Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

О СПЕКТАКЛЕ

Приглашая для постановки классической пьесы Генрика Ибсена москвича Юрия Квятковского, театр «Приют Комедианта» явно рассчитывал привлечь в свой зал и молодую аудиторию. Оправдался ли этот расчет — пока говорить рано. Однако петербургский дебют создателя хип-хоперы «Копы в огне» в общем и целом следует признать удачным. Хотя и не бесспорным.

Действие драмы, написанной в 1879 году, режиссер вместе с художником—постановщиком Полиной Бахтиной перенес в век компьютерных технологий, ослепительно белых интерьеров и стерильной жизни, очищенной от бытовых мелочей и сложностей. Хозяин прекрасного, оснащенного по последнему слову техники дома, адвокат Хельмер (Александр Иванов) время свое впустую не тратит. Упражняясь на беговой дорожке, он беседует с женой Норой (Ольга Белинская). Ей же приходится как-то соответствовать высокотехнологичной обстановке. Внешне она поначалу похожа на робота — ярко—желтые жесткие прямые волосы, геометрически простроенные платье и пальто, пластиковые сумки—"яйца«. Поначалу ее манера разговаривать жеманная и слегка надменная — смахивает на речь механических персонажей из фильмов о далеком будущем. О чем—то живом и настоящем в этом сверху донизу запрограммированном мире (дворецкий и дети четы появляются только на гигантском телеэкране) напоминают крошечные детали — сухарики, вытащенные откуда—то из-под полы, печеньки, запрятанные в одной из сумочек и т.д. В остальном — всё предельно утилитарно и функционально. Вот в гости приходит доктор Ранк (Илья Дель) и во время разговора изъявляет желание покурить. Не успевает он вытащить сигарету, как откуда-то сверху спускается пластиковый колпак и закрывает его по плечи — ведь ничто не может нарушать идеальный климат. Ибсеновское повествование нарушается время от времени зонгами, положенными на музыку Михи Архангела. Герои пропевают кульминационные реплики и после вновь возвращаются к прозе.

Постановка так бы и осталась «старой песней на новый лад», если бы режиссер не прибегнул к технике verbatim. В текст постановки вводятся монологи исполнителей о событиях прошлого, случившихся в их жизнях. Одетые в обычную одежду, они через определенное количество эпизодов, выходят на авансцену, садятся на табуреточку и принимаются рассказывать. Воспоминания вертятся вокруг одной и той же темы — разной степени боли, которую довелось испытать всем без исключения. Время от времени речь прерывается вопросами, которые задает сидящий среди зрителей драматург Андрей Стадников. Смысл их состоит в том, чтобы попытаться выяснить — есть ли совпадения между вымышленными персонажами и живыми людьми. Самый живой отклик у публики вызывают Юлия Дейнега и Илья Дель. А самой отчаянно эмоциональной выходит история Ольги Белинской, завершающий череду монологов. Жуткий рассказ о «воспитании чувств», последовательно проводимого родным отцом, отзывается внезапно резко. И когда Торвальд и Нора выходят на сцену, чтобы произнести финальные ибсеновские реплики, то понимаешь насколько фальшив и надуман мир, в котором живет самоуверенный адвокат. И сколь внутренне сильным нужно быть, чтобы позволить себе высечь хотя бы искру неподдельного чувства.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.