Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ГРАФОМАН ВЫЗВАЛ НОСТАЛЬГИЮ ПО СЧАСТЬЮ

В театре имени Комиссаржевской состоялась премьера спектакля «Графоман» по одноименному рассказу Александра Володина. Постановку осуществил Александр Баргман, недавно ставший главным режиссером театра. В главной роли выступил заслуженный артист России Сергей Бызгу. Его партнерша по сцене — Анна Вартанян

Постановка, обозначенная в программке как «провинциальная фантасмагория в двух действиях», получилась теплой и сентиментальной. Вокруг главных героев — инженера Мокина и его жены Галины Петровны — выстроились другие сюжетные линии, где главное место занимают взаимоотношения дочери с женатым художником. А рядом еще масса что-то говорящих, поющих, танцующих, страдающих и мечтающих о лучшей доле персонажей. Баргман любит нанизывать историю на историю, снабжать сюжет рассказами, дополняющими жизнь во всех ее проявлениях. Здесь нет строго выстроенного сюжета — впрочем, это присуще манере Александра Володина, режиссер и писатель тут явно совпали в своем видении искусства.

Баргман взял за основу рассказ «Графоман», нагрузив его отрывками из разных произведений: мы узнаем монолог из пьесы «Пять вечеров», фрагменты из книги «Записки нетрезвого человека», звучат стихи Володина. В спектакле, поставленном Баргманом, чудесным образом будто оживает сам Володин — он и есть главный герой, потому что существует его личная интонация: она не просто сохранена, а любовно упакована, убаюкана, вкусно подана, заразительна по своей душевности и человечности. Эта интонация наполняет ностальгическими нотами каждого помнящего времена 40-50-летней давности, волнует того, кто воспринимает жизнь как цепочку невероятных случайностей и встреч, способных нас менять — и менять все-таки к лучшему.

Зритель мог увидеть архетипичные ситуации из 60-70-х: ресторан, поющая на заказ эстрадная исполнительница, лихой мужик в зимней шапке-ушанке, дээндэшники, сумасшедший психотерапевт, впавший в тяжелую депрессию. Зритель живо отзывается на безответное чувство официантки, рецепты мужчины, у которого лицо «как броня», исповедь многодетной женщины, переставшей верить в любовь. И наконец за всеми этими человеческими историями вдруг начинает звучать пронзительной нотой история скромного инженера по технике безопасности, а по велению души — поэта Мокина, который долго и безуспешно пытается напечатать свои стихи. Наконец их опубликовали в журнале «Молодой колхозник». Никто поэту не пишет, отзвука нет… И лишь одна неизвестная поклонница из Таганрога оценила, ответила, почувствовала его тонкую натуру. В противоположность жене, которая давно уже не слышит его души… К ней, к ней, в Таганрог — срочно ехать, мчаться, общаться, упиваться родством душ! Ах, как в этом романтизме виден Володин. И как точно это состояние полета, влюбленности передает Сергей Бызгу.

Зритель сочувствует и готов плакать, ведь все в зале знают эту интригу: ценительница поэзии — это и есть жена поэта, это она, «глухая и бесчувственная», писала своему мужу якобы из Таганрога, переправляя туда письма дяде, а тот переписывал их для поэта.

И когда происходит встреча в этом самом Таганроге, куда успела добраться Галина Петровна, она происходит опять же так по-володински — в ней понимание, прощение, озарение, ощущение чуда и надежда на то, что эти двое не на разных полюсах, они еще могут услышать друг друга и любить, любить…

В спектакле много добротных актерских работ, невозможно не наслаждаться обаянием Маргариты Бычковой, Полины Шустаревой, Ольги Ариковой, Анатолия Горина, Дениса Пьянова, которые сыграли каждый по три роли. И еще раз отмечаешь для себя, что труппа Комиссаржевки будто создана для таких человеческих историй, где и требуется, и хочется самим актерам играть от души, с азартом и глубиной вживания в роль. И зрителю импонирует и тема, и такой способ сценического существования.

Вопрос только в том, насколько часто находятся сильные режиссеры для столь яркого актерского состава и как часто обнаруживаются пьесы, которые по-настоящему задевают зрителя. Речь не о классике, а о драматургии современной. Зритель способен, конечно же, сублимировать пережитое, ностальгическое в сегодняшнее свое состояние. Но кажется, что современную драматургию (а она, конечно же, есть) упорно не хотят замечать ни режиссеры, ни худруки театров. И в этом можно углядеть некую беспомощность театра сегодняшнего (в принципе, не только о Комиссаржевке речь), которому все время требуются подпорки из прошлого, веками проверенного. Володин в данном случает очень выручает. Но это к слову.

«Графоман» вышел очень симпатичным. Среди зрителей оказалась и Алиса Фрейндлих. Аплодировала она от души.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.