Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ДВАДЦАТЬ ЛЕТ В СТРОЮ

    Двадцатилетие выпуска ЛГИТМИКа 1991 года
    (курсы И. О. Горбачева, А. И. Кацмана — В. М. Фильштинского)

    Этим летом, как раз на рубеже июня и июля (ведь в это время в театральном институте всегда завершаются декады дипломных спектаклей и вручаются дипломы), исполняется 20 лет с момента выпуска невероятно талантливых курсов ЛГИТМиКа имени Н. К. Черкасова (ныне — СПГАТИ), курса Игоря Олеговича Горбачева и курса Аркадия Иосифовича Кацмана (после его смерти в 1989 году курс подхватил Вениамин Михайлович Фильтшинский).

    Так уж встали звезды на небе, что прием 1987 года оказался крайне удачным, и пусть не все из поступивших тогда выпускались «со своими» (некоторые отстали или перевелись на параллельные курсы), все же они не потерялись из виду, судьба их часто сводит вместе, и всегда мы до сих пор с любовью называем их «горбачевцы» и «кацманята».

    Читать дальше | Комментарии 15 комментариев
  • ПРОЩАНИЕ НА ФОНЕ ГЛОБУСА

    «Вальс на прощание». Моноспектакль Алексея Девотченко
    по произведениям (в основном) Иосифа Бродского.
    Режиссер Владимир Михельсон.

    Спектакль ли? (Ильф так дразнил рецензентов в записных своих книжках: «Мавр ли?»). И Михельсон, и Девотченко делают именно то, что в заголовке, это и есть жанр. Прощаемся с эпохой-страной-поэтом-собою. Прощание глобально. Над сценой висит луна... дискотечный сверкающий шар... Это глобус.

    Есть здесь и танец. Это словно одно длящееся па, ведь Камерная сцена МДТ невелика. Девотченко одиноко вальсирует, не прерывая могучего плеоназма поэтической речи. Вся композиция начинает парить, словно приподнявшись над планшетом на сколько-то сантиметров.

    Читать дальше | Комментарии 11 комментариев
  • ГОЛОВИН И ГОЛОВИНА

    В актерском фойе Александринского театра прошла презентация восстановленного костюма Китайца из второй картины мейерхольдовского «Маскарада» (1917).

    После разоблачения одного из величайших театральных мифов XX века — обнародования костюмов и занавесов из легендарного «Маскарада», более полувека считавшихся утраченными — театр, при поддержке фонда «Александринский», продолжает воссоздавать волшебный мир Мейерхольда — Головина, не жалея ни денег, ни времени.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НОВЫЙ НОМЕР — № 64

    Как правило, за «режиссерским» номером у нас следует «актерский». И если в предыдущем № 63 мы выясняли у многих режиссеров, в чем суть и свойства современного режиссерского искусства, то в № 64 на вопрос, какие актерские качества надо бы занести в Красную книгу как исчезающие, — отвечают все его герои и авторы. А еще довольно много актеров составляют словесный «фоторобот» своего коллеги — современного актера.

    Кто же герои номера? Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили в спектакле «Лето одного года» в БДТ, Илья Дель и Анна Арефьева в «Ромео и Джульетте» Театра на Литейном, Янина Лакоба — Митиль в «Счастье» (Александринка), Валерий Дьяченко, Константин Райкин в «Достоевском», Виталий Салтыков (в нем же...), Андрей Шимко в «Утиной охоте», Клавдия Савина — Васса, Дмитрий Лысенков — Гамлет, Сергей Барковский и Наталья Суркова в «Семье Сориано», Лаврентий Сорокин в «Скупом» и так далее.

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • ПЛАМЯ «КОЛЯДА-PLAYS»

    Завтра, 24 июня, в Екатеринбурге стартует V Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда — Plays».

    В блоге мы открывает текст, посвященный фестивалю «Коляда — Plays» прошлого года и опубликованный в № 61 «Петербургского театрального журнала»

    Когда мы вышли из Театра кукол с последнего фестивального спектакля, облако дыма простиралось над центром города. Через минуту осознали, что горит где-то прямо в районе «Коляда-Театра». Это, как скоро выяснилось, была сельхозакадемия, здание которой отделено от театра узкой улочкой. Сгорели учебные ведомости, приготовленные для вручения дипломы (назавтра у ребят был выпускной бал), но, слава Богу, и всё. Никаких человеческих и материальных потерь не случилось. Однако стало окончательно ясно, что находиться вблизи «Коляда-Театра», особенно в дни фестиваля, небезопасно.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • РЕЗО ГАБРИАДЗЕ — 75

    В белую ночь на 29 июня коренные петербуржцы и «гости нашего города» кинут немало монет в воды реки Фонтанки, изо всех сил стараясь, чтобы денежка застряла на маленьком выступе возле крошечной бронзовой птички — Чижика-Пыжика. Они загадают желания (в основном, любовные), не задумываясь, почему так доверяют свою будущность этой пьяной птице, у которой от перепоя на Фонтанке «зашумело в голове», и уж точно не зная, что надежду на счастье в виде монетки и Чижика им подарил Резо Габриадзе, еще на открытии памятника сказавший: «Это будет памятник влюбленных».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • X МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «КУКАРТ»

    X Международный Театральный Фестиваль «КукАрт»

    Сегодня в Большом Театре Кукол (ул. Некрасова, д.10) состоится открытие X Международного Театрального Фестиваля «КукАрт» (22 — 30 июня).

    Участниками фестиваля будут театры кукол стран Балтийского моря из России и 11 государств: Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Финляндия, Швеция, Эстония, а так же приглашенные театры из Норвегии, Исландии. Среди них главные кукольные театры Санкт-Петербурга, включая неоднократных обладателей Высшей театральной премии России «Золотая маска» и Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»: Большой Театр Кукол, театр «Кукольный формат», Кукольный театр сказки, «Бродячая собачка», «Кукольный дом» и театр кукол из Калининграда. Специальные гости фестиваля театры кукол из Болгарии, Иркутска, Новокузнецка, Рязани.

    Читать дальше | Комментарии 11 комментариев
  • ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ОЛЕГА ЖЮГЖДЫ

    Сегодня, 21 июня, в редакцию «Петербургского театрального журнала» пришло письмо от известного режиссера Олега Жюгжды, о котором мы писали много раз (см. интервью в № 59, рецензии на спектакли «Превращение» и «Пиковая дама» в блоге).

    Стоило только мне сесть в междугородний автобус, отправляющийся из Гродно, как раздался звонок директора: «Я считаю, что Гайдель должен написать заявление об уходе. — На каком основании? — Я так считаю!..»

    Читать дальше | Комментарии 24 комментария
  • ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗДАНИЯ АЛТАЙСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА

    Сегодня, 21 июня, в 18: 00 открывает свое новое здание Алтайский Молодежный театр. Заканчивается многолетняя эпопея: сколько знаем этот театр — всегда директор Татьяна Федоровна Козицына говорила о стройке...

    Кажется, впервые эта тема возникла в середине 1990-х, и уже тогда всех поражало буквально полуразрушенное здание бывшего Дома пионеров, в котором ютился театр. С тех пор много раз мы писали о МТА, о его спектаклях и людях. Брали интервью у Т. Ф. Козицыной (оно называлось «Мы живем на преодолении», см. № 29), отсматривали спектакли на «Сибирский транзит» (см. № 27 — статья «Сибириада» Елены Миненко, № 32 — статью Марины Дмитревской и Евгении Тропп, рецензировали спектакли МТА (см. № 59 — статьи Евгении Тропп, Татьяны Тихоновец), встречались на фестивалях (последние годы театр бывал и на петербургской «Радуге», см. № 53, а Надежда Таршис — на «Транзите», см. № 54).

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЛЮДИ! МНЕ БЫЛО ВИДЕНИЕ!!!

    Юрий Клавдиев о том, какой должна быть пьеса

    Друзья, свершилось то, о чем говорили большевики. Драматург Юрий Клавдиев опубликовал на своей странице в facebook заметку «Люди, мне было видение!!!», которую мы не можем ни привести в блоге (см. ниже). Также мы размещаем на сайте текст «Я сейчас азбуку прохожу» — интервью с Юрием Клавдиевым, опубликованное в № 61 «Петербургского театрального журнала»

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • ТЕАТР «МАСТЕРСКАЯ»: ПЕРВЫЙ СЕЗОН В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИИ

    Театр «Мастерская» закончил свой первый сезон. Сыграно более 100 спектаклей, театр признан «Театром года», 18 июня закрывались «Старшим сыном» в переполненном зале, готова премьера «А зори здесь тихие...» (предпросмотр 29 июня в ДК им. Дзержинского, премьера 2 сентября).

    Когда театр только-только возник, мне пришла идея внедрить туда социологов. Может быть, сработала память о замечательном деле предперестроечной эпохи, когда в нашем СТД работала группа «Социология и театр». Руководил ею Б. М. Фирсов, в нее входили Ю. М. Барбой, Л. Кесельман (не помню Лёниного отчества, только бороду!), Б. Н. Кудрявцев и др. Тогда каждый сезон мы имели брошюру с социологическим портретом каждого театра, зрителя, с тенденциями, анализом репертуара. (И не надо нынче кивать на кормильца русского театра Р. Куни, я точно помню, что в большом отрыве от всех остальных репертуарную таблицу из года в год возглавляли «кормильцы» Б. Рацер и В. Константинов, а не А. Чехов и А. Гельман!)

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • «ЗАРАЖАТЬ» ПЛАТОНОВЫМ

    Воронеж помнит мелиоратора Андрея Платонова, проводившего «санитарно-гидротехническое оздоровление» города, и Платонова-электрификатора. В Воронежской области протекает река Потудань. Один из ключевых авторов XX века здесь родился, начал литературный путь, снискал признание. В атмосфере старого города — исток платоновской поэзии «железнодорожья» и технократии. И хотя атмосфера эта — в крупицах (в войну город почти разрушили), вдруг, бродя по улицам, видишь домики как будто из рассказов Андрея Платоновича или встречаешь его персонажей. Неудивительно, что в Воронеже создали фестиваль имени гениального земляка, впервые прошедший в июне и поразивший размахом.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 25

    В архиве появился № 25. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЭКЗАМЕНАТОР: КУКОЦКИЙ

    Мастерская А. А. Праудина в СПбГАТИ показала результат годовой работы: спектакль по роману Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого». Собственно — часть романа Улицкой, часть будущего спектакля, два часа, несколько линий, фрагментов, смысловых планов. Акцент на семейной истории доктора Павла Кукоцкого, на зле криминальных абортов, которое он хотел преодолеть, на истории его бескомпромиссного друга Ильи Гольдберга, на послевоенном политическом идиотизме. Сцен, в итоге, будет больше. Перед началом Праудин какой-то немыслимой формулировкой выразил предварительность нынешнего этапа работы, что-то вроде «эскиз первого прикосновения к роману». Это не так. Уже есть художественное событие, есть спектакль, вполне цельный, и он производит глубокое, резкое, объёмное человеческое и театральное впечатление.

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • СПЕКТАКЛЬ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДЕТЕНЫШ» ИГРАЛИ В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ

    В Большом театре кукол стартовала дипломная декада спектаклей Мастерской Руслана Кудашова. После выпуска почти все артисты остаются в Мастерской, образуя молодежную студию БТК. 11 и 12 июня в театре показывали премьеру — «Ромео и Джульетту», двенадцатую и последнюю работу курса (следующий показ — 29 июня). Вчера и сегодня на сцене Учебного театра на Моховой в последний раз играли «Человеческого детеныша». На нашем сайте читайте текст о спектакле, написанный в то время, когда его участники были студентами второго курса.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПЕРМСКАЯ ВЕСНА В КУКОЛЬНОМ СТИЛЕ

    О фестивале «Пермская театральная весна»

    Фестиваль «Пермская театральная весна» проходил в этом году уже в 63-й раз. И хотя фестивалем его можно назвать лишь «по старой памяти» (когда-то, в 1948-м году такое имя дали ему руководители местного отделения ВТО), солидный возраст мероприятия не может не вызывать некоторого почтения. Правильнее было бы назвать его «смотром достижений сезона» — ведь в программу входят премьерные постановки, которые отсматривают и обсуждают с профессиональными театральными коллективами в течение мая-июня референты пермского СТД, по возможности привлекая к этому хлопотному процессу критиков (как пермских, так и иногородних).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЖИТЕЙСКАЯ СКАЗКА

    I Международный Платоновский фестиваль в Воронеже

    Андрей Платонов. «Волшебное кольцо».
    Воронежский театра кукол «Шут» им. В. Вольховского.
    Режиссер Валентин Козловский

    Вот уже несколько дней в Воронеже проходит I Международный Платоновский фестиваль — масштабный проект, щедрый подарок к 425-летию города, которое будет отмечаться осенью. Из разных городов и стран сюда приехали исследователи и почитатели одного из ключевых и таинственных авторов XX века, Андрея Платонова. В Воронеже, где Платонов родился, начал литературный путь, создал семью, снискал признание, о писателе помнят и стараются не утратить связующую с ним нить. В одном из домов располагались редакции газет, с которыми сотрудничал молодой литератор. Напротив был Главпочтамт, откуда он часто отправлял свои рукописи. В атмосфере этого города — исток платоновской тематики. Отсюда течет поэзия «железнодорожья» — с поездами, нежнейшими созданиями, достойными тех же слов, что и Женщина, с машинистами — поэтами своего дела.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОПЫТ МУДРЫХ. ОПЫТЫ СМЕЛЫХ

    Лаборатория «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких» в Самаре

    В Самарском театре юного зрителя «СамАрт» завершила работу очередная Лаборатория «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких».

    Лаборатории при поддержке СТД проходят в театре с 2006 года. Бессменные руководители проекта — драматург, арт-директор фестиваля «Золотая репка» Михаил Бартенев (Москва) и театральный критик, продюсер Олег Лоевский (Екатеринбург и далее — везде). Задачи лабораторий — открытие пьес, написанных для детей, и поиск режиссеров, способных эти пьесы поставить. Детский театр нуждается в свежих сценических идеях: все давно знают, как клепать елочные представления и незатейливые утренники, а вот авторский оригинальный спектакль для юного зрителя — большая редкость. В дефиците и материал, и постановщики — не только владеющие профессией, но и умеющие работать именно для детей. Бартенев и Лоевский упорно, год за годом, ищут своих единомышленников среди молодых режиссеров, надеясь отыскать среди них «нового Корогодского»...

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО РАЯ

    «Немецкий вальс».
    Фестиваль памяти Пины Бауш в Доме кино

    Событие, инициатором которого выступил «Крепостной балет», послужило как данью уважения памяти Пины Бауш (1940 — 2009 гг.), так и «оболочкой» для двух премьер петербургского танцтеатра. В программу мероприятия вошли, помимо свежевыпущенных одноактных балетов, доклад историка танцевального театра Кристиан Харттер (приглашенной при содействии Гете-института) с демонстрацией редких кинокадров из Кельнского танцевального архива, и «Вариация» в исполнении почетного гостя Андрея Березина (единственный русский танцовщик из труппы Пины Бауш, проработавший в «Вуппертале» более 15 лет). Был также показан фильм Ли Янор «A coffee with Pina» (запечатлевший в примерно двадцатиминутном ассоциативном монтаже крупные планы лица и мгновения творческой жизни «королевы танцтеатра»). Составив такую «просветительсткую» программу, организаторы, пожалуй, были правы: как ни велики мировая слава и ценность художественного продукта «Вупперталя», для широкой публики его восприятие по сей день нуждается в пояснениях.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДЕНЬ БОРОДИНА

    Сегодня, 6 июня, родился не только Пушкин. Сегодня Российский академический Молодежный театр (РАМТ) празднует 70-летие своего художественного руководителя Алексея Владимировича Бородина.

    «Петербургский театральный журнал» искренне присоединяется к чреде «поздравлянтов», тем более, что Алексея Владимировича поздравлять легко, он человек редкого благородства, интеллигентности, скромности. А как подумаешь! Более четверти века он стоит у руля РАМТа — и все эти годы театр живет без войн и революций, в режиме настоящего творчества, о котором поэт сказал когда-то: «Благословляю ежедневный труд».

    Читать дальше | Комментарии (0)