Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

20 февраля 2016

НЕ МЫСЛЯ ГОРДЫЙ СВЕТ ЗАБАВИТЬ…

XXIII Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль в Пскове (5–11 февраля 2016 года)

Город Псков и Пушкинский фестиваль — две вещи совместимые. Энергетика одного несомненно влияет на энергетику другого. На усеянной древними храмами псковской земле, где неторопливо протекает река Великая, погружаешься в другой ритм жизни. Спокойная, умиротворенная атмосфера старинного города диктует такую же простую, беспафосную атмосферу фестиваля. Здесь не тусуется какая-то особая фестивальная элита, залы переполняет вполне стандартный контингент зрителей. Растворяясь среди псковской публики, фокус восприятия которой не замутнен столичной потребительской насмотренностью, тоже обретаешь свежесть и остроту ощущений, начиная ценить театр за самое малое.

Пушкинский театральный фестиваль проходит в Пскове в дни памяти поэта вот уже 23 года. За это время Псковский театр драмы имени А. С. Пушкина, под крышей которого существует фестиваль, пережил и несколько смен руководства, и длительную реконструкцию, остановившую деятельность театра на несколько лет. Но традиция проведения фестиваля никогда не прерывалась, он всегда поддерживался местными властями как одно из важнейших событий всей российской культуры. Его основателем и долголетним идейным вдохновителем был известный режиссер-пушкинист Владимир Рецептер. Именно под началом Рецептера зародились горячие споры литературоведов и практиков театра, диалог которых многие годы питал драматургию фестиваля. Несколько лет назад Рецептер перестал заниматься фестивалем, а без его тяготения к исследовательскому началу среди участников стало меньше ученых. В интеллектуальном пространстве фестиваля появилось больше воздуха для театральной реальности.

«Маленькие трагедии».
Фото — А. Кокшаров.

Совсем не наукой дышал и нынешний фестиваль. Хотя, конечно, отменять образовательную программу как важную составляющую Пушкинского фестиваля никто не стал. Но так как большинство докладчиков в этом году были люди театра, то каждое выступление не сводилось к сухому чтению лекции, а превращалось в спектакль одного актера.

Первый же лектор — создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз — сразу задал тон свободного формата вещания, не привязанного к теме, указанной организаторами в программе. Его запланированная лекция со сложным названием «Технология работы артиста и режиссера в свете опыта выдающихся практиков современного театра» обернулась рассказом а-ля «Моя жизнь в искусстве», что, впрочем, тоже было интересно послушать, так как богатая творческая биография Райхельгауза включает в себя страницы, связанные со многими выдающимися мастерами театра. Тем же путем двинулся и театральный педагог и режиссер Вениамин Фильштинский, встреча с которым началась с того, что он попросил собравшуюся публику напомнить тему его выступления. Но, не начиная лекции, тут же обратился в зал за вопросами, на которые и отвечал все отведенное время. С ощущением катарсиса покидали зал слушатели лекции доктора философских наук Юрия Шора, посвященной размышлениям о духовной сути творчества. Особое место в программе фестиваля было уделено и детской аудитории. Специально для учеников театральной школы «Гвозди», существующей при Пушкинском театре, клоун-мим и один из основателей театра «Лицедеи» Анвар Либабов провел мастер-класс по клоунаде. Под конец же фестиваля состоялась встреча с худруком Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорием Козловым, который в прошлом году взял под свое руководство и Псковский театр драмы. В связи с этим зрители попросили Козлова рассказать об отличиях провинциального театра от столичного. Местных же артистов больше волновала судьба их театра, художественный уровень которого пока оставляет желать лучшего. Козлов пообещал псковичам, что помимо Александра Кладько, одновременно с ним принявшего здесь пост главного режиссера и уже приступившего к репетиции первого спектакля, в театр будут приглашаться молодые режиссеры, а возможно в скором времени он сам решится что-нибудь поставить.

Пока же спектакли псковской труппы остались даже без внимания проводимого театром фестиваля, так как по признанию самих артистов выставлять попросту было нечего. Не ставя перед собой задачи создать из фестивальной программы лишь количественный отчет пушкинских постановок, организаторы стараются поддерживать и его качественную составляющую. Как и любой серьезный фестиваль, собирающийся из самых разных спектаклей в единый пазл, Пушкинский не только дает представление о театральной пушкиниане, но демонстрирует состояние сегодняшнего театра в целом. Были годы, когда в программе преобладали те или иные сюжеты или направления (например, в один год почти вся афиша состояла из музыкальных спектаклей). Нынешний фестиваль отличился максимальным разнообразием театральных форм и жанров. На фестивале уже давно звучит не только традиционная пушкинская драма, проза и поэзия, как это было изначально, — «наше все» дополняют имена Гоголя, Толстого, Достоевского, Булгакова, Чехова, Володина. Такой расклад, помимо прочего, позволил не состыковывать в одной афише спектакли по одним и тем же названиям и предостеречь от невольных сравнений одного с другим.

«Никошенька. Петербургский дебют».
Фото — А. Кокшаров.

Открыли фестиваль «Маленькие трагедии» Санкт-Петербургского ТЮЗа как яркий показатель сценической неисчерпаемости и актуальности каноничного текста Пушкина. Несмотря на технические трудности, этот крупногабаритный спектакль, рассчитанный на просторную арену питерского ТЮЗа, смог вписаться в небольшие размеры стандартной сцены-коробки Пушкинского театра. Масштабы и красота постановки Руслана Кудашова, в первую очередь режиссера-кукольника, умеющего работать с предметным миром, и художника Николая Слободяника вызвали овации зала сразу после открытия занавеса.

Вообще, каждый спектакль фестиваля превращался на псковской сцене, как бы банально это ни звучало, в настоящее театральное чудо. Даже постановки-долгожители, которых было немало, сыгранные в новом пространстве, будто обретали второе дыхание. Не гоняясь за трендовыми новинками, организаторы всегда собирали фестивальную афишу из спектаклей с весьма разным стажем. Самой «возрастной» в этом году оказалась постановка режиссера Юрия Еремина «Повести Белкина», которая идет на сцене Московского драматического театра имени А. С. Пушкина уже 18 лет. Спектакль представляет собой разновидность литературного театра и в первую очередь держится на сильных актерских работах. Создав на сцене атмосферу Болдинской осени (художник Валерий Фомин) с опавшими желтыми листьями и шумом дождя, режиссер собрал всех героев в одном месте в один час, чтобы те, узнав, что среди них есть писатель Иван Белкин, записывающий интересные случаи из жизни, по очереди рассказали ему свои истории. И сделали они это мастерски, превращая каждую повесть в отдельный моноспектакль.

Кукольный Пушкин был представлен двумя уже известными многим фестивалям постановками. Театр из Санкт-Петербурга «Кукольный формат» показал спектакль «Всадник CUPRUM» (режиссер и художник Анна Викторова). Правда, пушкинская поэма «Медный всадник» заняла здесь лишь малую часть всего сюжета. Используя самые разные тексты петербургских авторов (Гоголя, Достоевского, Мережковского, Хармса, Набокова, Белого, Битова и других), театр придумал свою захватывающую версию возникновения Санкт-Петербурга, основанную на любви царя Питера к чухонской девушке Неве и разыгранную удивительной красоты марионетками. Спектакль режиссера Олега Жюгжды «Пиковая дама», привезенный на фестиваль из Гродненского театра, продемонстрировал иную манеру работы с куклами. Постановка Жюгжды, выстроенная на стыке кукольного и драматического театра, позволяет артистам то полностью переключаться на управление куклой, то, отстраняясь, играть «живым планом», а иногда соединять одно с другим.

«Иван и Черт».
Фото — А. Кокшаров.

Помимо прославленных театров, среди участников Пушкинского фестиваля всегда были и молодые, начинающие коллективы. Санкт-Петербургский театр «Цехъ», выросший два года назад из выпускников актерско-режиссерского курса Анатолия Праудина, привез на фестиваль спектакль «Никошенька. Петербургский дебют» (режиссер Екатерина Ханжарова). Основанный на письмах Николая Гоголя, спектакль представляет собой историю творческого пути еще никому не известного автора поэмы «Ганс Кюхельгартен», ставшего впоследствии еще одним гением русской литературы. От молодых выступил и Андрей Горбатый со своей первой режиссерской работой «Иван и черт», поставленной по нескольким главам романа Достоевского «Братья Карамазовы» в театре «Мастерская». Спектакль настолько покорил публику, что стал первым на этом фестивале, после которого было устроено зрительское обсуждение. А на упомянутой выше встрече с Григорием Козловым худрук предположил, что Андрей Горбатый, возможно, и будет одним из тех молодых режиссеров, которых он сулил псковскому театру.

Еще одной постановкой, долго обсуждавшейся зрителями, оказалась «Крейцерова соната» Тюменского театра драмы. Этот спектакль, который, по словам его режиссера Александра Баргмана, в первую очередь является покаянием перед «прекрасным полом», действительно растрогал женскую публику. «Хочется придти домой и крепко-крепко обнять мужа», — призналась одна из зрительниц и «крепко-крепко» обняла сидящего рядом Вениамина Фильштинского.

Были на фестивале и спектакли по современным текстам. Постановку по популярной в последние годы пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» с беспощадно нетрадиционным взглядом на «наше все» представил театр с соответствующим названием — «Школа современной пьесы» (режиссер Иосиф Райхельгауз).

«Дни Турбиных».
Фото — А. Кокшаров.

Пожалуй, самым нестандартным для репертуара Пушкинского фестиваля оказался яркий, зажигательный спектакль «Золушка@.Бал» (режиссер Борис Уваров) от питерского театра «Лицедеи». Вообще, Санкт-Петербург лидировал по количеству театров в афише фестиваля.

Конечно, многое Пушкинский фестиваль себе позволить не может. Привозить в Псков все лучшее, что рождается в потоке театральной пушкинианы, просто нет возможности. Но современные технологии так или иначе позволяют немного приблизиться к тому, до чего не всем удается дотянуться. Немаловажным событием на фестивале стал видеопоказ выдающегося спектакля Римаса Туминаса «Евгений Онегин», который презентовала и обсудила со зрителями театральный критик Валентина Федорова.

В последний вечер на малой и большой сценах Пушкинского театра одновременно шли два спектакля: «Костя Треплев. Любовь и смерть» («Такой театр», режиссер Вениамин Фильштинский) и «Дни Турбиных» (Тюменский театр драмы, режиссер Петр Шерешевский). Каким из них ознаменовать закрытие фестиваля, зрители могли решить сами. Успех имели оба варианта.

Фестиваль состоялся. Несмотря на разнообразие авторов и жанров, пушкинская атмосфера не была утеряна. На последнем спектакле большой сцены псковского драмтеатра с колосников, медленно кружа, опустилось белое перо, то самое, которым размахивал Пушкин — Чернышов на первом спектакле фестиваля «Маленькие трагедии». Символично. Значит, все эти дни дух Александра Сергеевича Пушкина витал над псковской сценой.

Комментарии (2)

  1. Марина Дмитревская

    Очень странная программа. По России — очень много, как никогда много, ставят Пушкина. На лабораториях много эскизов. Я понимаю разнообразие палитры, но что пушкинское есть в Пяти вечерах, кроме того, что их поставил нынешний псковский главреж А. Кладько! Должна же быть программа, а не собранье совсем пестрых, разрозненных глав… А Золушка??? Туши свет, в общем, а не концепция…

  2. Ёжик в тумане

    Такая концепция связана с тем, что новое руководство культурой всея Пскова (именуемое теперь Театрально-концертной дирекцией) воспользовалось Пушкинским фестивалем, как одним из немногих крупных событий города, чтобы решить более глобальные задачи: привезти спектакли, которые соберут зал, задействовать разные площадки города (а Большой зал филармонии не очень тянет для драматических спектаклей, зато “концертная” “Золушка” вписалась отлично), привлечь в театр разную аудиторию зрителей (для одних классические “Повести Белкина”, для других – молодёжный “Иван и чёрт”, для третьих – “Пиковая дама”), наладить сотрудничество с другими театрами – одним Пушкиным эти дела не решить (а про всю Россию, тем более какие-то лабораторные работы, наверное, здесь просто не знают), поэтому и свернули в другую степь.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога