Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ДНИ ЖИЗНИ РУССКОЙ АНТРЕПРИЗЫ

Послушать «сумасшедшего антрепренера» Рудольфа Фурманова, так его театр давно заткнул за пояс БДТ и МДТ, а спектакли, как на подбор, самые лучшие. Наверное, так считают и другие руководители театров. Мечтать, как говорится, не вредно. Но удивительное дело: за последние сезоны глава «Русской антрепризы» им. Андрея Миронова сумел убедить в том, что его театр лучший, не только артистов и зрителей, но и кое-кого из режиссеров и критиков. Можно даже сказать, что здесь открыли и вырастили режиссера — чем сейчас стационарные театры практически не занимаются.

Пока Влад Фурман снимает сериал за сериалом и фильм за фильмом, спектакли ставит его однокурсник Юрий Цуркану. Со времени их совместной учебы у Товстоногова, Кацмана и Малочевской минуло уже почти двадцать лет. У режиссера богатый послужной список, но внимания заслуживает тот факт, что в «Русской антрепризе» он уже шесть премьер выпустил. И раз от раза у него это получается все лучше и лучше. Так что на сей раз антрепренер-фантазер Фурманов не шутит.

Сейчас Цуркану поставил «Дни нашей жизни» — сложнейшую пьесу Леонида Андреева, которую на протяжении XX века брались ставить многие, но мало у кого получалось. В отдельных ролях блистали отдельные большие артисты, но в целом пьеса, что называется, в руки не давалась. Написанная в 1908 году, она существует на грани между столетиями и стилями. От реализма не совсем ушла, а до символизма не вполне дошла. Условно говоря, затерялась между Горьким и Чеховым.

Режиссер эту грань прочувствовал. И актерам сумел передать ощущение зыбкости существования их персонажей. В чем ему, несомненно, помог сценограф Владимир Фирер. Здесь нет сочных картин старой Москвы, Воробьевы горы, Тверской бульвар и дешевые меблированные комнаты размещаются на скошенных деревянных мостках, ведущих героев как вверх, так и вниз. Тянет их, конечно, в небо, но земное притяжение не пускает, оттого легче скатиться по ним вниз.

А героиню — Оль-Оль — и вниз тоже сильно тянет. Стоя на краю обрыва, она так и норовит сделать шаг в бездну, из-под ее ножек, обутых в высокие ботиночки, уже даже камни начинают сыпаться. Хорошо, что влюбленный в нее студент Глуховцев вовремя успевает подхватить… Правильно выбрать актрису на роль Ольги Николаевны — значит понять Леонида Андреева и то, что он хотел сказать этой пьесой. Режиссер нашел идеальную исполнительницу — актрису БДТ Полину Толстун. Ее героиня не просто юная и очаровательная, она вся светится прямо-таки ангельской чистотой. Притом что страдает комплексом «дамы с камелиями». Конечно, это чисто русский вариант Маргариты Готье: Оль-Оль не может огорчить отказом свою мамашу-сутенершу, но и студента Глуховцева всей душою любит и жалеет.

Первая любовь студента словно заранее обречена на крах: герой Сергея Дьячкова еще не знает, что его избранница содержанка, однако вселенская печаль видна в его глазах и слышна в речах. Кажется, что история эта кончится весьма печально. Однако режиссер не забыл об автобиографичности сюжета, закольцованного прологом и эпилогом, там мы видим постаревшего и уже окончательно разочаровавшегося в идеалах юности Глуховцева где-то в финской глухомани (вспомним дачу Леонида Андреева на Карельском перешейке!). Финал остается открытым. Что не умаляет драматизма истории.

История «Русской антрепризы» между тем развивается в противоположном направлении. Что можно наглядно наблюдать даже в тесном фойе театра, стены которого едва умещают все портреты петербургских и столичных артистов, выходящих на эту сцену. Рядом с начинающими (непременно обратите внимание на Ярослава Воронцова) — опытные мастера, которые здесь играют ничуть не хуже, чем по месту основной работы. Скажем, в «Днях нашей жизни» Сергей Барковский так тонко и напряженно ведет роль любителя тихих семейств Онуфрия, что ее не сочтешь ролью «второго плана». Воистину: нет маленьких ролей, а есть большие артисты.

И лично у «сумасшедшего антрепренера» все складывается тоже неплохо: звание народного артиста получил из рук президента, в зале всегда аншлаг, а премьера обещает очередной золотой дождь из «Масок», «Софитов» и даже, может быть, «Прорывов».

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.