Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ХОЛОДНЫЙ МОЛОЧНИК

В Северной столице поставили пьесу Григория Горина по произведению Шолом-Алейхема

В Театре на Литейном поставили «Поминальную молитву» — пьесу Григория Горина, написанную по мотивам повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». Бесхитростный, очень человечный сюжет и эмоциональная глубина повествования делают это произведение абсолютно беспроигрышным в плане зрительского восприятия. Это тот самый случай, когда актерам достаточно «раствориться» в драматургическом материале — и все сложится само собой. Однако в постановке Александра Кузина, увы, не сложилось.

Начало вроде бы многообещающее: на фоне увеличенных старых фотографий на подмостках появляются люди, жители деревеньки Анатовка, словно сошедшие с этих самых фотографий. Пристально смотрят в зал, негромко, затаенно поют: «Только надо грешну человеку один сажень земельки, да четыре досочки». И просто невозможно предположить, что пройдет совсем немного сценического времени, и многие из изображающих этих людей актеров начнут безудержно «работать» лицами, «фиксировать» позы и запинаться, произнося текст. Транслируемая в песне пронзительная эмоция растворится без следа, уступив место чистейшему и весьма разного качества лицедейству.

Если бы спектакль был новаторским, он мог бы жить по своим собственным законам и по этим же законам, соответственно, оцениваться. Но претензий на «иной» взгляд (если не принимать во внимание часто звучащее слово «фотки») нет и в зачатке, а взгляд традиционный получился безэмоциональным, плоским и напрочь лишенным колорита первоисточника. Это особенно обидно, если вспомнить поставленный Кузиным с труппой Театра на Литейном двумя годами ранее блестящий «Семейный портрет» по пьесе Горького «Последние».

Приглашенный на роль Тевье-молочника артист Молодежного театра на Фонтанке Валерий Кухарешин более всего походил на закоснелого интеллигента из породы людей, которые «слова в простоте не скажут». Его игра чересчур академична, технична и холодна. Даже исступленное обращение к Богу — «Да разве остались у него наказания?!» — похоже, скорее, на истеричный вопль неуравновешенного индивида, то есть полную противоположность Тевье. Голда Татьяны Ткач — красивая, царственная женщина, что приятно само по себе, но не имеет никакого отношения к героине Шолом-Алейхема и Горина.

Неприятно поразил Александр Безруков в образе Менахема-Мендла. Артист по своей природе пластичный и органичный, он, казалось бы, идеально подходит для данной роли, но явно перемудрил с мимикой и скатывался порой в откровенную клоунаду.

Вопреки ли, благодаря ли режиссерским установкам только два исполнителя создают цельные и узнаваемые образы. Известный широкому зрителю участием в культовых советских кинокартинах «Свадьба в Малиновке» (Андрейка) и «На пути в Берлин» (Крутиков) Гелий Сысоев в роли мясника Лейзера-Волфа, а также молодой артист Игорь Сергеев в роли портного Мотла — не актерствовали, и, самое главное, ни на мгновение не «раздваивались» со своими персонажами. В чем-то жалкий, заискивающий, суетливый герой Сергеева вызывал подлинное сопереживание, и, находясь на сцене, поневоле «оттягивал» внимание на себя. Актер, нашедший поразительные, проникающие в душу интонации, продемонстрировал настоящее мастерство.

Хореография любимца петербургской публики Гали Абайдулова была, как всегда, на высоте и действо значительно украшала и оживляла, но спасти общий концепт спектакля ей было не по силам.

Комментарии 2 комментария

  1. Наблюдатель

    Господи, просвети мя: кто такой «закоснелый интеллигент», что значит сей оксюморон автора статьи?.. Человек, закосневший в своей интеллигентности (причем, в каком-то неведомом отрицательном смысле?)??? Умереть — не встать. И еще хотелось бы из статьи понять, в чем же заключался «общий концепт спектакля», который тщетно пыталась спасти хореография Абайдулова.

  2. Светлана Рухля

    Ну, вообще-то данный «оксюморон» изобретён отнюдь не автором. Как и слово «интеллигент», употреблённое в не совсем (назовём это так) положительном смысле. Странно, что Вам не довелось этого «наблюдать» прежде… А что касается хореографии, то она и не пыталась ничего спасать, просто была живой и талантливой сама по себе, но этого (о чём и идёт речь), к сожалению, недостаточно, чтобы вытянуть на себе неповоротливую махину. Такого даже в оперетте не бывает, увы( А концепт — скучная, старомодная традиция и то, что из неё «вытекло», разве это не является очевидным из текста? Впрочем, я за то, чтобы всем цветам цвести… Выше есть великолепная рецензия Лены Вольгуст, а кто-то с удовольствием «заплатит рублём» за данный спектакль. В нашем городе не жалуют, к сожалению, как раз талантливый и свежий концептуализм, Чернякова, думаю, вообще бы «растерзали». Но, с другой стороны, каждому своё и именно это, в конечном счёте, замечательно)))

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.