Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ЛЮБОВНАЯ ИСТОРИЯ: REPEAT

В театре «Приют комедианта» прошла премьера спектакля Дмитрия Волкострелова «Любовная история» по пьесе немецкого драматурга Хайнера Мюллера. Что может быть банальней «любовной истории»? Только рецензия на неё.

Тональность спектакля Дмитрия Волкострелова — монохромна и медитативна. Режиссёр не без иронии гипнотизирует зрителя обыденностью любовной ситуации, перепетой множество раз и эпоху классики, и в эпоху постмодерна. Частности — вариативны. «Общие черты» — предсказуемы.

Главные герои — юноша и девушка — после короткого знакомства на железнодорожном перроне, начинают встречаться. Молодой человек учится в университете и размышляет о гендерном равноправии. Девушка работает на фабрике и думает о более будничных вещах. Они ходят в кафе, гуляют по парку, купаются в озере, наблюдают за людьми вокруг — ровесниками и теми, кто постарше. Героиня сообщает о своей беременности. Отвергнув радикальное предложение возлюбленного о разрешении «проблемы», девушка отвергает и его самого…

У Волкострелова абсолютно не агрессивный театр (напомним, что в 2010 году со своими однокурсниками по мастерской Льва Додина он основал театр «Post»). В театральной режиссуре его интересует не сценическое действие, а взаимоотношения между актёром и текстом. Поэтому в его спектаклях так много вдумчивой «читки».

В «Любовной истории» текст Хайнера Мюллера «исполняет» актёрский квартет из Алёны Бондарчук, Алёны Старостиной, Ильи Деля и Ивана Николаева — каждый из пары персонажей пьесы имеет по два аватара в спектакле. Текст разыгрывается на разные лады, с многочисленными повторами, «наложениями», эхо-эффектами… Мизансцены представляют собой не столько взаиморасположение исполнителей, сколько — синтаксис спектакля в целом.

Вместе с нарочитым вниманием к тексту появляется и его мета-уровень: те, реакции и ситуации, которые выстраиваются «над» ним, «вокруг» него. В «Любовной истории» полноценной частью действия становится реакция на него зрительного зала. Особенно — в самом начале, когда каждый из актёров молча и подолгу стоит на сцене, не делая больше ничего, провоцируя у публики то смех, то свист, то аплодисменты — это напоминает скандальное исполнение пьесы «4`33» Джона Кейджа, когда внимание, согласно заданной концепции композитора, должно было смещаться с исполнителя на слушателей.

Во вступительном слове к своей «Любовной истории» Дмитрий Волкострелов пишет: «Спектакль будет, в том числе, и о равноправии полов. Мне кажется это очень важная тема, и сегодня не теряющая своей актуальности. Вроде бы столько завоеваний в этой области… На самом же деле ничего подобного». Почему? Театр «Post» не даёт ответов. Потому что никаких «ответов» не существует. Существуют — интонации текста и «механика» сюжета, которая, многократно повторяясь, не позволяет последовательности действий в жизни и на сцене оформляться во что-то кроме «Любовной истории» с заранее известным финалом.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.