Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ПИСЬМА ВНЕ ВРЕМЕНИ

22 января на сцене театра Мастерская состоялась премьера спектакля «Письмовник» по одноименному роману современного писателя Михаила Павловича Шишкина в постановке Натальи Лапиной.

Роман вышел в свет совсем недавно, в 2010 году, но его сразу ждала известность, он был переведен на множество языков и уже пережил несколько постановок, в том числе и во МХАТе.

Сюжет романа прост, влюбленные пишут друг другу письма, но писатель разделил их не только в пространстве, но и во времени. Девушка живет в эпохе миллениума, а юноша воюет на русско-китайской войне. По сюжету романа, истории двух героев развиваются не только параллельно (они находятся в разных эпохах), но и не совпадают во времени. Несмотря на то, что главный герой гибнет на войне, девушка по-прежнему продолжает писать ему письма, в то же время влюбленные не слышат друг друга, если в начале их воспоминания перекликаются, то со временем они совершенно отдаляются, находятся в совершенно разных условиях, сталкиваясь с непохожими жизненными ситуациями.

Спектакль динамичный, в нем множество второстепенных персонажей, которые, постоянно перевоплощаясь из одной роли в другую, иллюстрируя рассказы героев от первого лица. То же самое происходит и с декорациями, простыми, но с множеством скрытых ящичков, деревянный помост с легкостью превращается и в ванную, и в военный госпиталь. Длинные монологи оживают, благодаря множеству деталей, а это бесчисленное число эпизодов — детство главных героев, война и будничные зарисовки. Для зрителя же остается загадкой, как актеры так быстро переодеваются и входят в новую роль…

Главная героиня романа — Саша (Александра Мареева). На ее плечи взваливается весь нелегкий груз взросления и разочарования, героиня меняется на глазах у зрителя, приближаясь к печальному финалу, тогда как ее Володя (Андрей Аладьин) в течение всего спектакля молод и влюблен в войну, о которой рассказывает с необыкновенным энтузиазмом, с волнением и радостью встречая новые приключения.

Режиссеру удалось раскрыть и оживить текст, сделав его еще интереснее, при этом сохранив авторский замысел. Любовь, оторванная от действительности и потерянная во времени, дает героям надежду и помогает воспринимать суровую реальность, в то же время помогает открывать себя и видеть мир другими глазами.

Первый и последний монолог спектакля начинается в трамвайном вагоне, где еще совсем юная и восторженная героиня рассказывает зрителю о своем восприятии мира и делится своими мыслями, там же она оказывается в конце, потерянная и постаревшая, обнимая девочку-Снегурочку.

Главное достоинство спектакля — новизна. Это новый текст и сюжет, который возможно для многих станет настоящим открытием, это непростая, но в то же время очень трогательная и честная история любви двух далеких друг от друга людей. Наталье Лапиной и актерам, удалось очень удачно инсценировать текст, который легко бы было сделать банальным, но постановка, напротив, смогла сделать его интереснее и доходчивее. Он ясен, и в то же время за простыми человеческими трагедиями скрывается нечто большее, течение жизни, имеющее свой, глубинный смысл. Благодаря постоянному движению и тонкому юмору, который удается перенести на сцену, постановка смотрится на одном дыхании.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.