
-
О конкурсе-фестивале коротких пьес «Stories»
В театре «Суббота» завершился VI Конкурс коротких пьес «Stories», основная задача которого — открытие новых имен. Но прочитав пьесы, просмотрев эскизы и прослушав экспертов, понимаешь, что у проекта огромное количество функций. Обращаешь внимание уже не только на заложенные драматургом смыслы и их режиссерскую интерпретацию. После каждого показа и его обсуждения складывается ощущение, что тексты и их репрезентация в форме эскизов позволяют задуматься о проблемах и тенденциях, характерных для нынешнего театрального искусства.
-
Евгений Писарев поставил последнюю пьесу Камерного театра
«Плохие хорошие». По пьесе О. Уайльда «Веер леди Уиндермир».
Театр имени Пушкина (Москва).
Режиссер Евгений Писарев, художник-сценограф Максим Обрезков, автор сценической версии Сергей Плотов.Пьесы Оскара Уайльда почему-то мало востребованы нынешним театром, хотя это эталонный образец туго закрученной интриги, парада характеров и словесного блеска. Возможно, потому, что это утонченное удовольствие требует от зрителя искушенности, сосредоточенности на нюансах, от актеров — элегантного шика и умения держать класс, а от атмосферы в обществе — если не покоя, то хотя бы консенсуса относительно того, что такое хорошо, а что такое плохо. Во времена сплошной неоднозначности Евгений Писарев предложил сценическое размышление на эту тему, переделав название уайльдовской комедии «Веер леди Уиндермир» в «Плохие хорошие». Уайльд звучит в современном переводе Сергея Плотова, звучит естественно и остроумно, но на языке произведения обновления не закончились, о чем в свое время ниже.
-
«Стихам здесь не место».
Театральная компания «Разговоры».
Режиссерская группа: Борис Павлович, Аглая Соловьева; художественно-постановочная группа: Ксения Тараканова, Наталья Федорок, Елена Чебуина.Спектакль Бориса Павловича и Аглаи Соловьевой — это алогичные связи и абсурдные сочленения смыслов. Это случайно возникающие ассоциативные ряды и парадоксально сосуществующие в одном пространстве образы. Это веселые стишки, рождающиеся на фоне угрожающей черной кованой стены — то ли тюремной камеры, то ли борта ледокола (спектакль играется в помещении бывшего банковского сейфа). Классические дорические колонны нелепо торчат по краям этого странного места — разрезанные поперек, они составлены наоборот: капитель встречается с базой ровно посередине. Нижняя часть, опоясанная черными деревянными каннелюрами, напоминает клетку для птичек. Но белые тканевые голубки не сидят за ее решеткой, а порхают вокруг, на свободе. По полу расставлены перевязанные бечевкой стопки старинных книг.
-
«Опыты драматических изучений. Пир после чумы». По мотивам произведений А. С. Пушкина.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Арсений Бехтерев, художник-постановщик Денис Короткевич.Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. С. Пушкин«Пир после чумы» Арсения Бехтерева становится живой инсталляцией о новой Чуме XXI века — ядерном апокалипсисе. Творцом и частью этой инсталляции становится Вальсингам в исполнении Ивана Кандинова. Он и конферансье, и председатель пира, и жертва, и единственный выживший, и будто бы устроитель этой бойни.
-
Больше всего голосов набрали «Холопы» в постановке Андрея Могучего в БДТ. В десятку также вошли (в порядке убывания числа голосов):
«Котлован» в постановке Антона Фёдорова, театр «Старый дом».
«Собачье сердце» в постановке Антона Федорова, МТЮЗ.
«Калечина-Малечина» в постановке Сойжин Жамбаловой, Няганский ТЮЗ.
«Палата номер 6» в постановке Льва Додина, МДТ-Театр Европы.
«Медовый месяц в кукольном доме» в постановке Петра Шерешевского, МТЮЗ.
«Три сестры» в постановке Андрея Маника, Пространство «Внутри».
«Ленинградские сказки» в постановке Филиппа Гуревича, РАМТ.
«Борис Годунов» в постановке Петра Шерешевского, Театр Наций.
«Закат» в постановке Дмитрия Волкострелова, Дом культуры «ГЭС-2».
«Три» в постановке Петра Шерешевского, Камерный театр Малышицкого. -
«Опыты драматических изучений. Каменный гость». По мотивам произведений А. С. Пушкина.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Арсений Мещеряков, художник Екатерина Эрдэни.Эта история случилась в 2023 году. Вася Сизов, ученик 8 «Б» класса, влюбился в учительницу литературы и русского языка Татьяну Кирилловну. У нее были рыжие волосы и яркие, небесного цвета глаза. Однажды Вася сделал ей предложение, на которое она ответила отказом.
Эти строки появляются на заднике в самом конце спектакля — не слишком заметно и как бы между делом. Ну, было. Мало ли восьмиклассников влюблялось в учительниц и получало отказ? Сюжет, такой же распространенный в частной жизни, как Дон Жуан — в мировой литературе.
-
«Опыты драматических изучений. Моцарт и Сальери». По мотивам произведений А. С. Пушкин.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Александра Толстошева, художник Елена Духан.Предуведомление: текст написан о премьерном показе. Каждый спектакль будет иным.
«Еще одно, последнее сказанье — и летопись окончена моя». Для Моцарта и Сальери — не закончится никогда.
Удивительное дело. Беккетовские Владимир и Эстрагон очутились не на обочине, но на краю железной дороги — чевенгуровских ли рельс? чеховских ли? сталкеровских? ведущих в Зону и там обрывающихся... В общем — в пустом пространстве без времени и опознавательных знаков оказались Гого и Диди / Рози и Гиля / Моци и Сали. Слепой Скрипач — их Поццо или Лакки. Только они не ждут Годо, какое тут — «говорят, нет правды на земле, но правды нет и выше».
-
Монофест «Наше все» в БДТ им. Г. А. Товстоногова
В спектакле Александры Толстошевой «Моцарт и Сальери» (БДТ) бомжеватые композиторы-классики сидят на обрезанном полотне железной дороги. То ли Розенкранц и Гильденстерн играют в «протошахматы», то ли Владимир и Эстрагон ждут Годо. Рельсы оборваны, ехать некуда. Что остается в этой ситуации? Правильно, только репетировать! Бесконечно играть, пробуя варианты импровизаций. Валять дурака и доставать жизненную энергию из самих себя, из театра, из партнерства — что и делают наученные В. Фильштинским когдатошние «однокорытники», блистательно работающие в дуэте Андрей Феськов и Павел Юринов (В.-А. Моцарт и А. Сальери соответственно).
-
«Золушка». Дж. Россини.
Нижегородский театр оперы и балета.
Режиссер Игорь Ушаков, сценографы Максим Осветимский и Нина Кобиашвили, дирижер Дмитрий Синьковский.При упоминании сказки о Золушке человек в нашей стране скорее всего вспомнит не галантный вариант Шарля Перро и не кровавую жуть братьев Гримм (там, как известно, одна из злобных сестричек откромсала себе пальцы на ноге, а другая пятку, чтобы впихнуть стопу в заветную туфельку). Перед глазами у нас встанет Эраст Гарин — Король в фильме Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, произносящий в финале бессмертную формулу Евгения Шварца: «Никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым».
-
В архиве появился № 115. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Эх, Владимир Константинович, дорогой, дальняя дорога...
На русское Рождество, 7 января, он написал, и сразу сердце защемило: «Как тут у вас? А я сегодня только вернулся. Был, говорят, далеко. Электрошокерами выгоняли. Не дай вам Господь. Расскажу, оклемаюсь».Ну вот еще добавочные двадцать дней дал ему Господь и теперь уже окончательно забрал.
-
«12 клоунов в поисках счастья».
Театр на Цветном.
Режиссер Кирилл Вытоптов, драматург Михаил Дегтярев, художник-постановщик Тимофей Рябушинский.Не каждый день в Москве открывается новый театр. Не каждые сто лет в мире открывается театр, объявляющий себя домом клоунов. Да и было ли вообще такое...
Речь о Театре на Цветном, который открылся 12-го числа 12-го месяца 2024 года спектаклем «12 клоунов в поисках счастья». Он — результат совместных усилий компании MTC Live, сети ресторанов Антона Пинского Pinsky & Co и лейбла «Клаунхаус». Но если «Клаунхаус» уже довольно давно и последовательно развивает клоунское направление, то интерес крупных коммерческих компаний к клоунаде скорее из разряда неожиданных приятных чудес.
-
«Улитка на склоне». А. и Б. Стругацкие.
Театр МТЮЗ.
Режиссер Петр Шерешевский.«Улитка на склоне» — самая загадочная повесть Стругацких, которую они считали самым значительным из своих сочинений. Одна история ее публикации достойна пера сатирика или сюрреалиста. Состоящую из двух переплетающихся частей повесть они сами разделили, опубликовав одну часть, «Лес» (как более безобидную), в сборнике фантастики «Эллинский секрет», а вторую, «Управление», в журнале «Байкал». И все бы было ничего, но их соавтором по «Байкалу» оказался Аркадий Белинков, написавший статью о Юрии Олеше и вскоре сбежавший в США. До сих пор неизвестно, что послужило триггером — перебежчик или содержание «Управления», — но журнал стали изымать из библиотек, а в Улан-Удэ нагрянула нешуточная комиссия из 23 человек. Параллельно с изъятием журнала росло количество самиздатовских копий. Их обладателей ловили, но те ссылались на то, что текст был «опубликован в СССР», что спасало их от положенной расправы.
-
«Первая любовь». Пьеса А. Гейжан по мотивам одноименной повести И. С. Тургенева.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Галина Зальцман, сценограф и художник по костюмам Дмитрий Разумов, композитор Василий Тонковидов.«Первая любовь» Галины Зальцман словно вырастает из тургеневских «Записок охотника»: компания мужичков с ружьями наперевес достает из болотных зарослей неудачливого самоубийцу (Богдан Коршунов). Кто-то обмолвился: третьего человека за это лето с ветки снимают. От любви, конечно. Узнав в юноше себя, один из спасителей (Денис Гильманов) начинает рассказывать историю своей первой любви — с этой незамысловатой мизансцены «Охотников на привале» и начинается погружение в зыбкую ирреальность воспоминаний.
-
О театральной лаборатории «Персоны» в Театре им. Ленсовета
Зритель любит биографические произведения. Приятно быть с классиком на дружеской ноге.
И нет ничего сложнее и неудачливее биографического жанра. В нем практически не было значительных спектаклей. Хотя много метался по сцене Пушкин, покусывая гусиное перо, а ряд композиторов в ночных рубашках кидались к роялю в полусумраке раннего утра. И хотя в жизни так бывает — кусают и кидаются, — вынести в театре это всегда сложно.
-
«Сколько весит Сверчок?»
Театр Karlsson House.
Режиссер Наталья Слащева, художник Виктор Клочко, композитор Пафнутий Кузюкян.Я долго собиралась написать об этой премьере в Karlsson House. Уже успели выйти еще три или четыре новых. Мне, как Сверчку из спектакля, чего-то не хватало, чтобы сформулировать свои мысли на листке бумаги. «А зачем?» — думала я, как Сверчок. Отсутствие мотивировки сближало меня с главным героем. Я мрачнела и ждала, потом вдруг грусть проходила, я думала: «Еще не все потеряно», — но тут тоска возвращалась вновь. Я следила, как встает и садится солнце. В спектакле Сверчок тоже наблюдает за движением солнца, только сделано это буквально. Высокий парень, который назвал себя «Солнце» (Михаил Хлюнев), с желтым рюкзаком в виде четвертинки солнца и лучами на боку, то садился, то вставал, приговаривая «я село, я встало», и от этого загорались и пропадали блики на травинках (художник по свету Анастасия Пономарева).
-
«Лес» А. Н. Островский.
Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина.
Режиссер Олег Рыбкин, сценограф Игорь Капитанов.С первых минут спектакля «Лес» Олега Рыбкина зрители слышат «извольте-с», «пожалуйте-с» и «довольно-с», верно прочитанные по тексту с образцово-показательным посылом в зал. Артисты играют так, что слезы взаправду брызжут из их глаз, а лбы наливаются потом. Кажется, что из-под полы вот-вот покажется суфлер, хотя все исправно знают свои реплики и в этом нет необходимости. Но все здесь так и говорит о том, что суфлер в русле доброй театральной традиции, затаившись, глотает пыль подмостков.
-
«Евгений Онегин». П. И. Чайковский.
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета.
Режиссер Владимир Кехман, сценограф Вячеслав Окунев, дирижер Михаил Татарников.Один из самых образованных людей в российском музыкальном театре (1989-й — факультет иностранных языков Самарского пединститута, 2009-й — диплом продюсера в СПбГАТИ, 2021-й — диплом режиссера в ГИТИСе) Владимир Кехман в марте прошлого года дебютировал в качестве оперного постановщика в Михайловском театре, препарировав оперу Верди «Травиата». Теперь он решил художественно высказаться во второй своей вотчине, Новосибирском оперном (на очереди — также выданный ему на кормление «доронинский» МХАТ). Для Сибири он выбрал «Евгения Онегина». Любопытно, что в этом сезоне премьера этой оперы была и в Михайловском — ставил ее там хореограф Начо Дуато. То был аккуратный неяркий спектакль, примечательный лишь почти пустой сценой (будто сочинитель танцев все собирался запустить там в работу балет, но так и не собрался) да диковатой сценой дуэли, где раненый Ленский ползет к Онегину, как недостреленное на охоте животное. Худрук Кехман выпустил этот опус и улетел выражать себя в Новосибирск.
-
«На почтовой станции».
Дом станционного смотрителя (Выра).
Режиссер и драматург Арина Полякова, художник Анастасия Шафикова.Суббота. Пасмурный день. Электричка. Автобус. Выра.
Сам по себе путь до Выры, в которой играется спектакль, — микропутешествие со своей драматургией и героями. Вот задумчивый мальчик, смотрящий в окно электрички, выглядывающий что-то среди чуть пожелтевших деревьев; вот добрая старушка, читающая книжку; вот уже случайные попутчики в маршрутке, на входе в которую грубыми репликами встречает хамоватый водитель; вот и очаровательные смотрительницы музея «Дом станционного смотрителя». Создатели спектакля вынужденно дарят зрителям чудное ощущение пути, дороги к чему-то светлому и беззаботному.
-
«Еще один, Карл».
Театр в Театральном музее.
Режиссер и драматург Дмитрий Крестьянкин, художник Шура Мошура/13 января 2025 года я зафиксирую как момент личного театрального счастья, мгновение театрального ликования. И одновременную — внезапно — радость принятия жизни, какой бы они ни была, — в том числе той страшной и одновременно прекрасной, которую спектакль «Еще один, Карл» весело и энергично приветствует яростным звоном бутафорского щита.
комментарии