
-
«Чайка». А. П. Чехов.
Камерный театр Малыщицкого.
Режиссер Петр Шерешевский, художник Надежда Лопардина.Одиннадцать, по количеству действующих лиц, фортепиано в норильском «Дяде Ване» Петра Шерешевского задавали спектаклю концертную форму. По пустой сцене метались взметываемые сквозняком мусорные пакеты, отсылая нас в неопределенное постапокалиптическое будущее. А герои, казалось, легко могли изъяснять себя текстом «Чайки»: их живые души пока еще не совсем угасли, но все-таки им «холодно, холодно, холодно, пусто, пусто, пусто» и, пожалуй, немного страшно. В условиях КТМ все измельчало: пианино, за исключением того, за которое в начале садится тапер Дорн, детские. Взяв их на руки, артисты извлекают звуки, напоминающие резкий металлический звук ксилофонных молоточков. Звучит увертюра — ернический, в силу специфики инструментов, наигрыш, в который вплетается тема из «Лебединого озера». Далее оркестр естественным образом распадется на группу лиц без центра, чтобы в финале собраться вновь — в сцене игры в лото.
-
Свадебный карнавал «Les Noces du Moulin».
Идея, концепция и режиссура Славы Полунина.
Творческая группа: Татьяна Бесараб, Александра Гутнова, Алена Коган, Мария Манаенкова, Давид Мативосян, Михаил Мокеев, Анна Назарова, Ваня Полунин, Елена Русланова, Елена Ушакова.На Желтой Мельнице Славы Полунина во французском Креси-ля-Шапель праздник живет всегда, и иногда поселяется праздник особенный. Этим летом на два дня, 15 и 16 июня, Мельницу заполонили свадьбы. Фантасмагорические и даже две реальные, они стали поводом для проживания и переживания свадьбы как особенного и единственного в своем роде события. Создатели этого действа, срежиссированного коллективом артистов и художников, откликнулись на идею свадьбы как многослойного, выразительного и значимого явления. Не приуроченный ни к каким календарным датам, праздник изначально был связан с созданием нового мельничного пространства — Розового сада, но, как это обычно бывает на Мельнице, перерос свой повод и сущность.
-
В Воронежском Камерном театре прошел вечер в честь 25-летия
Воронежский Камерный театр, отпраздновавший свое 25-летие, конечно, — особая история и особое место на театральной карте России. Это сбывшаяся мечта, реальная сказка, пример образца и образец примера.
Много рождается театров, но немногие выживают. Камерный за 20 первых лет в немыслимых условиях ДК железнодорожников окреп, развился, вырос, стал номинантом и лауреатом.
-
Режиссерская театральная лаборатория «С любовью, Пушкин!» в Краснодарском академическом театре драмы
220-й день рождения Пушкина в Краснодарском драмтеатре отметили режиссерской лабораторией. Два местных актера/режиссера, основатели частных театров — Стас Слободянюк и Арсений Фогелев, и приезжий режиссер Константин Солдатов ставили Пушкина.
Лабораторию организовал сам театр. Год назад, после горьковской лаборатории в репертуар вошли «Мещане» в постановке Геннадия Шапошникова. Как обещают, один из пушкинских эскизов также станет полноценным спектаклем, и кажется, тут возможен неожиданный сюжет.
-
О спектаклях XIV Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз»
Среди вопросов, которые задавали иностранные гости «Науруза», чаще прочих звучал следующий: «What’s the difference between Russian theatre and Turkic one?» Вопрос этот широк, как и фестивальная программа, и ответить на него односложно значило бы ответить мимо. Можно попытаться выделить самое сущностное в возможном ответе. Самое же сущностное, кажется, в том, что человек тюркоязычного театра находится в диалоге в первую очередь с мирозданием, он погружен в живой и огромный, обладающий волей и смыслом мир. Это разговор двух пространств: пространства человеческого тела и пространства мира. Фокус «Науруза» был сосредоточен на глубинных процессах обоих пространств, на бездне, которая разворачивается изнутри человека в космос. Так устроены самые сильные работы, так устроены и слабые спектакли. Тюркоязычный театр стремится к вертикали.
-
А. Вампилов. «Утиная охота».
Театр «Мастерская».
Режиссер Григорий Козлов, художник Николай Слободяник.Зилов — не Шпаликов.
И не Вампилов.
И не Высоцкий-Довлатов-Ефремов-Даль — все те, кто, включая Алексея Девотченко, Сергея Бехтерева и самого Григория Козлова, — мелькают на ч/б кадрах старых фотографий в прологе спектакля, сразу за киножурналом «Новости дня» с рекламой пива «Жигулевское».
-
Последние дни Платоновского фестиваля в Воронеже были не менее насыщенными, чем прошедшие две недели: книжная ярмарка, творческие встречи, показы танцевальной программы и, разумеется, драматические спектакли. Показав зрителю российские и зарубежные театры в многообразии жанров и направлений, организаторы ближе к финалу поставили в афишу воронежские спектакли: «Афродиту» Елены Невежиной и «Кабалу святош» Михаила Бычкова. Но прежде чем написать о «домашней» части программы, хочется зафиксировать впечатление от легендарного Роберта Стуруа и его спектакля «Вано и Нико» (впечатление от самого режиссера — не меньшее, творческая встреча тоже обернулась замечательным и остроумным театром).
-
«Колокольчики и заклинания».
Компания Bells & Spells (Париж, Франция). Спектакль Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова на Театральной Олимпиаде.
Концепция, постановка и сценография Виктории Тьере-Чаплин.Я не раз замечала, что когда в жизни что-то случается и ты пытаешься осознать, понять, принять и смириться с произошедшим, то каждая книга, которую открываешь, каждый просмотренный фильм и спектакль оказываются на больную тему и несут какие-то ответы и разгадки. После ухода бабушки я несколько месяцев провела, разбирая ее вещи. Их было очень много, невероятно много, непонятно, как могла одна небольшая квартирка и одна человеческая жизнь вместить в себя столько вещей? Зачем их столько? Мне казалось, что вещи — стопки новеньких голубых комбинаций с колючими кружевами, хрустальные рюмочки, которым нет числа, заклеенные фарфоровые балерины и собачки, потемневшие чайные ложки, записные книжки, разрозненные шахматные фигурки, янтарные бусики в бархатных коробочках, абонемент в бассейн, «Экран» за 1986 год, запонки, болтики, шпильки, значки, броши, носовые платки, открытки, театральные программки и много-много-много всего остального — просто поглотят меня, что этот мусор из чужой жизни заполонил мою собственную. Не смея выбрасывать и не зная, что с этим делать, я просто закрыла все это в шкафах и ящиках бабушкиной комнаты и уехала, чтобы продолжать жить и накапливать свой собственный мусор.
-
Открылась Театральная олимпиада
Ещё на подлёте замечаешь — дело нечисто. Посреди площади Островского валит дым, взлетают снопы искр. Торчат драконьи, жирафьи шеи кранов. «И бегают фантазии на тоненьких ногах». Издалека различаешь химер: драконы-динозавры, пегасы, совсем непонятные конструкции. Какие-то не люди и не звери. Бродит компания Пушкиных с бакенбардами. Гуляют какие-то радужные панки. Прошла девушка с огромного размаха чёрными крыльями. Вот не зря, не зря благочестивые отцы-старцы прежних времён к театру относились с подозрением. Чуть что, сразу вылезает наружу его языческая, хтоническая природа, только дай волю этим актёрам-режиссёрам — мигом устроят не то цирк, не то мистерию, не то всё вместе.
-
Сегодня Григорию Дитятковскому 60!
Мой друг Z., Вы, очарованная спектаклем Григория Дитятковского «Женщина-змея» в Комиссаржевке, попросили меня подробнее рассказать об этом режиссере. Простите, что на месте не удалось, я спешил. Но дома решил письменно выразить Вам, чем является для меня Григорий Исаакович; кстати, сегодня ему исполнилось 60. Конечно, правильнее было бы не стучать по ноутбуку, а написать своей рукой: старомодность эта больше соответствует Дитятковскому, который как режиссер предпочитает ручную выделку, бежит от новейших технологий, трепетен к слову как таковому.
-
VII Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык» в Уфе
В конце весны — начале лета 2019 года один за другим в Уфе и Казани след в след прошли два крупных фестиваля тюркоязычных театров — «Туганлык» и «Навруз».
Если вы не знаете, то ареал проживания тюркоязычных народов очень широк: от Балкан на западе до Монголии на востоке, от Якутии на севере до Ирана на юге. Европеоиды, монголоиды и народности смешанных этнических групп, православные, мусульмане и шаманисты — казалось бы, между ними ничего общего. Тысячелетия истории, время и расстояние так видоизменили общий «праязык», что едва ли турки и хакасы, якуты и гагаузы поймут друг друга в непосредственном диалоге. Однако эстетические перекрестки и параллели, показанные «Туганлыком», название которого переводится как «родство», очевидны.
-
I Урало-Сибирский фестиваль-конкурс театров кукол «Сибирь. Terra Magica»
...На сцене плещутся театральные волны. Может быть, невские, но скорее байкальские. На берегу сидит человек, в котором сложно не опознать бурята: буддообразная округлость, бурятские нега и хитрость, гармония с собой и миром. По волнам плывет кукольная лодочка с кукольным человечком в цилиндре и с бакенбардами. «Пушкин, что ли?» — удивляется бурят. Вестимо, Пушкин.
-
«Три высокие женщины»«. Э. Олби.
Ростовский частный театр «Человек в кубе».
Режиссер и художник Катерина Рындина.Пьеса Олби в оригинале называется «Three tall women», спектакли по ней идут у нас с названием «Три высокие женщины». Но tall переводится и как «невероятные, таинственные, непостижимые»...
-
«Проект [Место: Смоленск]».
Режиссер Петр Чижов, драматурги Элина Петрова и Ксения Савельева, продюсер Юлия Леленкова.Когда вы что-то слышали о театре в Смоленске? Недавно оттуда пришла новость: городской драматический театр хотят отдать под филиал Мариинке. Причем из названия статьи следовало, что театр этот там единственный. Тем не менее, кроме Смоленского драматического, Камерного и Театра кукол в городе есть еще ряд любительских театров. А недавно там появился и документальный театр, в буквальном смысле завезенный петербургским режиссером Петром Чижовым.
-
Вадим Леванов в воспоминаниях. Тольятти: Литературное агентство В. Смирнова, 2019
Полгода назад в издательстве Вячеслава Смирнова в Тольятти вышел редкий и оттого еще более важный двухтомник пьес, рассказов, коротких сценариев Вадима Леванова — драматурга, куратора и организатора фестиваля «Майские чтения», шеф-драматурга студии «Голосова, 20», учителя и друга многих по сей день пишущих авторов. 17 мая в печати появился третий том, как признается редактор и создатель сборника Вячеслав Смирнов — книга воспоминаний для своих и тех, кто знал, любил и помнил автора, в которую также вошли интервью и авторские очерки, специально подготовленные для данного издания.
-
30 мая в фойе Театра им. Ленсовета открылась выставка молодых театральных художников «Пространство» (в рамках творческой лаборатории «Пространство сцены»)
На выставке, созданной под руководством искусствоведа, доцента кафедры сценографии и сценического костюма РГИСИ Надежды Хмелевой, представлено более сотни эскизов костюмов и декораций молодых петербургских сценографов — от вполне опытных и работающих в театрах страны не одно десятилетие (Анвар Гумаров, Фемистокл и Ольга Атмадзас) до еще студентов выпускных курсов (Александр Зверздин, Анастасия Шафикова, Дарья Караулова и Дарья Здитовецкая). Экспозиция не дает практически никакого представления как о самих спектаклях, качестве и способе их сценографического решения (из нескольких эскизов порой даже невозможно толком понять, как осмыслено пространство сцены в той или иной постановке), так и о творчестве конкретных художников — по паре-тройке работ судить об этом, конечно, нельзя. Но такой задачи организаторы выставки себе, пожалуй, и не ставили. Важна сама возможность для молодых театральных художников выставиться, показать свои осуществленные работы широкой публике, причем не только профессиональной. В этом состоит большая ценность и в определенной степени даже смелость такого шага!
-
О I Фестивале спектаклей для всей семьи «Вместе» в Ульяновске
Об Ульяновской области доподлинно известно, что здешний губернатор Сергей Морозов очень любит театр. Не удивительно, что регион, прежде мерцавший на театральной карте страны неясным тусклым светом, стал в последнее время маячить более яркими вспышками. Одним из протуберанцев стал новый фестиваль «Вместе», придуманный руководством Ульяновского ТЮЗа, или «Небольшого театра», как его принято называть в городе. Фестиваль открывал лично губернатор (даже взяв с собой за компанию японского посла), он же послал благодарственные телеграммы главам всех регионов, чьи коллективы приехали на форум в Ульяновск.
-
Режиссерская лаборатория «Классики — детям» в Камчатском театре драмы и комедии
(Петропавловск-Камчатский).В Камчатском театре драмы и комедии (Петропавловск-Камчатский) состоялась первая в его истории режиссерская лаборатория, адресованная детской и подростковой аудитории, — «Классики — детям». Инициатива понятная и очень своевременная: в городе нет своего ТЮЗа, и создание детского репертуара, выстраивание связей с родителями, учителями и школами, театральными кружками и студиями становится важным направлением в работе главного театра Камчатки.
-
Фестиваль выпускных пьес драматургической мастерской под руководством Натальи Скороход «Дрампластинка» на Новой сцене Александринского театра Семь драматургов-выпускников Мастерской 3205 под руководством Натальи Скороход провели свой драматургический фестиваль «Дрампластинка» — за один день показали семь читок и эскизов по пьесам, написанным в качестве выпускных работ.
Открыл фестиваль эскиз Романа Муромцева по пьесе Тимура Тимеркаева «Нелюбинка». Режиссер, как сказано в анонсе, искал возможность «выражения текста через цвет, свет, форму, запах, звук», пытался «найти сценическое воплощение детских тревог, страхов, их связей с внешним миром». Что ж, саспенс, созданный звуком, приглушенным светом и фигурами актеров-детей, читающих историю про Ёжика и Енота с пюпитров, вполне удался. Но сама пьеса, ее драматургическая целостность, скорее, оказалась потеряна.
-
В Камышине закончился ХVII Фестиваль театров малых городов России
М. Дмитревская — Н. Каминской
Привет тебе, коллега по жюри, а также абориген Фестиваля театров малых городов! Пишет тебе дебютант на этом поприще. И переписку нашу о семнадцатом по счету Фестивале хотела бы начать с твоего сравнения нынешней программы (и уровня) с прошлыми годами.
комментарии