«Топливо» в постановке Семена Александровского — спектакль, который должен посмотреть каждый. Во всяком случае, каждый, кто считает, что в современном театре не ставят жизнеутверждающих пьес.
Бизнесмен, основатель IT-компании ABBYY, физик, актуальный художник: Давид Ян пробовал себя в самых прогрессивных направлениях человеческой деятельности — наука, новые технологии, современное искусство. Ассистент академика Всеволода Гантмахера, соавтор первого англо-русского и русско-английского электронного словаря, инициатор первых московских флешмобов, создатель кафе FAQ — все это один человек. Родители Яна — физики, будущий предприниматель с детства считал науку своим призванием и в свое время должен был сделать трудный выбор между научной карьерой и бизнесом. Его захватывающая — по крайней мере, в интерпретации драматурга Евгения Казачкова — биография стала основой для документального спектакля «Топливо», который показал на днях в московском Театре.doc молодой петербургский Pop-up театр.
«Топливо», с его линейным сюжетом и привлекательным героем, обладает редким достоинством, в современном спектакле даже не обязательным: оно затягивает не хуже сериала
У спектакля долгая предыстория. В 2010 году один из самых ярких театральных менеджеров страны Эдуард Бояков, основатель и тогда еще руководитель театра «Практика», к пятилетнему юбилею своей площадки инициировал серию спектаклей под общим названием «Человек.doc». Специально приглашенные драматурги беседовали с деятелями культуры — среди которых были композитор Владимир Мартынов, поэт Андрей Родионов, художник Олег Кулик и другие — а затем, основываясь на этих интервью, писали пьесу для одного актера. За редким исключением персонажи выходили на сцену в роли самих себя.
«Человек.doc» был явлением совершенно уникальным: незаурядный герой, большая личность редко оказывается в фокусе документального театра, тяготеющего к «маленькому человеку». Проект, увы, просуществовал очень недолго: сегодня в репертуаре «Практики» осталась только «Игра на барабанах» — монолог Олега Кулика, записанный и обработанный все тем же Евгением Казачковым. Одно время Бояков планировал продолжение. Новыми «людьми.doc» должны были стать персонажи, связанные с IT и веб-культурой. В «Политеатре» вышел спектакль об Артемии Лебедеве, а на пермском фестивале «Текстура» Семен Александровский показал эскиз биографической постановки про основателя ABBYY Давида Яна.
Исполнитель Максим Фомин не присваивает своего персонажа, а скорее цитирует: его сдержанный тон напоминает лекцию
Увлекательно рассказать историю — задача, нетипичная для актуального театра, в котором драматургия перестала играть главенствующую роль. «Топливо», с его линейным сюжетом и привлекательным героем, обладает редким достоинством, в современном спектакле даже не обязательным: оно затягивает не хуже сериала. И это при том, что перед нами экспериментальная режиссура, с мультимедиа и нетрадиционной актерской читкой. Исполнитель Максим Фомин не присваивает своего персонажа, а скорее цитирует: его сдержанный тон напоминает лекцию. Режиссер Семен Александровский работает предельно деликатно, выстраивая параллельный тексту невербальный «второй план». В некоторых сценах живой артист взаимодействует со своей видеозаписью: это отсылка к началу пьесы, где Ян рассуждает о неповторимости каждого конкретного момента. Актер на сцене живет в настоящем, актер, которого мы наблюдаем на экране, жил некоторое время назад. Фомин должен стать партнером самого себя из прошлого — подавать «себе» реплики, отвечать «себе» на вопросы и так далее. Нечто похожее Александровский предложил молодым артистам Театра на Таганке в документальном проекте «Присутствие»: новый состав спектакля-долгожителя «Добрый человек из Сезуана» играл со старым (режиссер использовал архивную запись Владимира Высоцкого и Зинаиды Славиной).
Успех «Топлива» как продукта — в том, что зритель может и не считывать «режиссерского» второго плана и все равно будет увлечен сюжетом. Это почти исключительный случай спектакля для всех, который оценит и широкая публика, и ценитель актуальной режиссуры. Поиск своего пути вопреки авторитету родителей и наставников, нонконформизм и саморазвитие, потребность приносить пользу и ее реализация — все это темы из повестки дня, которые распространяются далеко за пределы «кружка театралов». Нечто безусловное правильное есть уже в том, что героем нашего времени становится IT-предприниматель.
Комментарии (0)