симбиоз традиции, энциклопедических знаний, филигранной точности оценок, концепций и анализа. Она словно видит серебристую паутину синапсов вселенского разума, связывающую наше периферическое настоящее с сердцевиной мировой культуры. Любая беседа с ней — интереснейший, вдохновляющий, заряжающий опыт для студентов и состоявшихся ученых. Анна Федоровна по-прежнему генерирует энергию, словно солнце, готовое освещать и просвещать всех, независимо от возраста и опыта. Главное, чтобы был интерес к знаниям, чтобы было желание ухватиться за традицию, которую с такой яркостью представляет она сама. «Петербургский театральный журнал» поздравляет Анну Федоровну Некрылову, своего ценнейшего автора и друга, с юбилеем и присоединяется к сердечным словам ее коллег по науке и театру.
-
«Гамлет».
Театр «Около».
Режиссеры Юрий Погребничко, Алексей Чернышев, Максим Солопов.Английский режиссер Гордон Крэг, которого в начале ХХ века позвали на свою голову Станиславский с Немировичем-Данченко ставить «Гамлета» в МХТ, говорил, что в пьесе все персонажи являются призраками. Что все, кроме датского принца, есть лишь плод его больного воображения. Впрочем, говорил ли он это на самом деле, мы не знаем, а вот в блестящем фельетоне «Гамлет», написанном Власом Дорошевичем и посвященном обстоятельствам этой постановки, — да.
-
О лаборатории «Маяковка + Бутусовцы» в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского
В Театре Маяковского прошла масштабная лаборатория: созданием эскизов занялась вся режиссерская группа мастерской Юрия Бутусова. Восемь режиссеров, треть труппы Маяковки и широко сформулированная тема для работы — русский рассказ ХХ века. Авторы выбрали неочевидные тексты, собрали творческие команды и за пару репетиций явили миру ряд заявок на будущие спектакли.
-
«Шпаликов. Долгая счастливая жизнь». Л. Бессмертная.
Театр на Литейном.
Режиссер Дмитрий Егоров, художник Елена Левина.Не ошибусь, если скажу, что в последние годы среди молодежи и среднего поколения прочно вошел в моду культ двух поэтов, живших одинаково свободно и рискованно и погибших так же — трагически и навзрыд. Геннадий Шпаликов и Борис Рыжий. Внезапно стало очень много книг, спектаклей, фильмов об этих двух поэтах, где в основе не столько произведения, но чаще — биография. «Пошел гулять лирический герой...», и, как следствие, жизнь поэта с ее сюжетными извивами, взлетами и падениями, любовями и одиночеством в тиши становится для публики интереснее, чем его творчество. Как горько написал Олег Дозморов в юбилей своего друга Бориса Рыжего: «Ты изданный, но непрочитанный поэт, известный, но неузнанный». Пожалуй, примерно то же можно сказать и о Геннадии Шпаликове. Мы все знаем наизусть строчки его дневников и писем, но чем ближе он нам как человек, тем бледнее и второстепеннее становятся его сценарии и стихи для публики.
-
Фестиваль «Стены» в Большом театре кукол
В Большом театре кукол вот уже второй год подряд разбираются с Данте. В прошлом году фестиваль «Фундамент», первый проект Центра развития режиссуры, обращался к «Аду», а молодые режиссеры следовали по нему под чутким кураторством Руслана Кудашова и Яны Туминой. В этом концепция поменялась: молодые режиссеры, выпускники курса Руслана Кудашова, отправились в самостоятельное путешествие по «Чистилищу». На этот раз они не делили эскизы по песням, а представили свой взгляд на второй кантик поэмы целиком.
Всего получилось семь работ, шедших целую неделю (каждый эскиз показывали два раза). Такое плотное включение в мир одного автора, одного произведения и, более того, учеников одного мастера погружает в неизбежное осмысление того, а как мы вообще сегодня можем понимать чистилище? Что это за место? Какова сегодня природа греха и раскаяния?
-
Идея молодежно-студенческих номеров родилась еще в первые годы «ПТЖ» и была в штыки принята тогда молодой редакцией, им казалось — конкуренция...
Идея молодежно-студенческого номера воплотилась в
2008-м, в № 52, когда усталая и не юная редакция захотела избежать стагнации. Организованная для игры раз в год (последнее время раз в два года) «площадка молодняка» до сих пор вызывает споры в среде коллег: «ПТЖ» и так регулярно печатает студентов, нужна ли специальная резервация?.. Но после молодежных номеров театры начинают учить имена новых критиков, звать их к себе, так что польза есть.Так или иначе, перед вами новый молодежный номер, над темой и воплощением которого едва ли не год трудились головы и руки студентов, которыми, в свою очередь, руководили молреды — сами еще позавчера студенты.
-
p>
Беседу ведет Татьяна Зиндер
Сегодня вышел новый номер «Петербургского театрального журнала». Традиционно-молодежно-студенческий, он посвящен проблеме травмы и исцеления — естественно в искусстве театра. В преддверии вашего знакомства с номером, читатели и коллеги, предлагаем вам интервью на эти же темы с актрисой Ксенией Плюсниной. Вы знаете ее по ролям в ТЮЗе и СХТ, в независимых проектах, в том числе связанных с социальным театром.
-
«Titizé. A Venetian Dream».
Компания Финци Паска и Объединение театров Венеции.
Режиссер Даниэле Финци Паска, художник Уго Гарджуло, композитор Мария Бонцаниго.Миф о городе вечной красоты поселяется рано или поздно там, где хоть однажды прозвучит слово «Венеция». Преломленный и даже изуродованный, он часто совсем не то, что сам город. И пока город отдается только тем, кто рассматривает его на едва брезжащем рассвете обещающего промозглость дня, ловит его ускользающую суть вместе с Бродским или Висконти на пустых набережных и площадях, миф о Венеции продолжает свою обособленную жизнь вблизи оживленных туристических троп.
-
«Жертвоприношение». А. Тарковский.
Драматический театр на Васильевском.
Режиссер Галина Зальцман, художник-постановщик Семен Пастух.Девальвация жертвы
Если не все помнят: в «Жертвоприношении» Тарковского (1986) объявлено о начале мировой ядерной войны.
В «Жертвоприношении» происходит то, чего все боялись, сбываются страхи, в которых всегда жил главный герой — бывший актер, а ныне журналист и писатель Александр. В ночь катастрофы он просит Бога вернуть все назад, к тому, как было вчера, — и Бог слышит его. Но пообещав принести в жертву все — дом, сына, семью (неважно, происходит эта молитва во сне Александра или наяву — тут никто точно не скажет), — проснувшись на рассвете в мирной жизни, он сжигает свой прекрасный дом, о котором мечтал и которым обладал. Обещал жертву — принеси. Чтобы Бог вдруг не отменил возвращенный мир и кошмар не навис снова. Жертва должна быть настоящей, даже если атомная война только приснилась, потому что не дай Бог, чтобы в реальности...
-
«Полярная болезнь». М. Малухина.
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
Режиссер Андрей Сидельников, художник Анвар Гумаров.Героини «Полярной болезни» — добропорядочная учительница Татьяна (Инна Анциферова), боевая челночница Валя (Варя Светлова) и почти двадцатилетняя рыночная продавщица Любаша (Ангелина Столярова) — едут в автобусе на Север торговать кто чем горазд (стекло, за хрусталь не выдаваемое, детский трикотаж, белье женское, не постельное). Не едут даже — уезжают. Удирают, уносятся, убегают... от реалий девяностых. От социальной несправедливости, от инфляции, от домашнего и сексуализированного насилия.
-
«Буря». У. Шекспир.
Самарский театр юного зрителя «СамАрт».
Режиссер Мурат Абулкатинов, сценограф и художник по костюмам Софья Шнырева.Три красавицы в черных расшитых бисером кокошниках и такого же цвета закрытых платьях в пол, появляясь из огромной канализационной трубы, декламируют: «У лукоморья дуб зеленый...»
Неклассической трактовкой Шекспира зрителей СамАрта не удивишь. Много лет здесь шел потрясающий «Гамлет» в постановке Анатолия Праудина, действие которого разворачивалось на фоне проржавевших цистерн, а функции рапир выполняли ревущие бензопилы. Поэтому начало «Бури» в постановке Мурата Абулкатинова воспринимается с любопытством.
-
Сегодня с утра редакция «ПТЖ» судорожно обнаружила, что не подготовилась к юбилею Дмитрия Анатольевича Крымова, не собрала венок поздравлений учеников и друзей, не выразила собственные чувства... У редакции «ПТЖ» так бывает, чего уж, и утренний чат наполняется тогда восклицательными знаками...
Но тут-то мы знали, что делать. Буквально завтра типография отдаст нам тираж нового номера. Молодежно-студенческого. Он посвящен травме и исцелению — конечно, в связи с театром. И необычайно важным для номера, буквально его центром стала беседа Марины Дмитревской с Дмитрием Крымовым на эти темы под названием «Искусство — это прыжок через травму. Или пластырь с анестезией».
Интервью довольно большое, и целиком вы сможете прочесть его в бумажном варианте, купив журнал, а сегодня мы публикуем два небольших фрагмента.
-
О V Фестивале новых музыкальных проектов «Другие берега» в Новосибирске
«Другие берега» — для многих в первую очередь книга Владимира Набокова, в которой писатель-эмигрант рефлексирует об опыте жизни вне родной страны. Пожалуй, эта ассоциация — с одной стороны, лестная, с другой, не подходящая по духу для фестиваля Новосибирского музыкального театра, который прошел в пятый раз.
Гораздо ближе мысль об устройстве родного для смотра города, Новосибирска. Он разделен на право- и левобережную части, составляющие и цельный город, и различные между собой места. Раньше даже часовой пояс различался — один берег жил на час раньше. Ориентация на единство непохожих, спокойную, полную достоинства манифестацию естественных различий — одна из главных черт детища директора театра Леонида Кипниса.
-
О III Международном фестивале циркового искусства «Без границ» и II Международном фестивале циркового искусства «Артист» 12–15 сентября 2024 года
Чтобы быстро понять все про наше время, нужно прийти в цирк. Самое свободное искусство может одновременно превращаться в инструмент государства и тут же производить нечто анархическое, декларировать масштаб мундиале и тут же отфильтровывать «своих». Нового в этом ноль: эту способность цирка успешно эксплуатируют со времен Наполеона и Николая I. 2024 год заострил цирковые парадоксы, как кажется, до предела: в одни и те же даты в двух столицах (номинальной и культурной) прошли два фестиваля, рожденные одной системой, но разошедшиеся как в море корабли.
комментарии