
-
О режиссерской лаборатории Большого детского фестиваля «Эхо БДФ — Красноярский край» в Красноярском ТЮЗе
Большой детский фестиваль продолжает путешествие по России. Как и студенты Мастерской Юрия Бутусова. Путешественники пересеклись в Красноярском крае, где проходила режиссерская лаборатория «Эхо БДФ». Лаборатория была аж в трех театрах: Железногорском театре кукол «Золотой ключик», Красноярском музыкальном театре и Красноярском ТЮЗе. В последнем и ставили свои эскизы бутусовцы.
-
«Река Потудань». А. Платонов.
Ханты-Мансийский театр кукол.
Режиссер Елена Евстропова, художник Лилия Жамалетдинова.В спектакле Елены Евстроповой достаточно много текста, он максимально приближен к оригиналу и вложен в уста рассказчицы (Ольга Гапеева). Она в сером длинном платье и босая (символ неприкаянности и потерянности) произносит текст «Реки Потудань» высоко и возвышенно. Конец фразы часто трижды повторяется, и этот рефрен придает и так поэтичному тексту Платонова практически фольклорный мотив. Так режиссер спектакля сочиняет миф о первых людях в разрушенном, разоренном мире.
-
«Энох Арден». Р. Штраус.
Дом культуры «ГЭС-2».
Режиссер Дмитрий Волкострелов.Мелодрама для чтеца и фортепьяно — определение уникального теперь жанра «Эноха Ардена» звучит рифмой само по себе. Эту вещь Рихарда Штрауса, автора музыки и либретто, написанного им по поэме Альфреда Теннисона с тем же названием, единственный раз исполнили в битком набитом Актовом зале «ГЭС-2» в рамках программы «Истории музыки». Идеолог и куратор проекта Дмитрий Ренанский, представляя его публике, рассказал об экспериментах композитора, занимавшегося «поисками оптимального баланса между сюжетными перипетиями и законами музыкальной формы». Говорил он не только о Штраусе и Теннисоне, но и о Густаве Шпете, чей перевод поэмы, сделанный им в томской ссылке незадолго до расстрела в 1937 году и опубликованный только полвека спустя, был исполнен на гэсовской сцене.
-
«Сильва». И. Кальман.
Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой.
Режиссеры Василий Козарь и Василий Буткевич, руководитель постановки Олег Меньшиков, художник Михаил Гербер, дирижер Денис Виноградов.Место действия? Москва. Наш быстро меняющийся город, в котором на центральных улицах арендаторы сменяют друг друга с космической скоростью, и где вчера торговали телефонами — нынче продают нижнее белье, а завтра там же поселится дорогущая фермерская лавка. (Герои в первой же сцене обсуждают, где находится знаменитое кабаре — «а, это там, где был ювелирный».) Время действия? Ну, условно наше. Народ переписывается в мессенджерах, Бони упоминает модное место «у Симача» (то есть заведение модельера и ресторатора Дениса Симачева).
-
«Евгений Онегин». А. С. Пушкин.
Московский академический театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Егор Перегудов, сценография и костюмы Владимира Арефьева.«Поэт погиб — о нем два сердца, может быть, еще грустят... На что грустить?» Этому вопросу, обращенному к горстке камней на авансцене (могиле Ленского), спектакль будет верен до конца. Грустить тут никто не собирается. Даром что смерть поэта повисает с первых минут. Слезы целиком отданы то прорывающейся плотине («стене плача»?) позади, то бурно рыдающим ручьям, по которым Татьяна (Варвара Бочкова) с девушками запускает через всю сцену кораблики-письма, то слегка журчащей фоном воде, пока артисты упражняются в декламации и льют потоки словес, периодически ожидая из зала продолжения строф. После метаний и рычаний обезумевшей от любви Татьяны ее саму няня неоднократно кропит святой водою в надежде бесов унять... По лужам потом как следует пройдутся швабрами — гостям Татьяниных именин еще отлеживаться на полу после шумной ночки под одеялами-сугробами, так что помыть сцену не помешает.
-
К 80-летию Льва Стукалова
В Ленинградском нашем Театральном институте, основные занятия которого менять название и выпускать из своих крепких стен Лёвушек Додиных и Маринок Неёловых, есть первый этаж.
Там две огромные аудитории, бюсты каких-то ехидных античных театральных мужчин и мраморный камин.
Идет 1966 год. Мрамор желтоват от табачка, каминная полка широка и просторна.
Двое студентов — режиссерского и театроведческого факультетов — Лёва Стукалов и Вадя Жук неустанно играют «в коробок». Правила игры я вам объяснять не буду. Вы и в теории Станиславского не шибко разобрались, а тут такие сложности.
Стукалов в основном выигрывает. За период обучения он выиграл у Жука копеек 47-48.
Это полторы пачки болгарских сигарет, которые они не выпускают из красиво очерченных губ. -
«Мрамор». И. А. Бродский.
Музей-квартира Иосифа Бродского «Полторы комнаты».
Постановка Евгения Цыганова.Алена Ходыкова — Алисе Фельдблюм
Время действия — 28 января 2025 года, место действия — музей-квартира Иосифа Бродского, пространство действия — Петербург и весь мир. Пьеса «Мрамор» написана Бродским в 1982 году, и уже не в «Полутора комнатах», а в американской эмиграции. Актер Евгений Цыганов вместе с командой музея придумал масштабную акцию памяти поэта: прочитать текст пьесы в доме Бродского — в формате онлайн-спектакля, который можно увидеть из любой точки Земли. Концептуально это очень красивая история...
-
«Две Анны». Проект фестиваля «Дягилев. P. S.» и компании MuzArts. Режиссер Феликс Михайлов, сценограф Мария Трегубова.
«Анна Ахматова. В чертогах памяти». На музыку С. Франка. Хореограф Юрий Посохов.
«Анна Павлова. Без любви». И. Демуцкий. Хореограф Павел Глухов.Два балетных предприятия — петербургский Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» и московская продюсерская компания MuzArts — объединились, чтобы выпустить мировую премьеру. В наше время, когда крупнейшие театры экономят на новинках (а еще больше боятся риска с неопробованными названиями) и делают ставку на возобновление старых спектаклей, это почти что подвиг — затеять и сделать спектакль с нуля. Диптих «Две Анны», для которого Юрий Посохов поставил одноактовку об Анне Ахматовой, а Павел Глухов — об Анне Павловой, впервые был показан в Петербурге на сцене БДТ, а затем его ждет гастрольная жизнь.
-
О XXI Театральном фестивале «Пять вечеров» имени Александра Володина
Володинский фестиваль прошел в этом году в 21-й раз. Возможно, в последний. Поскольку департамент культуры Ленобласти, откуда последние годы шло финансирование, в этот раз от участия отказался. Организаторы провели фестиваль на ранее сэкономленное и заработанное, но на этом запасы и закончились.
Как обычно, по нечетным годам фестиваль имеет образовательно-лабораторный формат: читки, обсуждения, круглые столы о современной драме, лекции Марины Дмитревской о Володине для горожан и участников фестиваля. И поездка на кладбище в день рождения драматурга.
-
«Женитьба». Н. В. Гоголь.
Пермский Театр-Театр.
Продюсер проекта Борис Мильграм.Марина Дмитревская — Алисе Фельдблюм
Привет, Алиса!
Все-таки когда очередное «невероятное происшествие» связано с Гоголем — это даже как-то украшает...
Несколько месяцев Пермский Театр-Театр анонсировал «Женитьбу» в постановке Михаила Бычкова и оформлении Семена Пастуха, и вдруг — раз! Приезжаем мы с Вами, а премьерная афиша пуста: ни режиссера, ни художника, спектакль поставил и оформил себя сам. Случилось это внезапно до последней степени, как и подобает жанру «невероятного события», а их немало развелось в нынешнем времени.
-
О режиссерской лаборатории бутусовцев в челнинском театре «Мастеровые»
Набережные Челны на неделю стали площадкой для экспериментов режиссеров бутусовского помола — выпускники ГИТИСа захватили театр «Мастеровые». Ученики Бутусова успели зарекомендовать себя как некую общность: под эгидой мастера режиссерский коллектив колесит от театра к театру («Маяковка» — Челны — Красноярск), однако, несмотря на схожесть волнующих тем, картель Бу все больше выражает индивидуальность режиссерских подходов.
-
«Море времени».
Дом культуры «ГЭС-2».
Команда авторского театра «Пух и Прах» — Этель Иошпа, Анастасия (Алена) Смирницкая, Сергей Быстров; драматург Полина Коротыч, хореограф Албертс Альбертс, композитор Антон Светличный, художник по свету Максим Бирюков.Нынешняя аномально теплая и бесснежная зима не похожа сама на себя. Интересно, что теме природной катастрофы — Всемирного потопа — был посвящен и спектакль «Море времени» в московском Доме культуры ГЭС-2, который задумывался как новогоднее представление для детей, но вышел далеко за рамки этого традиционного жанра.
-
Сегодня мы поздравляем с юбилеем Елену Иосифовну Горфункель, блестящего представителя петербургской театроведческой школы. Елена Иосифовна — живое воплощение идеального театроведа: и критик, и историк театра, и педагог. Преподает историю зарубежного театра — при этом написала замечательные книги о театре российском. Ее любимые герои — представители режиссерской профессии, при этом мало кто из критиков так понимает и чувствует актера. (Одна из моих любимейших ее статей — «Мольеровский актер», в которой история театра и современная сцена сопрягаются, и знание того, что было когда-то, проявляет смысл того, что возникает в наши дни.) Широта ее научных интересов совершенно небывалая, она глубокий исследователь, истово погружающийся в предмет, но при этом назвать Елену Иосифовну кабинетным ученым никто не решится — ее постоянно встречаешь в театре!
-
«Молчание». М. Хубаи.
Финский театр Петербурга.
Режиссер Сеппо Кантерво, художник-постановщик Ирина Пронина.Удивительная история петербургской театральной жизни. Здесь в 2023 году появился Финский театр. На фоне того, что сегодня происходит в политическом и общественном пространстве, явление эксклюзивное.
Рождению своему театр обязан подвижнику финской культуры, актрисе, педагогу, некогда создательнице финской школы в Петербурге Ольге Миловидовой. Несколько лет назад Ольге довелось познакомиться в Театральной библиотеке с архивным драматическим фондом, в котором хранятся пьесы, изданные на национальных языках Российской империи. И только финских — 400!
-
«С Рождеством, Мокрый Нос!».
Театр Karlsson Haus.
Автор текста и режиссер Наталья Слащева, художник Виктор Клочко, композитор Ильдар Юсупов.Французская свалка, где живут бездомные звери, — далеко не самое очевидное место действия для детской рождественской истории. Однако именно там встречают свой праздник герои спектакля Натальи Слащевой «С Рождеством, Мокрый Нос!». И хотя «помоечная» тема задает шутливый тон всему происходящему, во время представления ты невольно вспоминаешь о самой сути этой ночи, о чуде, которое произошло в маленькой пещере, используемой как хлев.
-
«Превращение». А. Кириллов, А. Микаелян.
Театр на Таганке.
Режиссер Андрей Гончаров, художник Константин Соловьев, саунд-дизайнер Александра Микаелян.Шутка о том, будто мы рождены, чтоб Кафку сделать былью, уже давно не смешит. Теперь бы эту быль, как пел Михаил Щербаков, обратно сделать сказкой. Именно это и делает Андрей Гончаров в спектакле «Превращение». Жанр его определен авторами как «камерный мюзикл»; он в самом деле идет в сопровождении живого камерного ансамбля, находящегося прямо на сцене, и музыкальные номера в нем структурно значимые, а не вставные, — но можно было бы вполне легитимно назвать его оперой для драматических артистов, имея в виду тот тип интеллектуальной работы, которая требуется от зрителя при всем внешнем изяществе этого спектакля.
-
«Веди свой плуг по костям мертвецов». О. Токарчук.
Независимый театральный проект. Премьера состоялась на площадке Театра Сундукяна (Ереван).
Режиссер Борис Павлович, сценография и костюмы mo-lu, композитор Роман Цепелев, видеохудожник Александра Магелатова, консультант по пластике Екатерина Крамаренко, продюсер Ефим Спектор.Здесь горизонтальное пространство жизни не скрывает, не прячет за бытовым свой символический план, а скорее наоборот, сразу обнажает его. Иносказание становится первым и мгновенно узнаваемым планом. Торговая точка на барахолке, лес и столовая в доме героини: супница, ожидание гренок, ослепительный свет фар, разрезанный стволами деревьев, ношеная одежда из секонда — все это лишь тонкая пленка реальности, сквозь которую явственно и настойчиво проступает инобытие, и не увидеть его невозможно. Вещи из действительности всего лишь знак, тайнопись, разгадав которую, ты слышишь язык другого мира, законы которого противоречат законам мира нашего, опрокидывают их. В финале все мы, добравшись до сути, должны будем совершить свой выбор, понять, хотим знать правду или остаться тут, пытаясь удержаться у хлипкой ненадежной реальности, ее человеческого закона?
-
«Голиаф».
Московский еврейский театр «Шалом».
Режиссер Саша Золотовицкий, художник Маруся Павлова.Трехметровая гора мускулистого мяса в шестидесятикилограммовой бронзовой кольчуге по имени Голиаф всегда мало интересовала художников — в отличие от юного и в будущем великого Давида, ловко залепившего тупому великану в лоб камнем из пращи, а потом отрубившего мечом его здоровенную голову. В Ветхом Завете фигура Голиафа хоть и впечатляет параметрами, но уж совсем эпизодическая. А Саша Золотовицкий именно его сделал героем своей, как обозначен им жанр спектакля, «небиблейской истории», выросшей из лабораторного эскиза. Он обошелся без драматурга, и очевидный процесс коллективного сочинения «своими словами» по ходу действия, как назвал этот прием Дмитрий Крымов, позволил артистам присвоить библейскую фабулу и освободиться от всякой робости перед великим источником.
-
«Человек среднестатистический». А. Казюханов.
Театр Ермоловой.
Режиссер Дмитрий Мульков, художник Марина Моторная.Спектакль «Человек среднестатистический» режиссера Дмитрия Мулькова вышел в рамках ПРОЕКТа [1,5] — полтора месяца на репетиции, бюджет — полтора миллиона, полтора часа — длительность, билеты — не дороже полутора тысяч. Такова задумка создателей этой лаборатории — худрука Олега Меньшикова и куратора Рината Ташимова, которые хотели дать молодым постановочным командам шанс попробовать себя на большой сцене, там, куда не очень еще опытных режиссеров крупные театры пускают редко и неохотно. А где-то пробовать свои силы им нужно, и Театр Ермоловой рискнул стать такой площадкой, а заодно получить в репертуар новые спектакли и ярких новых режиссеров.
-
«Щастье!». Ю. Ким, В. Дашкевич.
Театр им. Моссовета.
Режиссер и хореограф Алла Сигалова, музыкальный руководитель Роман Берченко, сценограф Сергей Рябов.В русле тренда на постановку мюзиклов и оперетт в драматических театрах и в память о собственном славном прошлом Театр Моссовета выпустил премьеру под названием «Щастье!» — музыкальный спектакль Аллы Сигаловой по фолк-опере Юлия Кима и Владимира Дашкевича «Клоп».
комментарии