Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

«Суд над тунеядцем Бродским» — первая премьера нового театрального проекта «Открытая сцена» прошла в Музее Достоевского.

Это первая ласточка в преддверии юбилея Иосифа Бродского — 75-летия со дня рождения поэта, отмечаемого 24 мая.

В феврале 1964 года в Ленинграде начался процесс над 23-летним Иосифом Бродским, которого обвиняли в тунеядстве: началом этой истории стал пасквиль на поэта «Окололитературный трутень», опубликованный в газете «Вечерний Ленинград» за два месяца до ареста Бродского, и организованные «отклики читателей», требовавших наказать молодого поэта за несоветский образ жизни.

Еще через месяц, в марте 1964 года, Бродского приговорили к максимально возможной мере наказания по статье «Тунеядство» — пяти годам принудительного труда в удаленной местности.

Через полтора года благодаря огромной поддержке европейской литературной общественности, в частности заступничеству Жана-Поля Сартра, срок наказания сократили до фактически отбытого, поэта освободили в сентябре 1965 года, и он вернулся в Ленинград.

Позже, рассказывая об этом периоде свой жизни, Бродский говорил, что его во время суда больше волновал разрыв с любимой — Марианной Басмановой, а не обстоятельства судебного процесса, которые он почти не запомнил. А время своего пребывания в деревне Норенская Архангельской области называл потом «самым счастливым в жизни».

Но спектакль «Суд над тунеядцем Бродским», поставленный известным петербургским режиссером Денисом Шибаевым совместно с проектом «Открытая сцена» и театром «БААТ», рассказывает не о перипетиях судьбы будущего нобелевского лауреата — это скорее поэтическая фантасмагория, в которой реальные события переплетаются с образами, рожденными поэзией Бродского, творчеством друзей из его ближайшего окружения, фантазиями авторов постановки.

Темное пространство сцены, напоминающее наглухо закрытую комнату, без всяких дополнительных ухищрений превращается то в зал суда, то в коммунальную квартиру, то в литературную студию наподобие знаменитых ЛИТО, в которых молодые поэты читали свои первые вирши и обсуждали творчество единомышленников.

Кентавр, Фаталист, Человек с зеленым лицом, Зэк Негр, Довлатов, Маруся и Невеста — семь актеров в «Комедии без антракта», как определяют жанр действия постановщики, то двигаются по сцене в замысловатой последовательности, то замирают вокруг огромного стола. Стихи Бродского перемежаются строчками из протоколов судебных заседаний, прокурорскими окриками, воспоминаниями друзей поэта.

В своем первоначальном замысле Денис Шибаев предполагал, что между артистами и зрителями может спонтанно во время спектакля возникнуть живая дискуссия. Пока такого открытого и непосредственного диалога между сценой и залом не случилось, но финальная сцена, когда все участники спектакля, выйдя на авансцену, лицом к лицу со зрителями, читают стихи Бродского, объединила любителей поэзии по обе стороны сцены.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.