Они не боялись, они просто глупы.
А глупцы очень подлые и низкие люди…
Нет ничего хуже уверенного в себе человека,
Нет ничего хуже уверенного в себе человека,
Он обычно склонен ошибаться…
4 февраля в зале Музея-квартиры Достоевского состоялась премьера нового петербургского проекта «Открытая сцена» — спектакль молодого режиссера Дениса Шибаева «Суд над тунеядцем Бродским». Данный спектакль — это первый шаг проекта «Открытая сцена» в Петербурге, основная идейная составляющая которого — это развитие малой и экспериментальной сценической формы. Актерский состав спектакля представляют актеры разных, в основном негосударственных театров. Владимир Антипов — режиссёр и актер собственного проекта «Организмы», Вадим Франчук актер «Русской антрепризы, Дарья и Валерий Степановы — актеры театра «Балтийский дом», Алексей Забегин, Вера Параничева и Карина Медведева представляют «Этюд-театр», Андрей Панин актер театра «БААТ».
В основе спектакля используются тексты записи процесса 1964 года, по делу Иосифа Бродского, сделанной из зала Фридой Вигдоровой, газетного фельетона «Окололитературный трутень» и стихов поэта. Авторы спектакля посвящают премьеру 75-летию со дня рождения Иосифа Бродского.
Первое, что поражает зрителя — это изумительное отсутствие декораций и «хорошо» подобранные костюмы, дополняющие ощущение нелепости происходящего на сцене, режиссер спектакля отдает основную роль абсурдности и безысходности происходящего процесса суда, олицетворяя его в образах героев. Артисты многолики и не имеют за собой конкретно закрепленной роли, каждый из них, в любой момент, может оказаться на стороне социальной агрессии или быть гонимым судом поэтом. Зритель оказывается поглощён в фантасмагорию меняющихся образов, где лирика поэта живет собственной независимой жизнью. Коллаж, в котором все полученное при помощи таких манипуляций может показаться несколько сумбурным, но оно при этом предельно концентрировано. На сцене монотонно и неспешно разворачивается человеческая драма. Важен не сюжет как таковой, а едкая сатира на современное общество в котором есть место повториться подобной истории сегодня.
В данной постановке невозможно отдать предпочтение или отметить по отдельности актерскую работу какого-то определенного артиста. Безусловно, непревзойденная Карина Медведева не давала отвести от себя взгляд на протяжении всего времени. Владимир Антипов, Алексей Забегин и Валерий Степанов с первого своего появления на сцене тоже приковывали внимание. Андрей Панин невольно заставлял улыбаться даже в моменты, где, казалось бы, можно только плакать…и наоборот. Вера Параничева поражала зал, неоднократно принимая ледяной душ.
И конечно, отдельная тема — это финальный монолог Вадима Франчука, хватающего прямо за сердце, держащий за душу. Он сопровождался гробовой тишиной в зале. Ни звука, ни шороха в зале, только слова поэта, переходящие в песню. Каждый из них смог осуществить гениальную режиссёрскую задумку с динамическими и меняющимися образами актеров, сформулировав и показав зрителю, бессмертными словами Бродского вечное противостояние между гонимым и гонителем.
Замечательная работа, которая вызывает восхищение и уважение.
Комментарии (0)